Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

29 мая 2003 г. в 11:02 по московскому времени в Центре Информационных Технологий МГУ началась интернет-конференция ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Садовничего Виктора Антоновича.

Тема конференции: "Образование. Проблемы и успехи."

Конференция проводится компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Меньше недели назад в школах прозвенел последний звонок, на этой неделе прошел Единый государственный экзамен. Для выпускников школ наступила очень сложная и волнительная пора. Необходимо выбрать вуз, подготовиться и сдать вступительные экзамены. Вопросов масса. И их мы хотели бы адресовать Ректору Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академику Виктору Антоновичу Садовничему.

Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий, Проректор МГУ Александр Васильевич Михалев,  директо компании Гарант Першеев Д.В.Поскольку Виктор Антонович возглавляет не просто крупнейший и ведущий университет страны, но и является Президентом Союза ректоров России, играет важнейшую роль в системе высшего образования России. Мы, конечно, хотели бы поговорить не только о МГУ, но и о проблемах и перспективах высшей школы в целом, о Едином государственном экзамене. Сегодня на конференции вместе с Виктором Антоновичем присутствует Проректор МГУ Александр Васильевич Михалев.

Конференция организована компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательство".

Я рад представить директора компании "Гарант" Дмитрия Викторовича Першеева, заместителя директора по внешним связям компании "Гарант" Татьяну Юрьевну Комарову, директора компании "Гарант-Интернет" Алексея Евгеньевича Солдаткина, главного редактора журнала "Законодательство" Наталью Викторовну Ткаченко.

К началу конференции на актуальную тему "Образование. Проблемы и успехи." от интернет-аудитории поступило около 150 вопросов.

Ведущий: Я с удовольствием передаю слово Виктору Антоновичу.

Садовничий В.А.: "Добрый день, уважаемая аудитория. Для меня большая честь участвовать в этой конференции."Садовничий В.А.:
Добрый день, уважаемая аудитория. Для меня большая честь участвовать в этой конференции. Это означает, что в обществе, у ребят есть интерес к вопросам образования, а это главное, чему служит Московский университет, и чему отдаю свои силы и я.

Для многих регионов проводится эксперимент: начались выпускные экзамены в школах, и эти экзамены одновременно являются вступительными и в высшие учебные заведения. Хочу подчеркнуть, что речь идет пока об эксперименте. Он должен быть апробирован, результаты должны быть обсуждены, и в 2005 году по результатам эксперимента будет приниматься решение. Ну, так уж получилось, - и я не очень положительно к этому отношусь, - что эксперимент приобрел большие масштабы, и в этом году в нем участвуют 48 регионов. Правда, по утверждению нашего Министерства, это, в основном, желание самих регионов.

Но, в общем, я высказал свою точку зрения, что, конечно, всякий эксперимент требует очень осторожного, содержательного и, главное, умного подхода. Но, как бы то ни было, уже 700 тысяч школьников участвуют в сдаче экзаменов в школах по тестам, и для многих университетов, тех, которые признают эксперимент, они являются одновременно вступительными экзаменами.

Мое отношение к этому следующее. Я считаю, что главное в образовании, и главная наша задача состоит в том, чтобы найти талантливых ребят, умеющих мыслить, умеющих самостоятельно принимать решения, умеющих продвигать вперед науку. Людей, которые являются личностями и станут такими личностями. Поэтому поиск талантливых ребят, поиск своего контингента для многих университетов – это сложная задача и она, безусловно, не сводится к единовременному тесту, проведенному один раз за несколько часов и на всю жизнь. И в этом смысле я осторожно отношусь к абсолютному распространению этого теста и считаю, что, скажем, для Московского Университета он, в принципе, как единственная форма неприемлем.

Мы в этом году на олимпиадах, проводимых для одаренных, для талантливых, для желающих участвовать, встретились только в Москве с 10 тысячами. И многие из них уже подтвердили свои знания на олимпиадах как способные люди и, фактически, они будут зачислены летом в Московский Университет. Кроме того, мы выехали в тридцать регионов России и провели там олимпиады, и около 3 тысяч ребят из периферии к нам тоже, фактически, поступили. И я считаю, что вот форма - форма олимпиад, форма поиска талантливых, форма работы с одаренными детьми в школах – это и есть стратегический путь развития системы образования и поиска своих студентов для многих университетов.

Я не хочу отрицать единый экзамен как некоторую форму контроля за качеством школ, и, мне кажется, было бы правильным, если бы на первом этапе она существовала как форма сравнения успеха разных школ. Против этого никто не возражает. Точно так же, наверное, как результаты единого экзамена могут учитываться университетами, вузами, поскольку они являются некоторым показателем. Так же, как мы аттестат учитываем, можно было бы учитывать и это. Но я не согласен с абсолютизацией ЕГЭ как единственной формы контроля. Тем более, что результаты ЕГЭ связаны с так называемым ГИФО – государственным единым финансовым обязательством. И в последнем приказе по Министерству размер ГИФО колеблется от 12 тысяч - для самых выдающихся и показавших максимальный результат - до 700 рублей - так называемая 5 категория. А это означает, что за каждого - и за того, кто наберет максимальный балл, и, конечно, за того, кто получит 700 рублей в год на обучение, - надо доплачивать либо самому поступившему студенту, либо вузу. Но это противоречит нашей Конституции, поскольку в Конституции записано, что в вузе люди, поступившие по конкурсу, должны учиться бесплатно. Таким образом, есть вопросы, эксперимент идет. Мы еще выскажемся по результатам эксперимента, а сейчас о своей позиции я сказал.

Ведущий: Первый вопрос задает Алла Викторовна из Москвы. Виктор Антонович, расскажите, пожалуйста, как Президент Российского Союза ректоров, о ходе реализации Концепции модернизации отечественного образования.

Садовничий В.А.: "Что можно улучшить в Московском Университете, когда практически половина состава Российской Академии Наук на протяжении всей её истории – это выпускники или сотрудники Московского университета? "Садовничий В.А.:
Действительно, Государственным советом приняты рекомендации и принята концепция модернизации российского образования, которая затем и была принята правительственными решениями. Мне выпала также честь участвовать в разработке этой концепции. Я с самого начала и до конца принимал участие в её разработке. Хочу сказать, что главным мотивом этой концепции модернизации были задачи повышения статуса учителя, преподавателя, повышения его роли в обществе, поддержка в социальном смысле, создание для него нормальных комфортных условий для работы и воспитания молодых людей. По этому вопросу в концепции были записаны и конкретные меры, которые должны подержать учителя, поддержать преподавателя, и вернуть даже то, что уже было, и то, что было утеряно в последние годы. К сожалению были урезаны некоторые предложения группы, в которой мы участвовали, но тем не менее, главным аспектом и главным лейтмотивом этой концепции является задача повышения качества образования, доступности, статуса и положения учителя. А также создание таких условий, когда каждый талантливый человек может бесплатно учиться на конкурсной основе в наших университетах.

Среди предложений концепции выступали и организационные моменты. В частности, единый государственный экзамен. Кстати, про ГИФО в концепции не было сказано ни слова. И поэтому в первой части своего выступления я сказал, что, конечно, мы все были согласны, чтобы эксперимент шел, но меня немного настораживает быстрота эксперимента. Большая часть регионов, фактически, уже ввела новые правила, а это уже не эксперимент, а решение вопроса. Но будем надеяться, что обсуждение еще состоится.

