ЧИНОВНИКАМ ВЕЛЕНО ЗАРАБОТАТЬ
Президент утвердил программу "Реформирование государственной службы Российской Федерации". Два года в ряде ведомств будут испытываться новые модели госуправления - отраслевой принцип заменят функциональным, а зарплата чиновников будет напрямую зависеть от результатов их работы.
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЭКОНОМИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ЧИНОВНИЧЕСТВО СТАЛО ГЛАВНЫМ ТОРМОЗОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Россия в глазах и современников, и историков, как правило, выглядит как страна победившего чиновника. Слово "волокита" иностранцы заучивают сразу после известных идиоматических выражений. Армия российского чиновничества всегда считалась неисчислимой и непобедимой. Ей проигрывали и цари, меланхолично соглашавшиеся с историком и воспитателем Александра 1 Николаем Карамзиным, что в стране воруют, и коммунисты с народным контролем. Еще беспомощнее выглядят современные российские власти, допустившие, как утверждают разные источники, многократный рост чиновничества по сравнению с советской эпохой.
Однако если верить последним изысканиям директора Федеральной архивной службы Владимира Козлова, а также авторов программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации", то раздутость штатов в России оказывается не более чем очередным историческим мифом. Действительно, с 1802-го по 1913 годы количество табельных чиновников в Российской империи выросло почти в 20 раз - с 13,26 тыс. до 253 тыс. человек. Тем не менее их плотность в XIX - начале XX веков у нас была в несколько раз ниже, чем во Франции и Англии. Например, в 1826 году на каждую тысячу жителей в Англии приходились 4,1 чиновника, во Франции - 4,81, а в России всего 1,3.
По состоянию на 1999 год федеральных чиновников в России (до революции 1917 года они относились к классу табельных) было чуть больше 314 тыс. В результате "обеспеченность" населения чиновниками по сравнению с 1826 годом лишь удвоилась - 2,8 на тысячу человек населения. Заметим, что по последнему показателю Россия продолжает уступать развитым странам. В Великобритании и США на тысячу человек соответственно приходятся 5,2 и 3,9 федерального чиновника.
Впрочем, мифы на пустом месте не возникают. По-видимому, любая встреча частного лица с российским чиновником оставляла у первого такую душевную травму, что все государевы люди просто двоились и даже троились у него в глазах.
По-научному этот феномен попытались объяснить исследователи из Высшей школы экономики (ВШЭ) в выпущенном в сентябре докладе "Органы исполнительной власти; функции, типы, экономический механизм". По их мнению, система госвласти в России всегда была и остается неповоротливой, подверженной коррупции, а главное - она просто неэффективна. В страну, управляемую таким правительством, считают в ВШЭ, инвесторы не будут вкладывать деньги. Иными словами, чиновничество стало главным тормозом экономического роста.
Чтобы убрать тормоз, в Кремле еще два года назад было решено отечественное чиновничество вытянуть на уровень западного. Для начала ректор ВШЭ Ярослав Кузминов предложил существенно повысить чиновникам зарплату. Однако тогда Кремль на это не отважился, хотя, по расчетам Кузминова, серьезного увеличения бюджетных расходов можно было бы избежать. Деньги сэкономили бы на уволенных. Но только сокращениями увеличить эффективность госуправления невозможно. Одной реформой госслужбы здесь не обойтись. Поэтому президент поручил премьеру разработать концепцию административной реформы, главная цель которой - определить наконец, от каких госфункций нужно вообще отказаться, особенно в экономической сфере, а какие необходимо передать от федеральной власти регионам. Исходя из концепции нового устройства системы госвласти должна, по словам Михаила Касьянова, проводиться реформа органов исполнительной власти, а также госслужбы.
Однако реформой госслужбы непосредственно занимается не премьер, а первый замруководителя президентской администрации Дмитрий Медведев. Естественно, он не собирается уступать пальму первенства конкурирующей фирме и спешит завалить президента документами, изменяющими условия труда чиновничества и критерии оценки его деятельности. В августе президент уже одобрил своего рода моральный кодекс российского чиновника, подготовленный Медведевым. 19 ноября была подписана уже федеральная программа реформы госслужбы. В документе предлагается осуществить множество мер, направленных в конечном счете на "оптимизацию численности государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления". Правда, авторы программы почему-то не удосужились определить, что такое эти "новые методы". Но обещают найти их в ходе многочисленных экспериментов в различных министерствах и ведомствах. На эксперименты запросили немало денег - полмиллиарда рублей на два года.
Впрочем, разработчики программы, похоже, ломятся в открытую дверь. Новые методы управления уже определены в ВШЭ. Это прежде всего замена отраслевого принципа функциональным и постепенный отказ от оказания государством не свойственных ему общественных услуг.
КОНСТАНТИН СМИРНОВ, 46, стр. 44, Коммерсант-Деньги
26/11/2002
|