Упорядочение чиновников
Их будет меньше, но они будут богаче | |
Президент собирается дать народу честных бюрократов. Только жаль, что те сами не собираются
Госслужащие в пересчете на водку В конце января Госдума приняла в первом чтении проект закона «О системе государственной службы», внесенный президентом. Административная реформа взяла старт. Достигнет ли поставленной цели – упрощения госаппарата, укрепления дисциплины, сокращения армии чиновников, если не ликвидации, то серьезного ослабления пронизывающих ее теневых отношений, многие сомневаются. Борьба с бюрократией, точнее, за упорядочение ее (ибо без бюрократов никакое государство существовать не может) в России всегда была подобна антиалкогольным кампаниям: в конечном счете сортов водки стало много больше, литров на душу населения – тоже, этикетки наряднее, а проблема только усугубилась. Данный законопроект определяет некоторые общие принципы организации и функционирования огромной массы людей, занятых на гражданской, военной и правоохранительной службе. Предусмотрены и заключение контрактов, и введение своеобразных табелей о рангах, и подготовка кадрового резерва – все это, можно не сомневаться, будет исполнено.
Прозаседавшиеся Что еще может случиться после принятия закона? Вероятно, поначалу уменьшится численность госслужащих. Тут уже наметились перемены: например, работников исполнительной власти стало с 1995-го по 2001 г. включительно почти на 80 тысяч меньше. Министр финансов Алексей Кудрин недавно объявил о намерении существенно урезать штатный состав федеральных контрольных органов, ибо они и разрослись чрезмерно, и «зачастую занимаются подбором справок, запросами, а не реальной работой». Вот с остальным мороки предстоит очень много, ибо система сложилась. В некоторых отношениях у нее многовековые традиции (в части той же коррупции, например), и, если ломка окажется слишком болезненной, это может привести к прямому саботажу. Кстати, нечто в этом роде уже намечается. В законопроекте говорится, что одними из основных принципов госслужбы должны стать открытость и доступность общественному контролю. Правительство решило начать с себя, и Минэкономразвития подготовило проект постановления, в котором говорилось, какую информацию следует размещать ведомствам на своих страницах в Интернете. Проект обсуждался в самом конце прошлого года и вызвал настоящую бурю на заседании кабинета. Министры отказались публиковать в Сети тексты своих официальных выступлений, информацию о готовящихся законопроектах, сведения о заключаемых хозяйственных договорах. Ряд ведомственных сайтов ничего такого не содержит до сих пор.
Денег много не бывает Соображения экономистов по реформированию системы кратко изложены в резюме доклада «Бремя государства и экономическая политика», подготовленного в Высшей школе экономики. Там говорится: «Государственная служба продуцирует бюрократию и коррупцию, если она присваивает избыточные полномочия и не подвергается общественному контролю. Это как раз то, что мы имеем. Подготавливаемая реформа государственной службы слишком умеренна, чтобы принести эффект». Эксперты предлагают: на госслужбе не экономить. Сократить чиновников вдвое, поднять среднюю зарплату в 3,5–4 раза с отменой всех натуральных привилегий: в среднем $700 в месяц, при дифференциации от $4–5 тыс. на уровне начальника департамента до $350 у клерков. «Это не спасет от коррупции, но избавит от ее неизбежности, сделает возможным действенный контроль». Говорят, радикализм этих предложений вначале вызвал раздражение в комиссии, готовящей реформу. Затем, правда, многое сочли разумным. Однако от платонического одобрения до реальных шагов – дистанция огромного размера. Так, в перечне категорий работников, которым собираются повысить зарплату в 2003 г., чиновники оказались на последнем месте – 11% в среднем. Впрочем, главные преобразования развернутся уже после выборов – и думских, и президентских. Законопроект гладко прошел первое чтение именно потому, что многое в нем на уровне деклараций. Конкретикой лучше заниматься тогда, когда основные политические фигуры прочно утвердятся на своих местах.
– Замглавы Минэкономразвития Михаил Дмитриев утвердил с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным программу эксперимента по реформированию госслужбы в регионе. Теперь край – второй субъект Федерации после Самарской области, пожелавший стать площадкой, на которой будут «апробированы новые экономические механизмы и формы организации государственного управления». Сначала чиновникам повысят зарплату. Часть работников переведут ради этого на контракт. – 31 января саратовский губернатор Дмитрий Аяцков пообещал убавить свою зарплату. Также Аяцков заявил о намерении сократить штат областной администрации, а оставшимся повысить зарплату. Впрочем, высшего руководства повышение не коснется. – Стал известен удивительный факт. В Омском областном суде в 2002 г. не было заведено ни одного дела о взяточничестве среди чиновников. В то же время, по словам председателя суда Василия Пронникова, в нескольких подобных делах фигурировали преподаватели вузов.
Все согласны, что надо что-то менять Владимир Путин, президент: – Государственный аппарат в России слишком бюрократизирован. Василий Ивер, депутат Госдумы, фракция КПРФ: – Надо использовать ленинские методы подбора кадров, никто не может бросить камень в кадровую политику СССР. Первый замминистра юстиции Александр Карлин: – При разработке этого законопроекта использовался опыт других государств, которые успешно провели реформу госслужбы. Николай Шаклеин, зампред Комитета по госстроительству Госдумы: – Концепция документа разработана в соответствии с планом по реформированию системы госслужбы в России. Законопроект носит рамочный характер. Он устанавливает три вида государственной службы: федеральную, правоохранительную и гражданскую. Кроме того, документом даются определения федеральной государственной службы и ее видов, существенно расширяется круг должностей, исполнение обязанностей по которым может быть отнесено к компетенции госслужащего.
Один наш чиновник равен дюжине шведских Считается, что Россия бьет все мировые рекорды по количеству чиновников на душу населения. Между тем это не так. В СССР в середине 1980-х гг. общая численность занятых в госаппарате колебалась от 2 млн. до 2,4 млн. чел. С 1992 г. это количество начало резко сокращаться по вполне естественным причинам: бывшие советские министерства и ведомства переживали период коренной ломки. Но в 1993 г. численность госслужащих с появлением российских управленческих структур стала опять возрастать. Так, в начале 2001 г. на 1000 граждан России приходилось 7 чиновников. Согласно же последним данным (за 2002 г.), в нашей стране численность чиновников составляет 0,8% от всего населения. Это не слишком много. Для сравнения: в Болгарии этот показатель – 1,2%, в Словакии – 2,2%, в Венгрии – 2,7%. Самое же незначительное количество госслужащих среди стран бывшего соцлагеря – в Польше (0,6%). В более развитых государствах это соотношение варьируется очень широко. В Австрии – 5,9%, во Франции – 4,9%, в США – 4,4%, в Англии – 3,5%, в Германии – 3%, в Японии – 1,9%. Самое же «бюрократическое» государство – Швеция (астрономические 9,4%, почти в двенадцать раз больше российского показателя). И эти люди живут лучше нас.
Валерий Бегишев Постоянный адрес этой статьи: http://www.rgz.ru/arhiv/05.02.2003/politika/txt1.html
Газета "РОССIЯ" (online)
05/02/2003
|