Модернизацию заменило слово реформа, которое изначально предлагалось некоторыми группами. Я также считаю, что нам нет необходимости делать реформу. Образование у нас находится в неплохом состоянии - в смысле своего качества и уровня. А реформировать надо то, что плохо работает. Это показывает качество наших специалистов, приглашаемых в ведущие лаборатории мира, ведущие фирмы мира. Что можно улучшить в Московском Университете, когда практически половина состава Российской Академии Наук на протяжении всей её истории – это выпускники или сотрудники Московского университета? Наверное, нельзя добиться, чтобы вся Академия была выпускниками, но около половины есть. Поэтому улучшать надо, на мой взгляд, действительно то, что плохо работает.

Ведущий: Виктор Антонович, нам известно, что у Вас была сегодня встреча с Мэром Москвы Ю.М. Лужковым. На эту тему задает вопрос Мария из Москвы. Виктор Антонович! МГУ пользуется неизменной поддержкой Мэра Москвы. А чем Вуз помог городу за последнее время?

Садовничий В.А.:
Я на эту тему отвечу так. Иногда считается, что, мы - Московский вуз, и мы живем целиком на содержании г.Москвы. Мы бы не отказались, конечно, от этого, но все-таки мы государственный вуз, мы федеральная собственность, мы финансируемся из государственного бюджета РФ, и, конечно, это главный источник существования Московского университета.

У нас прекрасные отношения и с г.Москвой, и с Правительством г.Москвы, и с Мэром г.Москвы., и я очень их ценю и дорожу ими. Дело в том, что нахождение города, - а Московский университет - это, фактически, город, это тысяча зданий и 75 тысяч работающих, - нахождение города в городе безусловно требует абсолютно прозрачных, нормальных, деловых, теплых, если это возможно, отношений с руководством города. И на мой взгляд, - это моя оценка, прошу извинить Правительство Москвы, если я ее завышаю, такие отношения у нас установились.

Москва не имеет каких-то специальных бюджетных ассигнований для поддержки именно Московского университета. Правительство города поддерживает все университеты, а их около 100, и ежегодно на встрече всех ректоров г.Москвы с Мэром выделяются значительные суммы для поддержки всех вузов г.Москвы, в том числе, и Московского университета. В этом мы не исключение как всем, так и нам. Но мы сейчас замыслили огромную программу освоения новой территории. Конечно, освоение этой территории, строительство библиотеки, строительство клиники, строительство жилого комплекса для преподавателей МГУ невозможно было бы без поддержки города. И для нас это огромная помощь. И мы бесконечно благодарны городу за эту позицию и лично Юрию Михайловичу Лужкову.

Для г.Москвы наши ученые делают много, и вот, может быть, я ограничусь тем, что расскажу о последнем собрании ученых г.Москвы в Доме ученых, где мне была доверена честь выступить с докладом, фактически, вторым после открытия, и я рассказал о всех делах, связанных с работой наших ученых на благо города. Юрий Михайлович присутствовал, и в его выступлении содержалась также высокая оценка Университета как научного учреждения, делающего для города очень многое. Ну, вот два примера. Наши ученые-биотехнологи, - кстати, они связаны и с Научным парком МГУ, - разработали уникальный биосенсор. Он может фиксировать наличие загрязняющих или отравляющих или вредных веществ, в порядке 10-13 - 10-14 на количество этого вещества. И, собственно, это уникальный сенсор для проверки загрязнения пищевых продуктов, воды, даже рук, и т.д. Город принял для практического использования эту разработку выдающегося нашего профессора Варфоломеева. Его вторая разработка – это поиск альтернативного топлива, которое будет, в ближайшее время, надеюсь, альтернативой нефти или топлива на основе нефти. Технология позволит, на мой взгляд, уже в ближайшее время создать двигатели, которые будут работать уже не на основе бензина, а на основе других продуктов растительного происхождения. Можно продолжить этот список, но эти две разработки, фактически, одобрены в масштабах всего города.

Ведущий: В развитие этой темы у нас есть блок вопросов, который связан с функционированием этого "города в городе", с развитием территории Московского Университета. Первый вопрос задает Мишуров Михаил: “Расскажите, пожалуйста, о планах строительства в Университете 3-его Гуманитарного корпуса. Книгохранилища, общежитий. Будет ли это все готово к юбилею, и, если нет, то когда?”.

Другой вопрос задает Арина из Москвы: “Лет 8-9 назад в фойе актового зала Университета проводилась выставка, на которой был представлен план территориального развития Московского Университета. На плане территория напротив Университета на другой стороне Ломоносовского проспекта отводилась под учебные корпуса, библиотеку, спортивные сооружения, и, по-моему, даже общежития. Какова судьба этого плана? Почему этот план не осуществлен и будет ли он осуществляться? Является ли строительство фундаментальной библиотеки Университета на Ломоносовском проспекте частичной реализацией этого плана? Выльется ли начало такого строительства в создание университетского городка?

Садовничий В.А.:
Спасибо за эти вопросы. Нам очень помогло то, что через два года у нас юбилей – 250 лет. Московский Университет уже по-настоящему развернул программу освоения новой территории. Мы действуем строго в соответствии с утвержденным ТЭO и мы не отступаем от принципиальных решений ТЭO ни на шаг. И в точности реализуем то, что было утверждено в установленном порядке законом.

Сейчас, благодаря инвестиционным проектам, благодаря поддержке города по инфраструктуре, мы начали грандиозное строительство фундаментальной библиотеки для Московского Университета, и оно уже идет полным ходом. Это будет библиотека площадью около 60 тысяч квадратных метров, на 6 миллионов томов, 3 тысячи посадочных мест. В этой библиотеке будут конференц-залы, в том числе и зал больше, чем основной актовый зал Московского Университета. Будут и другие залы – музеи истории, залы для проведения конференций на 300, 500, 600 мест. Это будет грандиозное, на мой взгляд, одно из самых лучших зданий библиотек в России. Оно будет построено к 2005 году, к нашему юбилею, на стройке висит график понедельного строительства. И каждую неделю строительный комплекс Москвы проводит совещания прямо на месте строительства. Пока все идет по плану и не может быть не выполнено, поскольку таковы обязательства строительного комплекса Москвы.

Одновременно мне удалось убедить Правительство Москвы и получить поддержку, за что я еще раз благодарен, по строительству университетского клинического комплекса. Этот уникальный клинический комплекс будет базовым для факультета фундаментальной медицины. И этот комплекс также будет построен к юбилею. Его разработка сейчас заканчивается и начинается строительство. Одновременно на новой территории в точности с разработанным ТЭO закладывается и проектируется корпус гуманитарных факультетов, и он будет точно на том месте, и тех же размеров - 40 – 50 тыс. квадратных метров, как и в проекте. На фланге нашей новой территории, которая примыкает к Мичуринскому проспекту, начато строительство жилищного комплекса, оно идет полным ходом. Там будет построен жилой район площадью 240 тысяч квадратных метров. И нужная доля этого жилья, она, кстати сказать, по процентам самая выгодная в Москве, отойдет Московскому Университету. Мы частично решим жилищные проблемы. Средства от реализации части этого жилья пойдет на финансирование библиотеки и гуманитарного корпуса. Таким образом, впервые в истории вместо призывов и слов началось, на мой взгляд, грандиозное строительство. И, выйдя из этого зала, мы можем увидеть краны, стоящие практически на всей новой территории.

Я надеюсь, что к юбилею 2005 года мы получим хорошие подарки. Кстати, через несколько дней в МГУ состоится заседание Организационного комитета по празднованию юбилея. Его проводит председатель Правительства, председатель Организационного комитета Михаил Михайлович Касьянов. На этом заседании будут все министры - члены Оргкомитета. Их достаточно много. И вопросы стратегии развития Московского Университета будут мной доложены на заседании этого Оргкомитета. И в протокольном решении я также буду просить поддержки Правительства России. Оно, кстати, ее в полной мере также оказывает, финансируя, в том числе, и освоение новой территории. Поэтому у нас большие планы. Мы заложили недавно - месяц назад - с Мэром Москвы жилой дом только для сотрудников МГУ, на пр.Вернадского, этот дом уже вырос из земли. Также через год он уже будет закончен, и это целиком 22-этажный дом для сотрудников Московского Университета, поскольку он строится на нашей земле. Это тоже инвестиционный проект.

Ведущий: Вы уже отметили о планируемых мероприятиях в связи с 250 Московского Университета, этому событию посвящен еще ряд вопросов и я хотел бы их зачитать.

Алёна, выпускница МГУ, задает вопрос. Виктор Антонович! Совсем скоро в Университете юбилей. Как в МГУ собираются отмечать это событие? Планируются ли какие-либо масштабные акции?

Другой вопрос задает Александр. Виктор Антонович! Скажите, пожалуйста, будет ли к 250 МГУ награждение преподавателей, сотрудников и учащихся МГУ Правительственными наградами? Ведь многие из них заслуживают за свой вклад в образование наград, а многих из них редко вспоминают. Может, в юбилей вспомнят?

Садовничий В.А.: "Всего пунктов подготовки к юбилею 850"Садовничий В.А.:
Что касается юбилея, то я уже немного об этом сказал, и считаю, что юбилей - это не есть один день - 25 января 2005 года. Юбилей - это дата – 250 лет. Дата рождения первого Российского университета и она должна быть отмечена, прежде всего, делами. И мы как раз эту задачу поставили и реализуем. Строительство библиотеки, клиники, жилого комплекса, корпуса гуманитарного факультета. Наверное, если бы не было у нас юбилея, так уж у нас водится, труднее было бы решать эти вопросы. Но, кроме того, мы решили еще одну задачу. Мы закупили на 37 млн. евро новейшего оборудования для ученых Московского Университета. Это оборудование мы закупили по кредиту, и оно уже поступает, и уже почти половина поступила. И сегодня идут трейлеры с огромным количеством новейшего оборудования., По оценке экспертов-академиков, которые участвовали в обсуждении списка научного оборудования, после закупки этой партии Московский Университет выходит вровень с ведущими университетами мира по оборудованию в своих лабораториях. Но мы будем обращаться с просьбой на заседании Оргкомитета, который состоится через несколько дней, о продолжении этого кредита еще на такую сумму. И если это решение будет поддержано Правительством, - я не хочу забегать вперед и только надеюсь, и только молю Бога, чтобы это случилось, - то, фактически, тогда ведущие лаборатории Московского университета будут даже превосходить лаборатории развитых университетов. Это крупный проект. Согласитесь, что не каждому университету выпадает счастье купить на 100 млн. евро новейшего оборудования (если получится второй транш). И не каждый университет может освоить эффективным способом это оборудование.

Всего пунктов подготовки к юбилею 850. Но я еще скажу об одной идее, она выдвинута мною. Это издание серии - сначало было 150, теперь уже 170 - классических учебников. Речь идет о переиздании классических учебников, которые были и которые находятся на высочайшем университетском уровне. Таких, как учебники Колмогорова или Петровского, а также новых учебников, отвечающих высокому уровню нашего образования. Эта серия выйдет в одной обложке. Скажем, 170 томов, и будет называться «Классический Университетский Учебник». Это не мечты. Все издательства России разобрали эти списки. Они утверждены учеными советами и Московского Университета и факультетов. Утверждена обложка, символика. Сейчас идет практическая работа по изданию и фактическому выходу первой серии. Когда я эту идею выдвигал, то этим ставил задачу объявить борьбу посредственным учебникам, серым учебникам, которые, к сожалению, сейчас плодятся. И эти серые учебники, не отвечающие высокому научному уровню, играют большую отрицательную роль в образовании. Их надо вытеснить с поля университетского образования. А вот серия классических университетских учебников, которую мы выдвинули, ставит перед собой эту задачу (уже потом я узнал, и это часто так бывает, всякая идея, которую выдвигает МГУ, находит свое продолжение в России и даже в мире. Еще не было ни одной хорошей идеи, которую мы выдвинули, которая бы не была подхвачена). Так вот, я позавчера прочитал Приказ Министерства, где выдвигалась идея издать 300 учебников специальной серии. Это было связано с юбилеем Санкт-Петербурга, но я очень рад, что это будет служить той же цели – повышению качества нашего образования. Я рад вдвойне, что это сделаем не только мы, но и Министерство.

Завершая, хочу сказать, что мы планируем съезд выпускников, планируем съезд работников образования стран СНГ – специальную конференцию. Все это по 1000 –1500 человек. 24 января 2005 года состоится огромнейшая конференция, на которую приедут 300-400 ведущих ректоров со всех стран мира. Эта конференция будет посвящена юбилею Московского Университета. А 25 января в Кремлевском дворце, в главном зале России, состоится в присутствии 5000 приглашенных счастливчиков само торжество. Кстати, я выдвинул еще одну идею, концерт, который всегда происходит после торжественного заседания, будет составлен только из номеров творческих коллективов университетов России, а может и университетов мира. Я хотел продемонстрировать концерт, в котором нет ни одного профессионала. И я постараюсь, чтобы этот концерт по уровню не уступал всему, что мы видим сейчас по всем программам.

Ведущий: Уважаемый Виктор Антонович! Вы уже затронули проблему качества образования. Этому и проблеме преподавательского состава посвящен следующий блок вопросов. Вопрос задает Иван из г.Москвы. Не кажется ли Вам, что необходимым условием повышения качества преподавания в МГУ является увеличение заработной платы преподавательскому составу. Вместе с тем, увеличив существенно зарплату, можно усилить требования к преподавателям. В частности, только при хорошей зарплате можно ставить вопрос о дополнительных доходах профессионального преподавательского состава, которые могут приводить к снижению качества преподавания. Сейчас же многие (особенно молодые) преподаватели МГУ вынуждены искать другие источники дохода, чтобы прокормить семью, а это неизбежно приводит к снижению уровня преподавания. Есть ли какие-то мысли и планы действий у руководства МГУ на этот счет?

Вопрос от Виталия Николаевича из г.Смоленска. Говорят, что из-за неудовлетворительной оплаты труда прекратился приток одаренной молодежи в ряды высшей школы. Нет ли данных о том, каков средний возраст преподавателей МГУ? Не опасаетесь ли Вы, что настанет день, когда старые преподаватели уйдут на пенсию, а обучать студентов будет просто некому?

Садовничий В.А.:
Я хотел бы сказать, что вопрос очень содержательный, и здесь правильно поставлены акценты, и правильно сформулированы проблемы. Речь идет о том, что, конечно, преподаватель высшего учебного заведения, и Московского университета в том числе, получает слишком мало по сравнению с тем, что он заслуживает, обладая таким огромным багажом знаний и таким огромным потенциалом. Например профессор высшей школы со всеми надбавками за ученую степень, за звание получает 3900 рублей. Я прошу извинить, если я ошибся на несколько рублей. Эта зарплата, фактически 100$, не позволяет профессору нормально существовать. Соответственно, доцент получает на 1000 рублей меньше. И это, мне кажется, главная проблема модернизации. Необходимо улучшить положение преподавателя, профессора, учителя. И до тех пор, пока мы этого не сделаем, мы будем только говорить об улучшении. Многие мои коллеги, зарубежные ученые иногда задают вопрос, как же удалось в такой ситуации сохранить и уровень образования, и потенциал.

Я хотел бы сказать, что эти люди - работники высшей школы и учителя - это подвижники, они не видят другого пути своей жизни, кроме служения молодым людям. И благодаря такому их подвижничеству, такому служению образованию, собственно, и удалось сохранить потенциал. Если говорить о Московском университете, то нам вообще удалось сохранить все научные школы, но не только на основе энтузиазма. Так, продумав в 1992 году ситуацию, удалось в Московском университете одиннадцать лет ежемесячно каждому сотруднику Московского университета доплачивать еще две зарплаты. То есть, к основной - еще две. Это чуть более достойно, чем если бы была только одна зарплата, которая положена по нашим финансовым законам. Это было главным, благодаря чему и удалось сохранить коллектив Университета. Не всем университетам это удалось сделать, и, может быть, больше ни одному. Такую задачу в 1992 году при своих выборах я поставил и решил ее. И не было ни одного месяца, ни одного дня, когда бы сотрудник не получал три зарплаты в Московском университете.

Еще было объявлено несколько программ. Одна из известных программ, «100+100» действует уже десять лет. Эта программа, когда 100 молодых кандидатов наук ежегодно становятся доцентами, не дожидаясь очереди на кафедре, а просто так он талантливый кандидат, и мы его делаем доцентом. И 100 молодых докторов наук становятся без очереди профессорами. Эта программа «100+100» уже охватила на сегодняшний день более 1000 людей. Программа позволила, с одной стороны, сохранить школы, подтянуть более молодых людей. С другой стороны, средний возраст в МГУ, благодаря одной этой программе, был понижен на 10 лет. Если раньше он был – 66, то сейчас - 56-57 лет. Эта программа эффективна, и другой аналогичной программы я не знаю. Мы это делали, конечно, за счет наших ресурсов. Потому что ускоренный рост требует дополнительных финансовых затрат.

Кроме того, 5-6 лет работает еще одна программа. 100 талантливых молодых людей ежегодно получают стипендию по 5000 рублей в месяц. Мы на ученом совете отбираем 100 талантливых молодых людей - аспирантов, молодых ассистентов и так далее. Идет строгий отбор, и те, кто отобраны, получают ежемесячно 5000 рублей дополнительно к своей зарплате. Кажется, с точки зрения бизнесмена, это маленькая сумма, но для Университета она оказалась хорошей. И молодые люди, получая эту дополнительную стипендию, этот грант, как бы дают слово, что они останутся работать в Университете. И остаются. Эта программа, на мой взгляд, также позволила задержать в Московском университете значительное число молодых людей.

Третья программа, которую мы финансируем за счет собственных средств - это междисциплинарные проекты. Условием этого проекта обязательно является сотрудничество нескольких факультетов. Ежегодно 30 междисциплинарных проектов - более миллиона рублей каждый - позволяют поддерживать тех людей, которые работают на стыке разных наук. А это главное, что должен делать Университет. Вот эти три программы, на мой взгляд, эффективно работают в Московском университете, и они позволили сохранить все научные школы и понизить средний возраст работающих в Университете.

Ведущий: На самом деле, все вопросы, так или иначе, связаны с деньгами, и вот вопросы, которые задают студенты.

Вопрос от Дениса. Объясните, пожалуйста, почему в разных вузах разные размеры стипендии (250, 300, 500 рублей)? Даже в одном вузе в разных семестрах платят разные суммы. От чего это зависит? Интересно, какая стипендия в МГУ им. М.В. Ломоносова?

Следующий вопрос от Светланы из Екатеринбурга. Виктор Антонович, значительная часть студентов для того, чтобы учиться вынуждена работать. Отражается ли это обстоятельство на организации учебного процесса? Как при этом обеспечить высокое качество знаний?

Вопрос от Олега с 1 курса биофака. Как часто вы встречаетесь со студентами университета? Когда и где пройдет ближайшая встреча?

Интересно было бы послушать Ваши ответы на прямые вопросы аудитории.

Садовничий В.А.:
Сначала по стипендии. Стипендия утверждена в государстве одна - 200 рублей в месяц. С 1 сентября предполагается, что она будет 400 рублей. Каждый вуз имеет свой люфт и свои возможности. Во-первых, стипендия делится на две категории. Одна называется – социальная, а вторая – академическая. Это то новое, что введено не так давно. Социальная стипендия – это стипендия, которая выплачивается тем категориям, которые представили документы о том, что их семья нуждающаяся. А чтобы получать академическую стипендию, нужна хорошая, отличная успеваемость. Сейчас есть группа студентов, которая не получает ни ту, ни другую стипендию. Потому что, например, студент учится неважно, а семья материально не нуждается. Кстати, я сторонник того, чтобы стипендию платить всем, и мы это стараемся делать, т.к. очень размыта грань между этими социальными группами, и часто бывают ошибки.

Что касается вопроса, почему в разных вузах по-разному платят стипендию. Я стараюсь ежемесячно доплачивать ребятам 200, 300, 500 рублей. Иногда не получается ежемесячно, иногда получается раз в два-три месяца по 500 рублей. Таким образом, когда студент или аспирант получает стипендию, он видит, что он получил не 200, как ему было положено, а получил 700. Он, конечно, это говорит другим: "А вот у нас стипендия 700 или 500". Конечно, так же делают и другие университеты в зависимости от своих возможностей. Проректор МГУ Александр Васильевич МихалевНо на протяжении 12 лет моего пребывания в ректорате я старался систематически, так же как и преподавателям ежемесячно, так и студентам практически ежемесячно доплачивать, пусть небольшие суммы – 200, 300, 500 рублей, но доплачивать, считая, что ребят надо поддерживать. И мы не разбираемся в том, как семья обеспечена, и как он учится. Эта поддержка носит социальный характер. И каждый студент, и каждый аспирант эту поддержку из внебюджетных средств МГУ получает. Конечно, мы боремся. Неоднократно как Союз ректоров, так и я, в качестве ректора МГУ и как президент Союза ректоров России, ставил эти вопросы перед Правительством РФ. Повышение, которое будет с сентября, пусть небольшое, принято по моему предложению на встрече группы ректоров России с Председателем Правительства. Примерно год назад такая встреча была с Председателем Правительства в Доме Правительства, присутствовало где-то 12 ректоров. Я делал доклад на этой встрече. И среди главных вопросов поставил вопрос о повышении стипендии. Тогда это было принято Председателем Правительства и с сентября будет реализовано.

Что касается того, что студенты работают. Конечно, это сказывается на уровне обучения. Хочу всем ребятам, если они смотрят ответы, сказать – не надо стараться сейчас максимально что-то зарабатывать и использовать любые возможности работы, и делать это в ущерб занятиям. Это ошибка, ошибка молодого человека. Эти годы – 5 лет, счастливые годы, данные Богом, судьбой, людьми, чтобы человек сделал себя максимально богатым в смысле науки, в смысле развития своей личности. Ошибкой является мнение, что нужно работать, а "учебу я как-нибудь закончу и получу диплом". Обязательно это скажется потом, и будет очень горько жалеть об этих так прожитых студенческих годах. Хотя, конечно, многие оппонируют мне, и говорят, что всегда, во все времена, все студенты работали. И я работал, разгружал на новой территории бревна, вагоны с цементом. Но это было раз в месяц, мы зарабатывали 15 рублей плюс к 30 рублям стипендии. 45 рублей хватало, чтобы питаться в нашей столовой и жить. А остальное время мы учились. Поэтому надо рассчитывать свои возможности, свои силы. Сделать нужно так, чтобы максимально получить преимущество от учебы. Я думаю, что на мехмате МГУ особо не поработаешь. Потому что там надо сдать те экзамены, которые сдают все и на том же уровне. И там не может быть халтуры. Я допускаю, что на ряде факультетов можно обойтись меньшими затратами для сдачи экзамена. Но, повторюсь еще раз, делать этого не следует, не оглядываясь на главный вопрос – формирования себя как личности, как ученого, как специалиста.

Что касается встреч со студентами. В принципе, я не пропускаю ни одной возможности таких встреч. Это и Татьянин день, и День выпускников, и День первокурсника, походы на факультеты. Так получается, что я в день бываю в одном из подразделений на общих собраниях, на конференциях, бывает, что два раза в день бываю, как, например, вчера. На мой взгляд, я понимаю коллектив и чувствую его заботы. Недавно я выдвинул идею – студенческие чаи в гостиной. Было два таких мероприятия. Первое было в гостиной в зоне В. Пришла сотня ребят, и был очень откровенный прямой разговор за чаем. Они очень боролись за возможность прийти, потому что гостиная не очень большая. Был просто разговор о жизни, о науке. А вторая встреча была в Ротонде, на 32 этаже, месяц назад, когда проводилась Ломоносовская конференция для студентов. И вот этот разговор в Ротонде продолжил те же идеи: что такое наука, что такое жизненный путь и т.д.

И последнее. У меня нет закрытых тем. Нет вопросов, на которые бы я постеснялся ответить, так что задавайте любые.

Ведущий: Если вы говорите, что нет закрытых тем, то вот вопрос, который задает Сергей из Москвы. Уважаемый Виктор Антонович! Я учусь на механико-математическом факультете, и мой вопрос, конечно же, про мехмат. А Вы списывали на экзаменах, когда учились на мехмате, если этого не разрешалось делать? Расскажите, пожалуйста, самую интересную, на Ваш взгляд, историю во время обучения на нашем факультете.

Садовничий В.А.:
Что касается списывания – признаюсь, списывал. Это, скорее всего, было на первом курсе. А речь идет вот о чем. Я пришел после сельской школы и был слабо готов к учебе на мехмате. Ну, может быть, я был способен учиться, но то, что я знал, явно было не достаточно для первого курса мехмата. Несколько раз я старался что-то подсмотреть, списать. Но дело в том, что на мехмате все это бесполезно, абсолютно бесполезно. Меня страшно удивляло, когда преподаватель, видимо, даже заметив, что я куда-то подглядываю, откладывал этот вопрос в сторону и начинал экзамен.

Это и сейчас так. Начинается экзамен, на самом деле, с беседы. И Александр Васильевич Михалев, присутствующий здесь, преподаватель по алгебре, и я преподаватель по матанализу – никогда не слушаем ответ на тот вопрос, который в билете, ну, может, для приличия или когда хочется отдохнуть. Т.е., на самом деле, экзамен начинается с беседы. Причем, задается задачка, у преподавателя есть свои схемы. Мы задаем легенькое, быстро доходим до «потолка», выясняем «потолок», подержим экзаменующегося на «потолке», потом опускаем ниже и вот так вырабатывается оценка. А что касается списывания на мехмате – грубо можно сказать так: я ответа на билет не знаю, но если вы мне что-то зададите, я отвечу. И на мехмате это нормально. Можно, конечно, забыть какую-то часть доказательства, но при этом нужно подтвердить свой уровень, свой класс решением задач или умением доказывать. К счастью, я учился на таком факультете, где вопрос списывания не был главным и не являлся никогда важным. Но, начиная со старших курсов, я уже этим никак не мог пользоваться, потому что там уже идет беседа, фактически, на равных с преподавателем.

Что еще можно сказать на эту тему? Главное на мехмате – труд. Мы учились так: лекции, потом семинары. 5-7 семинаров (я имею ввиду спецсеминары) до 9 вечера. Это по своему выбору . А в 9 вечера мы с товарищем закрывались в аудитории на мехмате стулом и до 12 учили или спорили по математике. И только переломив себя на первых 2-3 курсах, можно стать математиком, когда дальше тебя уже не заботит ни вопрос, ни задача. Дальше ты уже надеешься на свой интеллект и решаешь задачи так, как тебе природа позволила. Поэтому, на старших курсах экзамен – это беседа на равных. Я, например, как-то сдавал программирование – в то время это было очень ново и для математика даже дико, запоминать какие-то операции и т.д. И, естественно мы все, чистые математики, с пренебрежением относились к предмету, и, кстати, преподаватели еще были не очень хорошими методистами. Мне попался вопрос, а я ничего не знал, но он косвенно относился к функциям Чебышева - а здесь я ас. И я преподавателю столько рассказал про функции Чебышева, что мы забыли про программирование, и он меня отпустил. А на самом деле там нужно было путем программы вычислить какой-то приближенный ноль функции Чебышева – а это моя профессия.

Расскажу забавный случай, который послужил началом карьеры - может поэтому я ректором и стал. На мехмате были "Звездочки" – это такие походы, когда первокурсников старшекурсники ведут в поход по Подмосковью. Причем, устроена "Звездочка" так: на мехмате, скажем, в четверг вешается карта и на карте есть звездочка – Ярославская дорога, 60 км, такая-то речушка, место и там сбор мехмата. Разные группы разными маршрутами в назначенное время в субботу и воскресенье приходят на эту точку, а там - чай, футбол, гитара – все очень красиво. Это праздник мехмата за городом. Я жалею, что сейчас эта традиция ушла. Она была просто процветающей в те годы, когда я учился. И будучи первокурсником, я пошел в этот поход, нас повела старшекурсница Луиза – жена Александра Александровича Кириллова - известнейшего математика впоследствии. Когда мы пробыли там весь день, наша группа первокурсников, человек 20, решила в ночь идти на станцию. Мы пошли около 12 ночи на станцию и заблудились. Пошел дождь, девчонки захныкали. И, поскольку, я работал до того на шахте, как старший я сказал, что знаю, как их вывести. И вывел на станцию. На следующий день на курсе собрание – выборы старосты курса. И одна девчонка встает и говорит: "Вот он, Сусанин, он нас вывел, он и будет староста курса". С тех пор я то староста, то секретарь, то ректор.

