Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


Упорядочение чиновников

Их будет меньше, но они будут богаче

Президент собирается дать народу честных бюрократов. Только жаль, что те сами не собираются

Госслужащие в пересчете на водку
В конце января Госдума приняла в первом чтении проект закона «О системе государственной службы», внесенный президентом. Административная реформа взяла старт. Достигнет ли поставленной цели – упрощения госаппарата, укрепления дисциплины, сокращения армии чиновников, если не ликвидации, то серьезного ослабления пронизывающих ее теневых отношений, многие сомневаются.
Борьба с бюрократией, точнее, за упорядочение ее (ибо без бюрократов никакое государство существовать не может) в России всегда была подобна антиалкогольным кампаниям: в конечном счете сортов водки стало много больше, литров на душу населения – тоже, этикетки наряднее, а проблема только усугубилась.
Данный законопроект определяет некоторые общие принципы организации и функционирования огромной массы людей, занятых на гражданской, военной и правоохранительной службе. Предусмотрены и заключение контрактов, и введение своеобразных табелей о рангах, и подготовка кадрового резерва – все это, можно не сомневаться, будет исполнено.

Прозаседавшиеся
Что еще может случиться после принятия закона? Вероятно, поначалу уменьшится численность госслужащих. Тут уже наметились перемены: например, работников исполнительной власти стало с 1995-го по 2001 г. включительно почти на 80 тысяч меньше. Министр финансов Алексей Кудрин недавно объявил о намерении существенно урезать штатный состав федеральных контрольных органов, ибо они и разрослись чрезмерно, и «зачастую занимаются подбором справок, запросами, а не реальной работой».
Вот с остальным мороки предстоит очень много, ибо система сложилась. В некоторых отношениях у нее многовековые традиции (в части той же коррупции, например), и, если ломка окажется слишком болезненной, это может привести к прямому саботажу. Кстати, нечто в этом роде уже намечается.
В законопроекте говорится, что одними из основных принципов госслужбы должны стать открытость и доступность общественному контролю. Правительство решило начать с себя, и Минэкономразвития подготовило проект постановления, в котором говорилось, какую информацию следует размещать ведомствам на своих страницах в Интернете.
Проект обсуждался в самом конце прошлого года и вызвал настоящую бурю на заседании кабинета. Министры отказались публиковать в Сети тексты своих официальных выступлений, информацию о готовящихся законопроектах, сведения о заключаемых хозяйственных договорах. Ряд ведомственных сайтов ничего такого не содержит до сих пор.

Денег много не бывает
Соображения экономистов по реформированию системы кратко изложены в резюме доклада «Бремя государства и экономическая политика», подготовленного в Высшей школе экономики. Там говорится: «Государственная служба продуцирует бюрократию и коррупцию, если она присваивает избыточные полномочия и не подвергается общественному контролю. Это как раз то, что мы имеем. Подготавливаемая реформа государственной службы слишком умеренна, чтобы принести эффект».
Эксперты предлагают: на госслужбе не экономить. Сократить чиновников вдвое, поднять среднюю зарплату в 3,5–4 раза с отменой всех натуральных привилегий: в среднем $700 в месяц, при дифференциации от $4–5 тыс. на уровне начальника департамента до $350 у клерков. «Это не спасет от коррупции, но избавит от ее неизбежности, сделает возможным действенный контроль».
Говорят, радикализм этих предложений вначале вызвал раздражение в комиссии, готовящей реформу. Затем, правда, многое сочли разумным. Однако от платонического одобрения до реальных шагов – дистанция огромного размера. Так, в перечне категорий работников, которым собираются повысить зарплату в 2003 г., чиновники оказались на последнем месте – 11% в среднем.
Впрочем, главные преобразования развернутся уже после выборов – и думских, и президентских. Законопроект гладко прошел первое чтение именно потому, что многое в нем на уровне деклараций. Конкретикой лучше заниматься тогда, когда основные политические фигуры прочно утвердятся на своих местах.

– Замглавы Минэкономразвития Михаил Дмитриев утвердил с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным программу эксперимента по реформированию госслужбы в регионе. Теперь край – второй субъект Федерации после Самарской области, пожелавший стать площадкой, на которой будут «апробированы новые экономические механизмы и формы организации государственного управления». Сначала чиновникам повысят зарплату. Часть работников переведут ради этого на контракт.
– 31 января саратовский губернатор Дмитрий Аяцков пообещал убавить свою зарплату. Также Аяцков заявил о намерении сократить штат областной администрации, а оставшимся повысить зарплату. Впрочем, высшего руководства повышение не коснется.
– Стал известен удивительный факт. В Омском областном суде в 2002 г. не было заведено ни одного дела о взяточничестве среди чиновников. В то же время, по словам председателя суда Василия Пронникова, в нескольких подобных делах фигурировали преподаватели вузов.

Все согласны, что надо что-то менять
Владимир Путин, президент:
– Государственный аппарат в России слишком бюрократизирован.
Василий Ивер, депутат Госдумы, фракция КПРФ:
– Надо использовать ленинские методы подбора кадров, никто не может бросить камень в кадровую политику СССР.
Первый замминистра юстиции Александр Карлин:
– При разработке этого законопроекта использовался опыт других государств, которые успешно провели реформу госслужбы.
Николай Шаклеин, зампред Комитета по госстроительству Госдумы:
– Концепция документа разработана в соответствии с планом по реформированию системы госслужбы в России. Законопроект носит рамочный характер. Он устанавливает три вида государственной службы: федеральную, правоохранительную и гражданскую. Кроме того, документом даются определения федеральной государственной службы и ее видов, существенно расширяется круг должностей, исполнение обязанностей по которым может быть отнесено к компетенции госслужащего.

Один наш чиновник равен дюжине шведских
Считается, что Россия бьет все мировые рекорды по количеству чиновников на душу населения. Между тем это не так.
В СССР в середине 1980-х гг. общая численность занятых в госаппарате колебалась от 2 млн. до 2,4 млн. чел. С 1992 г. это количество начало резко сокращаться по вполне естественным причинам: бывшие советские министерства и ведомства переживали период коренной ломки. Но в 1993 г. численность госслужащих с появлением российских управленческих структур стала опять возрастать. Так, в начале 2001 г. на 1000 граждан России приходилось 7 чиновников.
Согласно же последним данным (за 2002 г.), в нашей стране численность чиновников составляет 0,8% от всего населения. Это не слишком много.
Для сравнения: в Болгарии этот показатель – 1,2%, в Словакии – 2,2%, в Венгрии – 2,7%. Самое же незначительное количество госслужащих среди стран бывшего соцлагеря – в Польше (0,6%).
В более развитых государствах это соотношение варьируется очень широко. В Австрии – 5,9%, во Франции – 4,9%, в США – 4,4%, в Англии – 3,5%, в Германии – 3%, в Японии – 1,9%. Самое же «бюрократическое» государство – Швеция (астрономические 9,4%, почти в двенадцать раз больше российского показателя).
И эти люди живут лучше нас.

 

Валерий Бегишев

Постоянный адрес этой статьи:
http://www.rgz.ru/arhiv/05.02.2003/politika/txt1.html
Газета "РОССIЯ" (online)
05/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации