Реформа государственной службы
"Государственный аппарат должен быть
эффективным, компактным и работающим."
Из Послания Президента В.Путина
Федеральному Собранию 18 апреля 2002 года
В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.
В 1992 - 2002 годах осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы. Приняты Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отдельные виды федеральной государственной службы, а также государственную службу субъектов Российской Федерации.
Однако, современные экономические условия, существенные преобразования в общественных отношениях требуют повышения эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества.
Переустройство российской власти имеет три составляющих.
Первая - это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней.
Вторая - это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти).
Наконец, третья - это реформа государственной службы, определение статуса госслужащего. Согласно президентскому распоряжению при Председателе Правительства РФ функционирует комиссия по реформированию государственной службы, а первый замглавы Администрации Президента Дмитрий Медведев возглавляет межведомственную рабочую группу по подготовке проектов программы реформирования государственной службы.
Согласно указу Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" главными направлениями реформирования государственной службы Российской Федерации являются:
- создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;
- разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;
- выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;
- внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;
- формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.
В Программе вводятся принципиально новые понятия госслужбы как механизма государственного управления. Появляется дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации. В рамках реформы предпологается унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность. В Программе формируются принципы работы госслужащих, определяются полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Также принимается порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта. «Чиновник должен стать нормальным цивилизованным служащим, оказывающим услуги гражданам» - Д.А. Медведев.
Программа, дает возможность на пилотных проектах опробовать дальнейшие шаги - определить оптимальный уровень зарплаты чиновника, разобраться с подготовкой кадров, понять, как можно сделать работу госслужбы более открытой. Затраты на ее осуществление - 539 миллионов рублей, из них больше половины - на научно-исследовательские работы.
Рамочный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" был принят Думой в первом чтении 24 января 2003 года.
См. также:
Пресс-досье:
- Ремонт аппарата // Ведомости, 06/03/2003
- СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК // Эксперт, #8, 03/03/2003
- Самогонный аппарат // Еженедельный Журнал, #57, 17/02/2003
- Упорядочение чиновников // "РОССIЯ", 05/02/2003
- Основные направления реформы государственной службы в России // Радио Маяк, 27/01/2003
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ОДОБРИЛА ЗАКОНОПРОЕКТ О ГОСНОМЕНКЛАТУРЕ // Коммерсант, #12, 25/01/2003
- Госдума приняла в первом чтении внесенный президентом законопроект "О системе государственной службы РФ" // РИА "Новости", 24/01/2003
- ЧИНОВНИКАМ ВЕЛЕНО ЗАРАБОТАТЬ // Коммерсант-Деньги, #46, 26/11/2002
- ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА // Российская Газета, #224, 26/11/2002
- ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В БЮРОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ? ТАКОГО НЕ БЫВАЕТ… // Новая Газета, № 87, 25/11/2002
- Табель о рангах для России // РТР. Вести недел, 24/11/2002.
- «Система госслужбы будет откорректирована» // "ВЕК", № 41, 22-29 Ноябрь, 2002 г.
- ПРЕЗИДЕНТ РАЗРЕШИЛ ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ЧИНОВНИКАМИ // Коммерсант, #212,
22/11/2002
- Владимир Путин утвердил программу реформирования государственной службы Российской Федерации // РИА "Новости", 21/11/2002
- КАРЬЕРА ЧИНОВНИКА // Российская Газета, №172, 12/09/2002
- Премьер-министр РФ Михаил Касьянов заявляет, что подготовительный этап административной реформы должен быть закончен к 2004 году. // ИНТЕРФАКС, 03/09/2002
|
|