Ведущий: Вы рассказали интересную историю. У нас есть десятки вопросов от молодых людей, которые готовятся поступать в Московский университет. И если можно, кратко, буквально в режиме, да - нет.

Нелли из г. Ташкента спрашивает, может ли выпускник средней школы, гражданин Узбекистана, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов поступить в МГУ на бесплатное обучение?

Садовничий В.А.:
Может, мы ждем способных ребят. Если он сдаст успешно экзамены, он будет студентом Московского Университета. Кстати, с 1992 года в Уставе МГУ записано, что любой гражданин мира, сдавший вступительные экзамены, становится студентом. И ежегодно полторы тысячи ребят из стран СНГ, и, бывает, даже и не только СНГ - из Румынии, например, был случай, - поступая в МГУ, учатся так же, как наши студенты. Получают стипендию, живут в общежитии.

Ведущий: Вопрос от Виктора из г. Пскова. Насколько широко на факультетах МГУ распространен прием студентов на платной основе? Какова стоимость обучения на самых «модных» в наше время факультетах: юридическом и экономическом?

Садовничий В.А.:
МГУ сдерживает процесс платного образования.У нас где-то 10-12% контрактников. В основной массе университетов по стране - 60%, а то и 70% контрактников. Долгие годы в МГУ было 8%. Я отношусь к тем руководителям, которые считают, что если МГУ объявит себя платным вузом, это будет ударом для страны. На платное образование проходят те, кто сдавал экзамены и не добрал 1 или 2 балла. Цена колеблется от 1500 условных единиц до 3000 условных единиц. Кстати, Ученый совет юридического факультета - противник платного образования, и там нет ни одного платного студента. Это позиция Ученого совета факультета. Так что мы не являемся идеологами, наоборот, мы являемся оппонентами разгула платного образования в Университете и в России.

Ведущий: Вопрос от Олега из г. Пензы. Хотел бы попробовать поступить этим летом в университет. Предоставляется ли общежитие абитуриентам? И возможно ли проживание в общежитии родителей? Папа хотел бы меня поддерживать на экзаменах.

Садовничий В.А.:
Общежитие предоставляется всем желающим. Всем поступившим, которые имеют право. А право имеют все иногородние, и все из Московской области дальше 5-6 зоны. Проживание практически бесплатное. Долгие годы это была цена коробки спичек. Но и сейчас это условная плата. Кстати сказать, мы где-то 75% общежития отремонтировали по-современному стандарту, но есть, конечно, и проблемы. Но в общем, все довольны проживанием в общежитии.

Что касается проживания пап и мам. Непростая ситуация. У нас было несколько случаев, когда мы так делали, селили родителей в общежитие. А потом - студент, окончив университет, уезжал, и неизвестно где, он, а мама успешно проживает, судится с университетом, призывает прессу, когда начинают ей объяснять, что она не имеет права там жить.

Бывают случаи, когда по каким-то причинам надо студента или абитуриента поддержать, мы это понимаем. Например, бывают случаи, когда надо на вступительных экзаменах поддержать своего ребенка, просто потому, что у него есть определенные проблемы со здоровьем (по медицинским показаниям). В таком случае, безусловно, мы найдем решение. Но предоставить возможность просто так приехать и жить с сыном, мы, к сожалению, не можем.

Ведущий: Вопрос от Анны из г.Кызыла. В советское время в МГУ обучались студенты со всего Союза, причем существовали квоты у разных республик, даже вступительные экзамены зачастую принимались на местах. Какой сейчас порядок приема иногородних студентов? И, если можно, назовите сколько процентов москвичей и иногородних обучаются в университете.

Садовничий В.А.:
Мы вышли на стандартную цифру: 50 на 50. Эта же цифра была и при советской власти. Этот уровень падал, но сейчас он выровнялся. Мы принимаем документы у всех иногородних. Кроме того, я уже говорил, что мы в 30, в прошлом году даже в 40 регионов, выезжали и набирали многих иногородних на местах, на олимпиадах, облегчая им задачу поступления. Одна из наших главных задач - это обучение талантливых людей из глубинки.

У нас есть договоры с Якутией, с некоторыми городами нефте-газового комплекса: Например, Надым, Уренгой, и мы выезжаем туда на олимпиады и набираем талантливых людей. Что касается квот для бывших республик Советского Союза, то Московский университет всегда был противник этих квот. Эти квоты стали лазейкой или таким каналом, когда к нам просто по этим квотам приезжали дети руководителей, которые были слабо подготовлены. А потом были бесконечные проблемы с их обучением.

Поэтому мы выступаем за то, чтобы принимать граждан из стран СНГ( кстати, это является определенным нарушением, но мы на него идем). Они могут поступить в МГУ, но они должны сдать экзамены и пройти по конкурсу. А квота, как правило, предполагает присылку человека с каким-то там результатом, непонятно кем поставленным. Но, тем не менее, у нас есть случаи с Казахстаном, когда мы выезжали в эту республику, и сами, своей комиссией, отбирали людей и их принимали в МГУ. Из других университетов - Азербайждана, Грузии, Белоруссии, Украины, - мы переводим на старшие курсы, это тоже значительный процент, хотя и здесь есть проблемы не урегулированности этих вопросов между странами СНГ. Я, кстати, поставил этот вопрос перед Правительствами стран СНГ.

Таким образом, Университет старается быть открытым. Есть наш филиал в Казахстане, там в этом году уже триста человек. Это одна из активных форм влияния Московского университета на образование и на поддержку талантливых людей в этих странах. Второй филиал у нас в г. Севастополе, вообще прекраснейший филиал, там уже 700 студентов. Есть филиал в США, в этом году открыли филиал в Швейцарии, есть филиал в Пекине, есть и другие планы. Есть школа-интернат им. Колмогорова, куда мы набираем со всей России талантливых ребят на 2-3 года, учим их, и они без экзаменов поступают в Московский университет. Эта мощная форма поиска талантливых людей создана еще великим Колмогоровым.

Ведущий: Многих молодых людей, которые учатся в МГУ, волнует вопрос службы в армии. Один из этих вопросов задает Евгений из Москвы. Я студент МГУ. Что происходит в этом году с военной кафедрой? В этом году пятикурсникам, закончившим военную кафедру, вместе с дипломом вручают повестку для прохождения воинской службы. При этом рекомендации в аспирантуру не принимаются во внимание.

