Ремонт аппарата
Минтруд хочет сохранить чиновникам гарантии
Минтруд отбил атаку либералов на бюрократию. Законопроект о государственной гражданской службе, поступивший в правительство, в минимальной степени воспринял идеи проведения конкурсов на замещение вакансий, заключения с чиновниками срочных контрактов и увязки зарплаты с результатом. Если "бюрократический" законопроект будет одобрен, уволить госслужащего будет так же сложно, как сейчас.
По словам проректора Высшей школы экономики Льва Якобсона, в работе над законопроектом о государственной гражданской службе столкнулись два подхода. Один исходил из того, что за место госслужащего надо бороться на конкурсе, а зарплата чиновников должна максимально учитывать их достижения. Другой отстаивал традиции табели о рангах - с бессрочным контрактом, движением вверх по ступеням служебной лестницы и стабильным окладом. Якобсон признает, что проект получился компромиссный, так как либералы были в меньшинстве: "Мы, например, добились, чтобы прием на госслужбу и карьерный рост шли через конкурсы, но затем в тексте появились оговорки, обесценившие этот принцип".
Сегодня в России 420 000 федеральных госслужащих и 180 000 - региональных. Еще 440 000 чиновников трудятся в муниципалитетах.
Депутат Владимир Южаков, который входил в группу экспертов, участвовавших в обсуждении законопроекта, резче в оценках. На его взгляд, Минтруд выхолостил важнейшее положение президентской программы реформирования госслужбы - повсеместное распространение конкурсных процедур. Без отбора могут приниматься руководители, подписывающие срочный контракт, а перечень таких руководителей предельно широк. Проект позволяет легко расширить список должностей, отнесенных к работе с гостайной, где конкурс исключен. Без конкурса разрешается замещение должностей в порядке перевода, причем из одного вида госслужбы в другой. "Чиновники всегда смогут устроить друг другу перевод", - заключает Южаков.
Основным оппонентом Минтруда выступает Минэкономразвития. Первый замминистра Михаил Дмитриев говорит, что замечания его министерства в полной мере не учтены. Очень узкой оказалась область срочных контрактов. "Срочный контракт сделан исключением из правила, причем имеющим применение лишь в небольшом числе случаев", - замечает Дмитриев. Напрямую такие контракты предусмотрены для руководителей, назначаемых президентом и главой правительства на определенный срок, а также советников и помощников таких персон. С подавляющей же массой чиновников контракт должен быть бессрочным.
Очень сложно будет уволить чиновника инертного, но не уличенного ни в чем предосудительном. Единственная легальная возможность - сокращение штатов. Вполне традиционной оказалась система оплаты труда. В отдельных случаях предусмотрена единовременная выплата суммы за результат, но в целом денежное содержание будет состоять из твердого оклада и надбавок - за стаж, условия работы. Стимулирующая роль зарплаты практически нивелирована. В программе реформы госслужбы стояла задача довести до 50 - 60% гибкую часть заработка, привязанную к достижениям самого чиновника, его подразделения и ведомства в целом. При той структуре оплаты труда, которая предусмотрена в проекте, соотношение постоянной и переменной части денежного содержания 80:20. "Законопроект предусматривает, что порядок финансирования и денежного содержания устанавливается не законом, а иными нормативными актами. То есть чиновники хотят передать вопрос собственного благоденствия в руки коллег ", - возмущен Южаков.
С категоричностью оппонентов не согласен первый замминистра труда Валерий Январев. По его мнению, в законопроекте найден разумный баланс традиций госслужбы и новых веяний. "Все может быть гибко, - поясняет Январев. - Скажем, для кадрового департамента конкурс проводится, но контракт бессрочный". Так же и при увольнении госслужащего: когда ведомство ликвидируется, надо сохранить социальные гарантии - например, возможность перевода, а если меняется структура подразделений ведомства, то никаких особых гарантий у госслужащего не будет. Минтруд также гордится тем, что ввел в документ положение о конфликте интересов. Эта норма предполагает создание внутри ведомств комиссий для мониторинга и регулирования поведения госслужащих. А Дмитриев добавляет, что список членов комиссий должен согласовываться с органом по управлению государственной гражданской службы, но пока такой структуры в системе исполнительной власти нет.
По словам чиновника Белого дома, документ будет обсуждаться в марте на совещании у премьера Михаила Касьянова, чтобы еще в весеннюю сессию внести проект в Думу.
0
Александр Беккер, Ведомости 06 марта 2003, Ведомости (online)
06/03/2003
|