Садовничий В.А.:
Очень важный вопрос. Действительно, «усердие» некоторых работников комиссариатов привело к протестам среди ребят. Дело в том, что любой студент, который желал, заключал контракт с факультетом военного обучения. В этом контракте он брал на себя обязательство учиться на этом факультете, а по окончании контракта по закону быть призванным для службы в армии. Это, собственно, и добрая воля самого студента, и обоюдное согласие. Если, конечно, у него нет льгот по отсрочке. И, в принципе, это нормальная форма. Т.е. студент должен учиться, потом талантливые ребята поступают в аспирантуру, снова учатся, ну и т.д.

Но в этом году усердие некоторых комиссариатов привело к тому, что они начали вызывать ребят во время сессии и применять различные меры: то изымали приписные, то обязывали их подписать согласие, независимо от рекомендаций в аспирантуру, явиться в военкомат. Естественно, ребят это волнует, потому что они хотят учиться дальше. Если студент заканчивает Университет, то через пару месяцев, если он поступит в аспирантуру, он уже является аспирантом, а его вдруг в этот момент призывают. Фактически, это незаконные действия, потому что это непрерывный процесс – пятый курс и поступление в аспирантуру.

Все это вынудило меня обратиться к руководству Генерального штаба на самом высоком уровне. Я направил официальные письма, где изложил позицию Московского университета по этому вопросу, разместил их в интернете. В официальном ответе Генеральный штаб поддержал мою позицию и дал указание не трогать ребят, рекомендованных в аспирантуру. Они спокойно сдают выпускные экзамены за 5 курс, готовятся и поступают в аспирантуру. Таким образом, к ребятам, рекомендованным в аспирантуру, призывная кампания сейчас не относится и им ничего не угрожает. Официальный ответ генерального штаба я также разместил в интернете. Более того, неофициально мне известно, что работники военкоматов, проявившие усердие, строго наказаны Генеральным штабом. Но, тем не менее, есть волны информации, что где-то кто-то продолжает самодеятельность, поэтому к нам приехала комиссия прокуратуры и проверяет действия военных. Если есть нарушения, безусловно, она их поправит.

Вместе с тем, поскольку я говорю сейчас официально, я должен сказать, что служба в армии является обязательной для тех, кто должен быть призван. Это закон, и мы должны быть законопослушными гражданами и выполнять его. Кстати, руководство Генштаба в своем письме, в свою очередь, обратилось ко мне с просьбой, чтобы мы оказали поддержку, положенную по закону в тех случаях, когда отсутствуют льготы и нет рекомендации на поступление в аспирантуру. Естественно, все законы мы выполняем, и ни на какие незаконные действия руководство Московского университета идти не может и не пойдет.

Ведущий: Поскольку мы сейчас избрали для общения с аудиторией современный способ - Интернет-конференцию, мы не можем обойти стороной и эту тему. Есть ряд вопросов, которые касаются дистанционного обучения и использования Интернета в учебном процессе.

Первый из них задает Сергей, студент 3 курса, экономического факультета. Виктор Антонович! Когда планируется обеспечить библиотеки гуманитарных факультетов доступом в Интернет или бесплатными компьютерными классами, общедоступными для студентов? С учетом загрузки факультетских классов, подготовить реферат буквально негде!

Еще один вопрос от Игоря Андреевича из Егорьевска, Московской области. Сформулируйте, пожалуйста, свою позицию в отношении внедрения дистанционных технологий образования в учебный процесс. Как используются распределенные ресурсы Интернет в учебном процессе МГУ?

Садовничий В.А.:
Интернет, как всякий ресурс, ограничен и имеет ограничения и в Московском университете. У нас на всех факультетах, во всех структурных подразделениях проблема доступа в Интернет решена.

Вчера я проводил совет по компьютеризации Московского университета с ведущими учеными. В большинстве подразделений решен вопрос скорости выхода, т.е. имеется достаточно емкие каналы оптоволокна, они проложены по всей территории МГУ и даже - открою небольшой секрет - есть запас этих емкостей на будущее для развития дальнейших информационных потоков. Но, конечно, есть и не решенные проблемы с выходом в Интернет, библиотека – это не единственное место, где нет доступа. Есть еще общежитие. Ребята просят, чтобы в каждой комнате была возможность доступа. В принципе, это верно, но это ресурс, и мы платим миллионы за возможность выхода во внешние линии. И тут надо продумывать систему счетчиков, систему доступа. Это трудная работа, Совет эту задачу решает, есть зампроректора Гуляев, он отвечает за эти вопросы. Но не все так просто.

Надо сказать, что мы на библиотеку в прошлом году, объявив специальную программу поддержки, выделили более 120 млн. руб. Мы полностью отремонтировали библиотеку на Моховой. И если кто будет проезжать по Моховой, посмотрите, пожалуйста, на здание библиотеки МГУ. Это лучшее здание, смотрящее на Красную Площадь. Мы затратили собственные средства и привели его в порядок, не только внешне, но и внутри. Мы выделили средства на закупку оборудования по заявкам директора библиотеки. Это тоже десятки миллионов рублей. Т.е. куплены компьютеры, системы поиска, техника для хранения книг, сшивания, ремонта и т.д. Что касается выхода в сеть, насколько я знаю, в ряде мест это есть, но, наверное, не везде. Я этот вопрос возьму на проработку. Но, повторяю, что на всех кафедрах Университета любой студент может просить, требовать, работать, тем более над дипломной работой, на соответствующих компьютерах с выходом в Интернет, поскольку на каждой кафедре, на каждом факультете такая возможность есть. Но я этот вопрос специально просмотрю, я полагаю, что речь идет о библиотеке во втором гуманитарном корпусе.

Я забыл сказать одну фразу по дистанционному образованию. Конечно, я поддерживаю дистанционные методы, но я призываю быть осторожными при оценке этого способа обучения. Дело в том, что главное для нас - это качество. И если возьмем, скажем, выпускника химфака, физфака, мехмата, там десятки практик, которые студент под наблюдением опытного педагога должен реально руками построить и провести. Или, скажем, на мехмате, он должен непрерывно беседовать и контактировать со своим научным руководителем. Вот тогда получается качество.

Конечно, дистанционный способ является хорошей поддержкой в образовании. Но здесь большой бизнес. Я участвовал во многих международных конференциях, где собираются более тысячи ректоров мира, входящих в ассоциацию дистанционного образования, знаю их проблемы и знаю, что здесь очень тесно переплетены и необходимость, и качество, и естественно, бизнес. Так что это вопрос неоднозначный. Ну, скажем, для бедуина в Африке - я разговаривал с некоторыми руководителями африканских стран,- это вообще единственный способ чему-то научится. Разворачивая палатку в пустыне, он рядом на песке ставит монитор и учится. Есть специальные программы для бедуинов в Саудовской Аравии и других странах . Я был на приеме у короля, у него просто горят глаза, дистанционное образование - его основная программа, ведь прямой контакт со студентом очень сложный для этой страны вопрос. Но давайте применим это рассуждение к мехмату, физфаку и получим сразу противоречие. Я бы такой диплом на мехмате назвал дистанционным и посмотрел, устроится с ним выпускник на работу или нет.

Ведущий: Здесь у нас проблем с Интернетом нет, и я хотел бы обратить внимание, что первые несколько вопросов уже появились и доступны всей Интернет-аудитории. К сожалению, время нашей конференции неуклонно подходит к концу и последний вопрос от нашей Интернет-аудитории от Антона Иванова из Москвы. Он звучит так. Тема озаглавлена: «Образование. Проблемы и успехи». С проблемами все ясно. А вот какие успехи? И как Вы считаете, если они, по сравнению с советским периодом?

Садовничий В.А.:
Я думаю, что успехи неоспоримы. 7 декабря 2002 года состоялся съезд Союза ректоров, на котором присутствовал наш Президент В.В.Путин. Съезд продемонстрировал мощь системы образования России. Он показал, что система адаптировалась, развивается. Работе ректоров была дана высокая оценка со стороны Президента. По многим направлениям мы, конечно, дальше продвинулись, чем могли бы продвинуться при определенных ограничениях, идеологических и других, которые были в прежнее время. И я считаю, что те 12 новых факультетов, которые нам удалось создать за 10 лет, это как раз и есть те прорывные научные направления, которые характеризуют развитие системы образования. Это факультет биотехнологии, наук о материалах, медицинский факультет, факультет искусств, педагогический, госуправления, Высшая школа бизнеса, факультет мировой политики. Это потрясающее развитие Московского университета и, конечно, нашей системы образования. Другие университеты это копируют. Так что возможностей сейчас, безусловно, больше. Университетам автономия предоставлена. Это необычайно нужное положительное явление. Очень важно эту автономию не ограничивать.

С другой стороны, я считаю, что, не имея той базы, которая была созданы в предыдущие годы - и в царское время, и в советское время, - мы бы не смогли так развиваться. То есть база, традиции, высокий фундаментальный уровень - это заслуга всех предшествующих поколений. И я резко осуждаю тех, кто считает, что тогда все было плохо и не так, а вот сейчас все хорошо и розовое.

Все, что мы достигли, это работа тысяч, сотен тысяч, миллионов наших предшественников. И независимо от того, какие были правления, какие были устои власти, Московский университет всегда существовал, он был и при всех царях, пережил все революции, пережил перестройку, пережил период фактической разрухи 1991-1992 года и нападок на систему образования. Растет, развивается, и я думаю, что всегда, независимо от того, что будет происходить и какие веяния будут происходить в мире или в обществе, Московский университет всегда будет украшением России. Он вечен.

Ведущий: В зале присутствуют представители средств массовой информации и у них есть к Вам вопросы.

Радиостанция «Маяк» Мария Чернова: Почему Московский Университет не принимает по результатам ЕГЭ?

Садовничий В.А.:
Я уже объяснил, что идет эксперимент. МГУ в этом эксперименте не участвует, это добровольное право. Не участвовать в этом эксперименте - это решение нашего Ученого совета. Свое отношение к ЕГЭ я постарался обозначить в начале беседы. Я считаю, что МГУ не должен терять, а должен приобретать.

Радиостанция «Маяк» Мария Чернова: Куда самый большой конкурс?

Садовничий В.А.:
С 90-х годов конкурс в МГУ рос. Не было ни одного года, чтобы хотя бы на одну десятую или две десятых конкурс не вырос. В прошлом году, в среднем по Университету, он был около 6 человек на место. Есть факультеты, где конкурс - 20 человек на место. Это прогноз, обычно я не ошибаюсь. Уже прошли дни открытых дверей, прошли олимпиады, уже есть пульс.

Я думаю, конкурс будет не ниже, чем в предыдущие годы. Можно говорить о группе факультетов, где конкурс будет самым высоким. Это мехмат, ВМК, экономический факультет. В прошлом году на мехмате было 10 человек на место. Так же конкурс будет высоким на небольшие факультеты, которые принимают по 30-50 человек всего - факультет Госуправления, факультет мировой экономики, факультет иностранных языков.

Ведущий: Пожалуйста, еще вопросы.

Журнал «Право» Олег Михальчук: Виктор Антонович, Вы упомянули о программах и сказали, что это удается за счет собственных средств. А каковы источники этих собственных средств? И еще вопрос: новые направления, о которых Вы говорили, создание новых факультетов, в частности, новый факультет Госуправления. Насколько он жизнеспособен и не составит ли он конкуренцию устоявшимся вузам? Спасибо.

Садовничий В.А.:
А пошутить можно?

Обычно, когда меня спрашивают, где берем деньги, я отвечаю, что ночами играю в покер и все в порядке до сих пор. Ну, какие источники внебюджетных средств? Это образовательные услуги. Это 5 000 иностранных студентов, у нас получают второе образование, у нас сотни программ по дополнительному образованию, у нас 10-12% обучаются по контрактной форме, у нас есть гранты, программы специальной поддержки, которые мы получаем от разных фондов и т.д. И все это с миру по нитке составляет внебюджетный фонд МГУ.

На прошлом Ученом совете в актовом зале я, отчитываясь, сказал, что мы зарабатываем еще два бюджета. Таким образом, мы - успешная фирма, если пользоваться вашей терминологией, и мы решаем те задачи, о которых вы говорили.

И по поводу конкуренции. Вы знаете, что МГУ в целом испытывает громадное давление конкурентов. Нет былого спокойствия и величия того непоколебимого Университета. Сейчас это ежедневная борьба. И все мои разговоры с руководителями Университета начинаются с этих слов: «Или мы движемся или мы отстаем». И поэтому мы просто не имеем права застыть на том, что было, при всем уважение к традициям и достигнутым результатам на факультетах и в подразделениях.

Я хочу открыть еще один секрет: будут новые факультеты и притом факультеты очень впечатляющие. Вот представьте, если бы не была создана Бизнес-школа, где блестящая программа MBA, где мы готовим специалистов высокого уровня. Разве можно было бы без этого считать, что Московский университет - современный университет? А сейчас по общей оценке специалистов наша Бизнес-школа сравнима по качеству подготовки с Лондонской. Если бы не было факультета фундаментальной медицины, разве можно было бы говорить, что университет конкурентоспособен. Стране и миру нужны врачи-исследователи?

Вчера было 10-летие факультета госуправления. На юбилейной конференции присутствовало 200-300 человек. Были приведены впечатляющие достижения этого факультета. Уже 300 аспирантов за 10 лет на этом сравнительно небольшом факультете. Был временный пробел с факультетом международных отношений, потому что МГИМО - это наш факультет, который выделился в замечательный и уважаемый вуз. Мы создали факультет мировой политики, где будем готовить специалистов по мировой политике, сотрудничая с МГИМО. Будем заполнять и эту нишу. Конечно, кто-то поворчит сначала по поводу конкуренции, но это то, без чего бы МГУ просто отстал.

Ведущий: Спасибо, если вопросов нет, мы предлагаем завершить нашу Интернет-конференцию. В завершение хочется поблагодарить Виктора Антоновича за то, что он нашел время прийти к нам, ответить на вопросы Интернет-аудитории. Без сомнения, ответы получились чрезвычайно полные и интересные. Нам удалось охватить практически весь спектр вопросов. Проблемы и успехи Российского образования, Московского университета стали гораздо более понятнее для студентов и преподавателей, для будущих студентов и для всей Интернет-аудитории.

Садовничий В.А.:
Спасибо Вам большое.

 

Полный список вопросов

Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А.
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации