Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"
Материалы СМИ по итогам конференции
Не фурычит
2003-03-28
Екатерина ГРИГОРЬЕВА, N 54 (26371), cтраница: 1, "Известия" (электронная версия)
Реформа государственного аппарата буксует из-за отсутствия кадров
В ближайшие дни премьер Михаил Касьянов должен провести заседание комиссии, дабы определить судьбу российского чиновничества. Реформу эту по-своему пытались провести едва ли не все сколько-нибудь значимые российские правители. Постсоветские - не исключение. Реформа госслужбы была провозглашена Кремлем в числе приоритетов еще 2 года назад. Все это время в эту реформу пытались мучительно вдохнуть смысл - вопреки неимоверному сопротивлению самих реформируемых и одновременно при странном желании реформаторов не обидеть никого. Собственно, если совсем просто, то российская власть взялась за решение одной из двух вечных российских проблем. (Помните - дураки и дороги?) Проблема в том, что взялась руками самих... чиновников.
Один высокопоставленный чиновник сокрушается: "Вы знаете, нас во всей стране человек 30-40". Нас - это значит компетентных реформаторов, входящих в ближайшее окружение президента, пытающихся преобразовать страну. Ключевое слово тут - "компетентных". Стон об отсутствии квалифицированных кадров слышен практически повсеместно по госаппарату.
Переговоры по вступлению России в ВТО ведет от силы дюжина более-менее вменяемых переговорщиков. От Китая сражалась армия тысячи в две бюрократов. То же самое - практически в любой области, каждая из которых в стремительно меняющейся стране - одна важнее другой. Все обратили внимание на полемику Касьянова с Минфином на тему налоговой реформы: снижать - не снижать. Мало кто заметил: результаты тех или иных действий банально просто НЕКОМУ в том же самом Минфине просчитать. Последствий своих действий - на пять, десять лет вперед - ни Минфин, ни правительство в целом просто НЕ ЗНАЮТ. И это не проблема политического консерватизма и не признаки контрреформ. НЕ ЗНАЮТ - в буквальном смысле. То же самое "не знают" (не просчитано) - и в межбюджетных отношениях центра и регионов.
Во внешней политике хватает слов на геополитические заявления, но не хватает экспертной проработки отдельных страновых направлений. Налоги. Экология. Развитие современных технологий. Реформа жилищного хозяйства или образования (единый госэкзамен стал притчей во языцех в силу своей анекдотичной по "компетентности" проработки). Армейская реформа. Да что ни возьми! Президентские или премьерские новации вязнут в болоте неисполнительности и некомпетентности. Там же гибнут и принимаемые отчаянными усилиями меньшинства "умников" даже очень приличные законы.
Унаследованный от Золотой Орды, Российской империи и от СССР одновременно нереформированный госаппарат стал, со всей очевидностью, главным тормозом на пути всех российских преобразований. Главнейшей политической проблемой президентства Владимира Путина.
И вот человек, занимающий высшую должность категории "А", - Владимир Путин - внесет в Думу законопроект, устанавливающий новые рамки и требования к чиновничеству. Само оно между тем уже занялось тихим, а подчас и открытым саботажем самой идеи реформы. Аппаратное сопротивление - безликое, но мощное. У меньшинства реформаторов - политические вес и воля, у большинства реформируемых - огромный перевес в "живой силе" и аппаратной технике и нежелание что-либо менять.
В среду Дмитрий Медведев, первый замглавы президентской администрации и главный идеолог реформы, признал: модернизация госслужбы для любого государства - в принципе процесс перманентный. Иногда бывают "всплески". Нынешняя законодательно-экспериментальная часть реформы госслужбы будет завершена ориентировочно к концу 2005 года.
По формальным признакам реформа уже идет - Думой в первом чтении принят закон "О системе госслужбы", скоро должен быть внесен проект "О государственной гражданской службе". Последний, по словам Медведева, для чиновников должен стать аналогом Трудового кодекса. То есть регулировать все сферы рабочей жизни госслужащего, поскольку из обычного КЗОТа он исключен.
Концепция реформы, подготовленная под руководством Медведева, разделяет госслужащих на три категории - гражданские, правоохранительные и военные. Между ними должно быть соответствие в классных чинах и уровнях оплаты. По каждой из категорий должен быть подготовлен отдельный закон, детально описывающий новые процедуры: конкурсного найма, разрешения конфликта интересов, оплаты труда, увольнения.
Прошедший первое чтение закон "О системе" - рамочный. Конкретика должна появиться в законах о видах госслужбы и их последующей детализации. Однако уже сейчас раздаются возгласы, что во втором законе идея облагораживания чиновничества выхолощена. Речь идет как раз о законопроекте "О государственной гражданской службе". Дьявол в деталях. Уже на предварительной стадии "дьяволов" оказалось предостаточно - источники говорят, что в нынешнем виде проект направлен скорее на консервацию нынешнего положения чиновника и на его защиту.
По новому проекту оказывается, что уволить неквалифицированного госслужащего еще сложнее, чем сейчас (на это жалуются многие чиновники-руководители), по сути исключена возможность привязки оплаты труда к результатам (одна из главных "революционных" идей реформы - поставить зарплату чиновника в зависимость от эффективности работы), слишком много возможностей ухода от конкурсной системы. Например, конкурса можно избежать в случае возможного допуска к гостайне, а ее запросто обнаруживает в своих владениях любое госведомство. "Мы получили совсем не те результаты, которые были поставлены реформой", - считают эксперты.
Реформа госслужбы рискует превратиться в типичный "костюм на вырост". Как только его попытались примерить, сам госаппарат указал на несоответствие размеров: не доросли мы, дескать, еще до такого "костюмчика". Ввести конкурсный найм? Ну и кто в среднем или низшем звене управления на этот конкурс пойдет? Привязать зарплату к результатам? Так она нынешняя, официальная, не превышает 200 долларов. К чему ни привязывай, чиновник надрываться за такое жалованье не будет. Выход находят в страстном поиске "внебюджетных" источников доходов. По сути это - коррупция. Или еще один аргумент, мощный и на все случаи жизни: "Вы что, хотите в такое время развалить аппарат?" Используемый на протяжении десятилетий, он и теперь действует почти безотказно.
Искать грань между идеалом и практикой должна комиссия по госреформе при Касьянове. Она должна собраться в апреле. Пока же, считают источники, четкого и согласованного понимания того, как не в концепции, а в жизни менять госслужбу, у правительства тоже нет.
Может ли аппарат реформировать себя сам? Ответ удручает незамысловатостью: больше все равно некому, ибо в итоге именно аппарат будет исполнять (или замыливать) любые решения. Из критично настроенной части Думы звучат предложения - давайте создадим что-нибудь вроде Национального совета по госреформе, пускай не только чиновники решают, какими им быть. Другая идея, более рациональная: реформа госслужбы должна идти вместе с административной, а еще лучше - после. Иными словами, пока не будут распутаны функции ведомств, невозможно четко определить критерии оценки работы чиновника. Причем обе реформы должны идти под максимально жестким давлением со стороны верхушки исполнительной власти, а возможно, бизнеса и худо-бедно зарождающихся общественных структур.
* * *
Лев ЯКОБСОН, проректор Высшей школы экономики:
- У нас сейчас ситуация кризисная не только с точки зрения тех, для кого госаппарат создает препятствия, но и для людей в самом аппарате. В чиновничестве ощутимы две разные силы. Одна - "традиционное чиновничество". В основном это люди пенсионного и предпенсионного возраста, воспитанные еще на принципах советской бюрократии. Они ориентированы на консервацию, причем даже не сегодняшнего дня, а того, что в остальной части общества уже вообще ушло. Другая - люди, пришедшие на госслужбу в последние 10 лет. Но не бумажки носить, а на самый верх. "Новые начальники". Между этими двумя силами - "вольтова дуга". И все дело в том, какая из них получит большую поддержку.
Москва: Состоялась пресс-конференция Дмитрия Медведева на тему "Реформирование государственной службы в Российской Федерации"
2003-03-27 00:04:00
ИА "Regnum"
26 марта в центре информационных технологий МГУ состоялась пресс-конференция первого заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Конференция на тему "Реформирование государственной службы в Российской Федерации" была проведена компанией "Гарант" совместно с Администрацией Президента Российской Федерации при поддержке компании "Гарант- Интернет" и журнала "Законодательство".
Вопрос реформирования государственной службы регулярно обсуждается в СМИ. 18 апреля 2002 г. в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации отмечал, что главная проблема состоит не в количестве структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. В связи с чем возникла острая необходимость вадминистративной реформе, результатом которой должно стать государство, адекватное целям, стоящим перед современной Россией.
В своём выступлении Д. Медведев отметил, что именно сейчас наступил этап некоего осмысления того, что было сделано за последние десять лет, после появления на карте Российской Федерации как отдельного государства. Это событие было связано с возникновением новых отношений в обществе, в связи с чем и была задумана идея привести государственную службу в соответствии с новейшими реалиями. Прошло десять лет, и можно подвести некоторые итоги. Они состоят в возникновении новой, отличной от советской, госслужбы, построенной на иных принципах. По мере её построения был накоплен нормативный массив, обширный, но разрозненный. Качество госслужбы сегодня далеко не во всём является удовлетворительным: аппарат чиновничества большой, не всегда работоспособный и подвержен массе недостатков. Поэтому в августе 2001 года Президентом была утверждена Концепция реформы государственной службы, предполагающей несколько этапов.
Первый из этих этапов – это этап подготовки концепции, завершившийся в 2001 году. Второй этап связанн с разработкой законодательства, он проходит сейчас. В его рамках законопроекты по реформированию государственной службы должны быть подготовлены и представлены в Государственную Думу одновременно с апробацией отдельных пилотных проектов, связанных с этим законодательством. Предполагается, что данный этап продлится до 2005 года. Третий этап будет связан с подведением промежуточных итогов и внесением корректив, связанных с первичным применением этого законодательства.
Д. Медведев особо отметил, что рынок и изменения в экономике проникли в частный сектор значительно глубже, нежели в государственную службу. По этой причине деятельность в сфере предпринимательства в период экономических реформ значительно в большей степени соответствует современным реалиям, нежели деятельность государственного служащего. Государственная служба осталась во многом косной, основанной на прежних принципах подготовки государственных служащих; к сожалению, она подвержена и таким серьезным недостаткам как коррупция, низкая мотивация к труду. Наконец, необходимо просто привести в соответствие законодательство о государственной службе. В связи со всеми этими факторами реформа и была затеяна. Существует указ Президента Российской Федерации, который предполагает проведение ряда пилотных проектов, значимых для государственной службы. Прежде всего, это оценка деятельности государственных служащих, т.е. эффективности их труда, и мотивации этого труда, а также вопросы создания кадрового резерва госслужащих.
Существующий в настоящее время закон о госслужбе сам по себе не плох, но это закон своего времени: с момента его принятия прошло уже 8 лет. Он носит фрагментарный характер и не создает системы. Смысл же реформы заключается именно в систематизации, в создании каркаса в сфере госслужбы. Такой каркас создается при помощи первого из законов, который сейчас внесен в Государственную Думу и прошел первое чтение. Он направлен на то, чтобы задать основные принципы и критерии госслужбы, определить её виды и базисные моменты, по которым будет строиться отраслевое законодательство в рамках общего комплексного законодательства о госслужбе. Безусловно, важен также статусный пакет документов, касающихся правового положения самих государственных служащих, их прав, ответственности и их социальной защищенности. Д. Медведев также подчеркнул важность кадровой политике в сфере государственной службы. По его словам, она должна сама, в лице соответствующих своих организаций заниматься подготовкой государственных служащих, то есть еще в процессе обучения в университете готовить кадры для работы на государственной службе. Это может делаться как в рамках ведомственных образовательных учреждений, так и в рамках обычных общих образовательных учреждений. Главное, чтобы с самого начала люди, которые учатся в университетах, были нацелены на работу на государственной службе, а не стремились перейти в другие сферы в погоне за материальными благами. А для этого, уверен Д. Медведев, необходимо предпринимать усилия по нормальному стимулированию прихода молодежи на государственную службу. В этих целях могут быть использован форма льгот, которые получают государственные служащие на первоначальном этапе, но главное - должны быть перспективы карьерного роста и достойный социальный статус государственного чиновника.
НОВОСТИ ДНЯ
2003-03-27
55, стр. 1, Невское время
РАДИКАЛЬНЫХ СОКРАЩЕНИЙ НЕ БУДЕТ
В ходе грядущей реформы госслужбы радикальных изменений численности государственных служащих не предвидится, сообщил первый заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Медведев. По его словам, российский госаппарат в пропорциональном отношении не превышает по численности европейские образцы - сейчас в России около 2 млн госслужащих.
АРМИЯ ЧИНОВНИКОВ ЗАСТЫЛА В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ
2003-03-27
52, стр. 2, Деловой Петербург
ТЕМА ДНЯ
Вчера не на какой-то там банальной оперативке, а на модной ныне Интернет-конференции, посвященной реформированию госслужбы, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Медведев изрек для населения государства российского сразу два "громких" заявления.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА расстиражировали, во-первых, что "реформа госслужбы в РФ не предусматривает уравнивания размеров оплаты труда госслужащих и коммерческих работников". По мнению Дмитрия Медведева, главная задача - появление соответствующей мотивации труда. Причем желание карьерного продвижения предпочтительнее денег. Чиновник из Администрации Президента предположил, что нужно ликвидировать специальные льготы для членов семей госслужащих. Пока государство ввиду низких зарплат не может отказаться от социального пакета для госслужащих, но в дальнейшем чиновники должны обеспечивать свои семьи сами. Как именно, Дмитрий Медведев не разъяснил.
ВО-ВТОРЫХ, ПЕРВЫЙ замглавы Администрации Президента РФ признал, что в России около 2 млн госслужащих и радикального сокращения их численности в ходе реформы не предвидится. Оказывается, для крупных сокращений "наше государство должно стать принципиально другим, а для этого потребуется не один год, а десятилетия".
ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ декларируемых целей Президента РФ Владимира Путина - снижение административного давления на бизнес через уменьшение количества справок и проверок. Но ежели всех чиновников (а об их численности Дмитрий Медведев слукавил, учел только федеральных, хотя муниципальных на порядок больше) оставят на рабочих местах со скромной зарплатой без соцпакета, да еще не разрешат проверять, им придется бороться за существование. А в экстремальной ситуации креативные способности обостряются, и чиновники непременно придумают, как "подоить" бизнес, чтобы накормить деток.
ВЕДОМСТВО ГРЕФА еще когда предлагало поставить зарплату чиновника в прямую зависимость от производительности его труда: насколько помог бизнесу - столько и получи. Вроде и пилотный регион нашли, но до сих пор эксперимент не поставлен. И Дмитрий Медведев о нем и не вспомнил.
ВПРОЧЕМ, МОДЕЛЬ поведения Президента Владимира Путина - громкое заявление и последующие за ним разъяснения администрации - может, распространяется и на Дмитрия Медведева. Сегодня он успокоил чиновников, чтобы не вызвать резкого противодействия, а завтра - хоп, и выйдет приказ о сокращении. И соответствующее разъяснение.
РЕДАКЦИЯ
ЧИНОВНИКОВ БУДУТ ОТБИРАТЬ ПО КОНКУРСУ
2003-03-27
Наталья Меликова, # 60 (2893), Независимая газета
Государство собирается сохранить льготы госслужащим и членам их семей
Вчера первый замглавы администрации президента Дмитрий Медведев приоткрыл завесу тайны над некоторыми аспектами будущей жизни и деятельности российских бюрократов. Как выяснилось, в ближайшей перспективе российские чиновники и их семьи сохранят все или почти все существующие льготы, но отбирать на госслужбу скорее всего будут на конкурсной основе.
В разрабатываемых рабочей группой под руководством Медведева законопроектах будет немало революционных для российской системы госслужбы новшеств. Так, в будущем бизнесу, возможно, станет сложнее продвигать своих людей в министерства и ведомства, а на службу государству будут брать настоящих профессионалов. Это произойдет в случае, если будет введен конкурсный отбор чиновников. Подобное новшество Медведев назвал абсолютно приемлемой мерой. Правда, проходить через конкурсы придется только среднему уровню работников госсектора - начальникам отделов и управлений. Министров и их замов подобная практика скорее всего не затронет. Возможно, исключения будут сделаны и для некоторых ведомств. Но "по проценту исключений можно будет судить о демократичности системы госслужбы в целом", замечает Медведев.
Сделать российскую систему госслужбы открытой и демократичной призваны и административные регламенты. Они, как рассказал вчера первый замглавы кремлевской администрации, будут представлять собой процедурный свод правил, который позволит гражданину определить, в какой момент и какие действия совершаются с его бумагой. Можно надеяться, что четкая регламентация действий чиновника повысит как его ответственность, так и эффективность работы, а рядовым гражданам не придется годами обивать пороги различных ведомств в поисках справедливого решения своих проблем.
Разрабатываемые группой меры, конечно, осложнят жизнь рядового бюрократа, но зато за социальные гарантии ему бояться точно нечего. Прежде всего оснований для сокращения аппарата, по мнению Медведева, сегодня пока нет. Кроме того, в разрабатываемых рабочей группой законопроектах, видимо, сохранятся нормы по различным социальным льготам чиновникам, а также членам их семей. Хотя, как заявил Медведев, отвечая на вопрос обозревателя "НГ", "каких-то специальных льгот членам семей быть не должно", государство пока "не может отказаться от социального пакета". Например, от автотранспорта - просто потому, что из-за слишком низкой зарплаты чиновники не смогут позволить себе его купить. То же самое относится и к медицинским услугам, за которые, как говорит Медведев, чиновникам платить также будет довольно сложно. Кремлевский чиновник подчеркивает, что госслужащий должен обеспечивать свою семью сам - это основное направление реформы. "Весь вопрос сейчас в том, как быстро мы сможем отказаться от социального пакета", - считает первый замглавы президентской администрации.
ОФИЦИАЛЬНО
2003-03-27
По материалам информагенств и собственной информации, №54, Время Новостей (online)
Ведомства
В ходе грядущей реформы госслужбы радикальных изменений численности государственных служащих не предвидится. Первый заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Медведев заявил, что для крупных сокращений наше государство должно стать принципиально другим, а для этого потребуется не один год, а десятилетия. По его словам, российский чиновничий аппарат в пропорциональном отношении не превышает по численности европейские образцы -- сейчас в России около 2 млн государственных служащих. Реформа госслужбы, пояснил Медведев, необходима для приведения ее в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.
СЛОВА
2003-03-27
27 марта 2003, Ведомости (online)
"Реформа госслужбы в РФ не предусматривает уравнивание размеров оплаты труда госслужащих и коммерческих работников".
Первый замглавы администрации президента Дмитрий Медведев ( "Прайм-ТАСС").
Зарплата, уверен Медведев, слабый стимул для госслужащих. Гораздо важнее, по его мнению, возможность продвигаться по карьерной лестнице. Медведев предлагает отменить льготы, которыми пользуются члены семей госслужащих. Для самих чиновников, правда, соцпакет придется сохранить - слишком низкая у них зарплата.
"ДРЕССИРОВКА" ЧИНОВНИКОВ
2003-03-27
Екатерина Власова, 57, стр. 10, Российская Газета
В Кремле собираются привести в чувство бюрократию
ЗА ПОСЛЕДНИЕ несколько лет слово "реформа" стало чуть ли не определяющим в лексиконе российских чиновников. На волне преобразований под реформирование попали практически все составляющие государства. Но все изменения рано или поздно заканчиваются. Однако среди всех проводящихся сегодня реформ одна грозит перейти в перманентное состояние - реформа госслужбы.
В этом нет ничего удивительного: реформирование деятельности госчиновников для каждого государства в каком-то смысле - процесс вечный. Другое дело, что периодически возникают некие всплески, когда все атрибуты государственной службы приводятся в соответствие с теми реалиями, теми общественными устоями, которые сложились на данный момент. Но историческая российская уверенность в том, что бюрократия в родном Отечестве в принципе не поддается "дрессировке" усилиями Кремля, может быть существенно поколеблена.
В своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию Президент Владимир Путин дал четкую установку: "Главная проблема не в количестве тех структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции госаппарата не приспособлены для решения стратегических задач. С тех пор прошел почти год, реформа запущена. О том, на каком этапе находится процесс "приведения в чувство" российских чиновников, рассказал первый заместитель руководителя администрации Президента Дмитрий Медведев.
По словам Медведева, итогом проводящихся реформ должно стать возникновение новой, отличной от советской госслужбы, построенной на иных принципах. Уже накоплен некий нормативный массив, который находится в разрозненном состоянии. Аппарат чиновничества огромен, не всегда работоспособен и подвержен массе недостатков. Сама реформа пройдет в несколько этапов. Первый из них - подготовку самой концепции - можно считать уже пройденным.
Второй этап, на котором сейчас и находится процесс реформирования госслужбы, - это разработка законодательства. Законы должны быть подготовлены и представлены в Госдуму одновременно с апробацией отдельных пилотных проектов, связанных с этим законодательством. Предполагается, что такой этап продлится до 2005 года. После этого соответственно наступит третий этап - этап подведения промежуточных итогов и внесения коррективов, связанных с первичным применением этого законодательства.
Некоторые пилотные проекты уже заработали. В частности, методика выработки критериев оценки деятельности государственных служащих. Оценить труд госслужащего гораздо сложнее, нежели обычного работника в компании или же человека, работающего в материальной сфере.
Одними из основных задач, по словам Медведева, являются выработка мотивации труда госчиновника и создание кадрового резерва. Кроме того, необходима законодательная регламентация такого "скользкого" для чиновничества любой страны вопроса, как конфликт интересов между соответствующим государственным служащим и теми функциями, которые он исполняет. Эта задача вплотную соседствует с практически неистребимой бедой бюрократии всех уровней - коррупцией. По мнению Медведева, разделение государственных и хозяйственных функций поможет эффективно бороться с этим явлением.
Идиотократия
2003-03-27
Ленинградская Правда
В ближайшие дни премьер Михаил Касьянов должен провести заседание комиссии, дабы определить судьбу российского чиновничества. Реформу эту по-своему пытались провести едва ли не все сколь-либо значимые российские правители. Постсоветские - не исключение.
Реформа государственной службы была провозглашена Кремлем в числе приоритетов еще 2 года назад. Все это время в эту реформу пытались мучительно вдохнуть смысл - вопреки неимоверному сопротивлению самих реформируемых и одновременно при странном желании реформаторов не обидеть никого. Собственно, если совсем просто, то российская власть взялась за решение одной из двух вечных российских проблем. (Помните - дураки и дороги?) Проблема в том, что взялась руками самих... чиновников.
Один высокопоставленный чиновник сокрушается (разумеется, в очень приватной беседе): "Вы знаете, нас во всей стране человек 30-40". Нас - это значит компетентных реформаторов, входящих в ближайшее окружение президента, пытающихся преобразовать страну. Ключевое слово тут - "компетентных". Стон об отсутствии квалифицированных кадров слышен практически повсеместно по госаппарату. По частным корпорациям - тоже, но это уже другой разговор.
Переговоры по вступлению России в ВТО ведет от силы дюжина более-менее вменяемых переговорщиков. От Китая, помнится, сражалась армия тысячи в две бюрократов. То же самое - практически в любой области, каждая из которых в стремительно меняющейся стране - одна важнее другой. Все обратили внимание на полемику Касьянова с Минфином на тему налоговой реформы: снижать - не снижать. Мало кто заметил, что результаты тех или иных действий банально просто НЕКОМУ в том же самом Минфине просчитать. Последствий своих действий - на пять, десять лет вперед - ни Минфин, ни правительство в целом просто НЕ ЗНАЮТ. И это не проблема политического консерватизма и не признаки контрреформ. НЕ ЗНАЮТ - в буквальном смысле.
То же самое "не знают", не просчитано - в межбюджетных отношениях центра и регионов. В якобы реформе естественных монополий (там попросту нет единых стандартов, а посему все решается частотой заходов-аудиенций, скажем, газпромовского Миллера к всероссийскому президенту). Во всей внешней политике, где хватает высокопоставленных слов на геополитические заявления, но не хватает экспертной проработки отдельных страновых направлений. Налоги. Экология. Развитие современных технологий. Реформа жилищного хозяйства или образования (единый госэкзамен стал притчей во языцех в силу своей анекдотичной по "компетентности" проработке).
Армейская реформа. Да что ни возьми! Президентские или премьерские новации вязнут в болоте неисполнительности некомпетентности. Там же гибнут и принимаемые отчаянным усилиями меньшинства "умников" даже очень приличные законы.
Унаследованный от Золотой Орды, Российской империи и от СССР одновременно нереформированный госаппарат стал, со всей очевидностью, главным тормозом на пути всех российских преобразований. Главнейшей политической проблемой президентства Владимира Путина.
И вот человек, занимающий высшую должность категории "А", - Владимир Путин - внесет в Думу законопроект, устанавливающий новые рамки и требования к чиновничеству. Само оно, между тем, уже занялось тихим, а подчас и открытым саботажем самой идеи реформы. Аппаратное сопротивление - безликое, но мощное. У меньшинства реформаторов - политические вес и воля, у большинства реформируемых - огромный перевес в "живой силе" и аппаратной технике и - нежелание что-либо менять.
В среду Дмитрий Медведев, первый замглавы президентской администрации и главный идеолог реформы, признал: модернизация госслужбы для любого государства - в принципе процесс перманентный. Иногда бывают "всплески". Нынешняя законодательно-экспериментальная часть реформы госслужбы будет завершена ориентировочно к концу 2005 года.
По формальным признакам реформа уже идет - Думой в первом чтении принят закон "О системе госслужбы", скоро должен быть внесен проект "О государственной гражданской службе". Последний, по словам Медведева, для чиновников должен стать аналогом трудового кодекса. То есть регулировать все сферы рабочей жизни госслужащего, поскольку из обычного КЗОТа он исключен.
Концепция реформы, подготовленная под руководством Медведева, разделяет госслужащих на три категории - гражданские, правоохранительные и военные. Между ними должно быть соответствие в классных чинах и уровнях оплаты. По каждой из категорий должен быть подготовлен отдельный закон, детально описывающий новые процедуры: конкурсного найма, разрешения конфликта интересов, оплаты труда, увольнения.
Прошедший первое чтение закон "О системе" - рамочный. Конкретика должна появиться в законах о видах госслужбы и их последующей детализации. Однако уже сейчас раздаются возгласы, что во втором законе идея облагораживания чиновничества выхолощена. Речь идет как раз о законопроекте "О государственной гражданской службе". Дьявол в деталях. Уже на предварительной стадии "дьяволов" оказалось предостаточно, - источники говорят, что в нынешнем виде проект направлен скорее на консервацию нынешнего положения чиновника и на его защиту.
По новому проекту оказывается, что уволить неквалифицированного госслужащего еще сложнее, чем сейчас (на это жалуются многие чиновники-руководители), по сути исключена возможность привязки оплаты труда к результатам (одна из главных "революционных" идей реформы - поставить зарплату чиновника в зависимость от эффективности работы), слишком много возможностей ухода от конкурсной системы. Например, конкурса можно избежать в случае возможного допуска с гостайне, а ее запросто обнаруживает в своих владениях любое госведомство. "Мы получили совсем не те результаты, которые были поставлены реформой", - считают эксперты.
Реформа госслужбы рискует превратиться в типичный "костюм на вырост". Как только его попытались примерить - сам госаппарат указал на несоответствие размеров, - не доросли мы, дескать, еще до такого "костюмчика". Ввести конкурсный найм? Ну и кто в среднем или низшем звене управления на этот конкурс пойдет? Привязать зарплату к результатам? Так, она нынешняя, официальная, не превышает 200 долларов. К чему ни привязывай, чиновник надрываться за такое жалование не будет. Выход находят в страстном поиске "внебюджетных" источников доходов. По сути это - коррупция. Или еще один аргумент, мощный и на все случаи жизни: "Вы что, хотите в такое время развалить аппарат?" Используется на протяжении десятилетий, он и теперь действует почти безотказно.
Искать грань между идеалом и практикой должна комиссия по госреформе при Касьянове. Она должна собраться в апреле. Пока же, считают источники, четкого и согласованного понимания того, как не в концепции, а в жизни менять госслужбу, у правительства тоже нет.
- У нас сейчас ситуация кризисная не только с точки зрения тех, для кого госаппарат создает препятствия, но и для людей в самом аппарате, - говорит Лев Якобсон, проректор Высшей школы экономики, один из экспертов, участвовавших в рождении госреформы. - В чиновничестве ощутимы две разные силы. Одна - "традиционное чиновничество". В основном это люди пенсионного и предпенсионного возраста, воспитанные еще на принципах советской бюрократии. Они ориентированы на консервацию, причем даже не сегодняшнего дня, а того, что в остальной части общества уже вообще ушло.Другая - люди, пришедшие на госслужбу в последние 10 лет.
Но не бумажки носить, а на самый верх. "Новые начальники". Между этими двумя силами - "вольтова дуга". И все дело в том, какая из них получит большую поддержку.
Может ли аппарат реформировать себя сам? Ответ удручает незамысловатостью: больше все равно некому, ибо в итоге именно аппарат будет исполнять (или замыливать) любые решения. Из критично настроенной части Думы звучат предложения - давайте создадим что-нибудь вроде Национального совета по госреформе, пускай не только чиновники решают, какими им быть. Другая идея, более рациональная: реформа госслужбы должна идти вместе с административной, а еще лучше - после. Иными словами, пока не будут распутаны функции ведомств, невозможно четко определить критерии оценки работы чиновника. Причем обе реформы должны идти под максимально жестким давлением со стороны верхушки исполнительной власти, а, возможно, бизнеса и худо-бедно зарождающихся общественных структур.
- Главное - чтобы реформа не была делом только аппарата, - считает Якобсон. - Аппарат не столь однороден, чтобы давление на него, в том числе и общественное, встречало солидарный отпор. В аппарате есть значительные силы торможения, но в нем есть и стремление к развитию. Новое чиновничество недовольно тем, что люди работают неэффективно.
С такими ... чиновниками нам хороших дорог к будущему не видать.
На свету не живет
В апреле реформу госслужбы на парламентском уровне должен подкрепить еще один законопроект - об информационный открытости органов исполнительной власти. "Коррупция - это ночное чудовище, на свету оно не живет", - считают чиновники МЭРТ, готовившие законопроект.
Проект вводит новое понятие - презумпция информационной открытости. То есть - разрешено для всеобщего доступа все, что не запрещено. То есть должно стать меньше простора для махинаций, а ощущения подконтрольности больше. Список запрещенного должен определить проект "О конфиденциальной информации": все то, что не входит в этот перечень, должно либо публиковаться в открытых источниках, либо свободно предоставляться по запросу граждан.
Из принципа информационной открытости исходит законодательство многих стран. В некоторых, например, в Великобритании, это скорее обычай, но и там сейчас готовится отдельный законопроект. Во Франции избиратель может получить доступ к любым государственным документам (за исключением официально закрытых) через "своего" депутата в парламенте - тот обязан выполнять подобные поручения. В США, с из "Законом о свободе информаици", прокуратура ежегодно проверяет уровень транспарентности различных ведомств. Неудовлетворенные запросы граждан могут повлечь за собой санкции для чиновника.
В принципе первый шаг к большей открытости был сделан в начале февраля, когда правительство утвердило перечень документов, обязательных к опубликованию органами власти (с тех пор ничего не изменилось). Буря среди ведомств получилась мощной - теперь открытыми должны быть, например, сведения о конкурсных закупках. "Что, я должен перед всеми отчитываться, где я покупаю стулья и автомобили?", - возмущались чиновники. Бурю загасили: Белый дом объяснил, что в период объявленной реформы такое возмущение публично проявлять неприлично. А непублично - другое дело. "В случае с этим проектом мы трудностей ждем не в Думе, а в правительстве", - признают разработчики закона.
На практике начинать предполагается с малого. Например, обязать госорганы публиковать полный перечень принятых ими документов - чтобы гражданин хотя бы мог знать, как называется то, что он ищет. Кроме того, эта мера могла бы облегчить взаимодействие между самими ведомствами. "А то даже я, чиновник Минэкономразвития, не всегда могу получить доступ к регистру документов Минфина", - говорит высокопоставленный представитель МЭРТ.
ИДИОТОКРАТИЯ
2003-03-26 21:40:00
Екатерина ГРИГОРЬЕВА, Известия.Ru
Главная политическая проблема страны и президента
В ближайшие дни премьер Михаил Касьянов должен провести заседание комиссии, дабы определить судьбу российского чиновничества. Реформу эту по-своему пытались провести едва ли не все сколь-либо значимые российские правители. Постсоветские - не исключение. Реформа государственной службы была провозглашена Кремлем в числе приоритетов еще 2 года назад. Все это время в эту реформу пытались мучительно вдохнуть смысл - вопреки неимоверному сопротивлению самих реформируемых и одновременно при странном желании реформаторов не обидеть никого. Собственно, если совсем просто, то российская власть взялась за решение одной из двух вечных российских проблем. (Помните - дураки и дороги?) Проблема в том, что взялась руками самих... чиновников.
Один высокопоставленный чиновник сокрушается (разумеется, в очень приватной беседе): "Вы знаете, нас во всей стране человек 30-40". Нас - это значит компетентных реформаторов, входящих в ближайшее окружение президента, пытающихся преобразовать страну. Ключевое слово тут - "компетентных". Стон об отсутствии квалифицированных кадров слышен практически повсеместно по госаппарату. По частным корпорациям - тоже, но это уже другой разговор.
Переговоры по вступлению России в ВТО ведет от силы дюжина более-менее вменяемых переговорщиков. От Китая, помнится, сражалась армия тысячи в две бюрократов. То же самое - практически в любой области, каждая из которых в стремительно меняющейся стране - одна важнее другой. Все обратили внимание на полемику Касьянова с Минфином на тему налоговой реформы: снижать - не снижать. Мало кто заметил, что результаты тех или иных действий банально просто НЕКОМУ в том же самом Минфине просчитать. Последствий своих действий - на пять, десять лет вперед - ни Минфин, ни правительство в целом просто НЕ ЗНАЮТ. И это не проблема политического консерватизма и не признаки контрреформ. НЕ ЗНАЮТ - в буквальном смысле. То же самое "не знают", не просчитано - в межбюджетных отношениях центра и регионов. В якобы реформе естественных монополий (там попросту нет единых стандартов, а посему все решается частотой заходов-аудиенций, скажем, газпромовского Миллера к всероссийскому президенту). Во всей внешней политике, где хватает высокопоставленных слов на геополитические заявления, но не хватает экспертной проработки отдельных страновых направлений. Налоги. Экология. Развитие современных технологий. Реформа жилищного хозяйства или образования (единый госэкзамен стал притчей во языцех в силу своей анекдотичной по "компетентности" проработке). Армейская реформа. Да что ни возьми! Президентские или премьерские новации вязнут в болоте неисполнительности некомпетентности. Там же гибнут и принимаемые отчаянным усилиями меньшинства "умников" даже очень приличные законы.
Унаследованный от Золотой Орды, Российской империи и от СССР одновременно нереформированный госаппарат стал, со всей очевидностью, главным тормозом на пути всех российских преобразований. Главнейшей политической проблемой президентства Владимира Путина.
И вот человек, занимающий высшую должность категории "А", - Владимир Путин - внесет в Думу законопроект, устанавливающий новые рамки и требования к чиновничеству. Само оно, между тем, уже занялось тихим, а подчас и открытым саботажем самой идеи реформы. Аппаратное сопротивление - безликое, но мощное. У меньшинства реформаторов - политические вес и воля, у большинства реформируемых - огромный перевес в "живой силе" и аппаратной технике и - нежелание что-либо менять.
В среду Дмитрий Медведев, первый замглавы президентской администрации и главный идеолог реформы, признал: модернизация госслужбы для любого государства - в принципе процесс перманентный. Иногда бывают "всплески". Нынешняя законодательно-экспериментальная часть реформы госслужбы будет завершена ориентировочно к концу 2005 года.
По формальным признакам реформа уже идет - Думой в первом чтении принят закон "О системе госслужбы", скоро должен быть внесен проект "О государственной гражданской службе". Последний, по словам Медведева, для чиновников должен стать аналогом трудового кодекса. То есть регулировать все сферы рабочей жизни госслужащего, поскольку из обычного КЗОТа он исключен.
Концепция реформы, подготовленная под руководством Медведева, разделяет госслужащих на три категории - гражданские, правоохранительные и военные. Между ними должно быть соответствие в классных чинах и уровнях оплаты. По каждой из категорий должен быть подготовлен отдельный закон, детально описывающий новые процедуры: конкурсного найма, разрешения конфликта интересов, оплаты труда, увольнения.
Прошедший первое чтение закон "О системе" - рамочный. Конкретика должна появиться в законах о видах госслужбы и их последующей детализации. Однако уже сейчас раздаются возгласы, что во втором законе идея облагораживания чиновничества выхолощена. Речь идет как раз о законопроекте "О государственной гражданской службе". Дьявол в деталях. Уже на предварительной стадии "дьяволов" оказалось предостаточно, - источники говорят, что в нынешнем виде проект направлен скорее на консервацию нынешнего положения чиновника и на его защиту.
По новому проекту оказывается, что уволить неквалифицированного госслужащего еще сложнее, чем сейчас (на это жалуются многие чиновники-руководители), по сути исключена возможность привязки оплаты труда к результатам (одна из главных "революционных" идей реформы - поставить зарплату чиновника в зависимость от эффективности работы), слишком много возможностей ухода от конкурсной системы. Например, конкурса можно избежать в случае возможного допуска с гостайне, а ее запросто обнаруживает в своих владениях любое госведомство. "Мы получили совсем не те результаты, которые были поставлены реформой", - считают эксперты.
Реформа госслужбы рискует превратиться в типичный "костюм на вырост". Как только его попытались примерить - сам госаппарат указал на несоответствие размеров, - не доросли мы, дескать, еще до такого "костюмчика". Ввести конкурсный найм? Ну и кто в среднем или низшем звене управления на этот конкурс пойдет? Привязать зарплату к результатам? Так, она нынешняя, официальная, не превышает 200 долларов. К чему ни привязывай, чиновник надрываться за такое жалование не будет. Выход находят в страстном поиске "внебюджетных" источников доходов. По сути это - коррупция. Или еще один аргумент, мощный и на все случаи жизни: "Вы что, хотите в такое время развалить аппарат?" Используется на протяжении десятилетий, он и теперь действует почти безотказно.
Искать грань между идеалом и практикой должна комиссия по госреформе при Касьянове. Она должна собраться в апреле. Пока же, считают источники, четкого и согласованного понимания того, как не в концепции, а в жизни менять госслужбу, у правительства тоже нет.
- У нас сейчас ситуация кризисная не только с точки зрения тех, для кого госаппарат создает препятствия, но и для людей в самом аппарате, - говорит Лев Якобсон, проректор Высшей школы экономики, один из экспертов, участвовавших в рождении госреформы. - В чиновничестве ощутимы две разные силы. Одна - "традиционное чиновничество". В основном это люди пенсионного и предпенсионного возраста, воспитанные еще на принципах советской бюрократии. Они ориентированы на консервацию, причем даже не сегодняшнего дня, а того, что в остальной части общества уже вообще ушло.Другая - люди, пришедшие на госслужбу в последние 10 лет. Но не бумажки носить, а на самый верх. "Новые начальники". Между этими двумя силами - "вольтова дуга". И все дело в том, какая из них получит большую поддержку.
Может ли аппарат реформировать себя сам? Ответ удручает незамысловатостью: больше все равно некому, ибо в итоге именно аппарат будет исполнять (или замыливать) любые решения. Из критично настроенной части Думы звучат предложения - давайте создадим что-нибудь вроде Национального совета по госреформе, пускай не только чиновники решают, какими им быть. Другая идея, более рациональная: реформа госслужбы должна идти вместе с административной, а еще лучше - после. Иными словами, пока не будут распутаны функции ведомств, невозможно четко определить критерии оценки работы чиновника. Причем обе реформы должны идти под максимально жестким давлением со стороны верхушки исполнительной власти, а, возможно, бизнеса и худо-бедно зарождающихся общественных структур.
- Главное - чтобы реформа не была делом только аппарата, - считает Якобсон. - Аппарат не столь однороден, чтобы давление на него, в том числе и общественное, встречало солидарный отпор. В аппарате есть значительные силы торможения, но в нем есть и стремление к развитию. Новое чиновничество недовольно тем, что люди работают неэффективно.
С такими ... чиновниками нам хороших дорог к будущему не видать.
На свету не живет
В апреле реформу госслужбы на парламентском уровне должен подкрепить еще один законопроект - об информационный открытости органов исполнительной власти. "Коррупция - это ночное чудовище, на свету оно не живет", - считают чиновники МЭРТ, готовившие законопроект. Проект вводит новое понятие - презумпция информационной открытости. То есть - разрешено для всеобщего доступа все, что не запрещено. То есть должно стать меньше простора для махинаций, а ощущения подконтрольности больше. Список запрещенного должен определить проект "О конфиденциальной информации": все то, что не входит в этот перечень, должно либо публиковаться в открытых источниках, либо свободно предоставляться по запросу граждан.
Из принципа информационной открытости исходит законодательство многих стран. В некоторых, например, в Великобритании, это скорее обычай, но и там сейчас готовится отдельный законопроект. Во Франции избиратель может получить доступ к любым государственным документам (за исключением официально закрытых) через "своего" депутата в парламенте - тот обязан выполнять подобные поручения. В США, с из "Законом о свободе информаици", прокуратура ежегодно проверяет уровень транспарентности различных ведомств. Неудовлетворенные запросы граждан могут повлечь за собой санкции для чиновника.
В принципе первый шаг к большей открытости был сделан в начале февраля, когда правительство утвердило перечень документов, обязательных к опубликованию органами власти (с тех пор ничего не изменилось). Буря среди ведомств получилась мощной - теперь открытыми должны быть, например, сведения о конкурсных закупках. "Что, я должен перед всеми отчитываться, где я покупаю стулья и автомобили?", - возмущались чиновники. Бурю загасили: Белый дом объяснил, что в период объявленной реформы такое возмущение публично проявлять неприлично. А непублично - другое дело. "В случае с этим проектом мы трудностей ждем не в Думе, а в правительстве", - признают разработчики закона.
На практике начинать предполагается с малого. Например, обязать госорганы публиковать полный перечень принятых ими документов - чтобы гражданин хотя бы мог знать, как называется то, что он ищет. Кроме того, эта мера могла бы облегчить взаимодействие между самими ведомствами. "А то даже я, чиновник Минэкономразвития, не всегда могу получить доступ к регистру документов Минфина", - говорит высокопоставленный представитель МЭРТ.
Чиновников заставят работать не за деньги
2003-03-26 19:17
Газета.Ru
Социальный пакет – служебное жилье, транспорт, бесплатное медицинское обслуживание – останется главным преимуществом госслужбы после ее реформирования. Об этом на специальной конференции, посвященной предстоящей реформе, заявил первый замглавы президентской администрации Дмитрий Медведев.
9 апреля Дума рассмотрит во втором чтении законопроект «О системе государственной службы РФ», подготовленный межведомственной рабочей группой под руководством первого замглавы президентской администрации Дмитрия Медведева. Особого ажиотажа не ожидается. В администрации не скрывают, что документ рамочный и все детальные разъяснения будут даны в законопроектах о государственной и гражданской службе. По словам Медведева, в ближайший месяц работа над ним будет завершена.
На конференции, посвященной реформе госслужбы, Медведев в очередной раз повторил, что «аппарат чиновничества большой и подвержен массе недостатков». При этом нынешняя численность госслужащих – если брать федеральный уровень, то речь идет о 2 млн человек – Кремль вполне устраивает. «Много это или мало? На мой взгляд, достаточно. Никаких радикальных изменений количества госслужащих не предполагается», – подчеркнул Медведев. Для того чтобы изменить это количество, Россия, по его словам, должна стать совершенно другой страной.
Намного более эффективной Кремль считает борьбу с «массой недостатков» чиновничества. Основная установка – «изменение мотивации труда».
Она, по словам замглавы администрации, не всегда сводится к деньгам, ведь рассчитывать на уравнивание зарплат топ-менеджеров коммерческих структур и чиновников в любом случае бессмысленно. Прежде всего, человек, приходя на госслужбу, должен думать о своем кадровом росте и завоевании авторитета, который впоследствии позволит ему занять значительный пост либо уйти в бизнес. А большую зарплату, даже несмотря на планирующееся повышение, на госслужбе все равно платить никогда не будут. «Наше государство для этого недостаточно богато», – резюмировал Медведев.
В Кремле понимают, что надеждами на кадровый рост и возможное заманчивое предложение бизнес-структур чиновник (тем более семейный) сыт не будет. Необходимы другие стимулы. Сейчас, как признаются в приватных разговорах многие госслужащие, их держит отнюдь не жалованье, а различные льготы, полагающиеся по статусу. Речь идет о служебных квартирах, транспорте, бесплатном медицинском обслуживании и обучении (в некоторых ведомствах, например, можно бесплатно пройти курсы по вождению автомобиля и получить права). «Полностью отказаться от соцпакета мы не можем», – подчеркнул Медведев. По его словам, «конечно, лучше было бы пересадить госслужащих на свои машины, как принято в других странах», но на данный момент это нереально. Во-первых, далеко не у всех есть возможность купить собственную машину, а во-вторых, трудно разрешить и вопрос компенсации за бензин.
Вместе с тем, стать чиновником после принятия закона будет проще. Планируется, что в практику войдут кадровые конкурсы. По словам Медведева, в теории победители этих конкурсов смогут замещать вакантные должности любого уровня.
Однако в действительности это невозможно уже хотя бы потому, что существует особый порядок назначения министров и их заместителей. Кроме того, возможны и «другие исключения, и процент этих исключений предсказать сложно». Другими словами, речь идет о постах не выше должности начальника департамента. «А выше было бы неправильно», – заявил «Газете.Ru» Медведев.
Чем реформа госслужбы обернется для рядовых граждан? Как уверяют в Кремле, жить станет проще. «Госслужба еще весьма и весьма закрыта», – подчеркнул Медведев, добавив, что речь идет не о вопросах, представляющих государственную тайну, а о таких тривиальных ситуациях, «когда человек не может понять, что происходит с его бумагой». Чтобы министерство «не выглядело как безликий ряд чиновников», решено издавать административные регламенты. Как пояснил замглавы администрации, «это некий процедурный свод правил, который позволит гражданину понять, какой путь проделает его бумага и когда он получит ответ».
В КРЕМЛЕ ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СЧИТАЮТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОЛНОГО СООТВЕТСТВИЯ НЫНЕШНИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ
2003-03-26 13:38:00
РИА "Новости"
* РОССИЯ * ГОССЛУЖБА * РЕФОРМА *
МОСКВА, 26 марта. /Корр. РИА "Новости"/. Основной задачей реформы государственной службы в России является обеспечение ее максимальной эффективности и полного соответствия нынешним экономическим реалиям. Об этом заявил первый заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Медведев, выступая в среду на конференции "Реформа государственной службы в России" в Центре информационных технологий МГУ.
Федеральная программа реформирования государственной службы рассчитана на период 2003-2005 годов, и, как отметил Медведев, в 2001 году уже эта программа была подготовлена.
По словам представителя кремлевской администрации, на очередном этапе этой программы разрабатывается необходимая законодательная база, а также должны быть реализованы пилотные проекты.
План осуществления пилотных проектов утвержден соответствующим указом президента России, отметил Медведев. Среди пилотных проектов он отметил такое направление, как оценка деятельности работников государственной службы, эффективности труда госслужащих.
"Оценить труд госслужащих сложнее, чем труд работников компаний, однако это сделать необходимо",- сказал Медведев.
Кроме того, по его словам, пилотные проекты направлены на исследование мотивации труда госслужащих и кадрового резерва.
На реализацию федеральной программы за счет средств федерального бюджета выделяется 539,1 млн рублей.
Сокращения госслужащих не предвидится
2003-03-26
ИТАР-ТАСС
МОСКВА, 26 марта. /Корр.ИТАР-ТАСС Дина Пьяных/. В ходе грядущей реформы госслужбы радикальных изменений численности государственных служащих не предвидится. Об этом сообщил сегодня в Москве на Интернет-конференции, посвященной реформе госслужбы России, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Медведев.
Для крупных сокращений "наше государство должно стать принципиально другим, - отметил он. - А для этого потребуется не один год, а десятилетия". По его словам, российский чиновничий аппарат в пропорциональном отношении не превышает по численности европейские образцы - сейчас в России около 2 млн государственных служащих.
Реформа госслужбы, пояснил Медведев, необходима для приведения ее в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Имеющийся закон, принятый 8 лет назад, уже устарел, сказал он. Однако госслужба во многом "осталось костной, основанной на прежних принципах и подверженной коррупции вследствие низкой материальной мотивации труда".
Новости дня: 14:00
2003-03-26 14:00:00
Русская Служба Новостей (rusnovosti.ru)
В России около 2 миллионов госчиновников, и радикального
сокращения их численности пока не предвидится.
Об
этом сообщил первый заместитель руководителя кремлевской администрации Дмитрий Медведев. Для крупных сокращений "наше государство должно стать принципиально другим, - отметил он. - А для этого потребуется не один год, а десятилетия". По его мнению, российский чиновничий аппарат в пропорциональном отношении не превышает по численности европейские образцы. Медведев признал, что госслужба подвержена коррупции вследствие низкой материальной мотивации труда".
Реформа госслужбы в РФ не предусматривает уравнивание размеров оплаты труда госслужащих и коммерческих работников - первый замглавы администрации президента РФ
2003-03-26 13:57:01
Прайм-Тасс
МОСКВА, 26 марта. /ПРАЙМ-ТАСС/. Реформа государственной службы России не предусматривает уравнивание размеров оплаты труда государственных служащих и коммерческих работников. Это особо отметил в среду на интернет-конференции, посвященной реформированию госслужбы, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Медведев.
По его словам, передает ИТАР-ТАСС. главная задача заключается в том, чтобы у работников появилась соответствующая мотивация труда. "Такая мотивация не всегда сводится к деньгам", - сказал он. - Важно обеспечить служащих возможностью продвигаться по карьерной лестнице".
Вместе с тем, по мнению Д.Медведева, должны быть ликвидированы специальные льготы для членов семей госслужащих. "Пока государство ввиду низких зарплат не может отказаться от социального пакета, которым обеспечиваются госслужащие", - отметил он. Но он убежден, что чиновники должны обеспечивать свою семью сами.
В России около 2 млн госслужащих и радикального сокращения их численности в ходе реформы не предвидится - первый замглавы администрации президента РФ
2003-03-26 13:38:10
Прайм-Тасс
МОСКВА, 26 марта. /ПРАЙМ-ТАСС/. Радикальных изменений численности государственных служащих в РФ в ходе грядущей реформы госслужбы не предвидится. Об этом сообщил в среду в Москве на интернет-конференции, посвященной реформе госслужбы России, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Медведев.
Для крупных сокращений "наше государство должно стать принципиально другим, - отметил он. - А для этого потребуется не один год, а десятилетия".
По его словам, передает ИТАР-ТАСС, российский чиновничий аппарат в пропорциональном отношении не превышает по численности европейские образцы - сейчас в России около 2 млн государственных служащих.
Реформа госслужбы, пояснил Д.Медведев, необходима для приведения ее в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Имеющийся закон, принятый 8 лет назад, уже устарел, сказал он. Госслужба во многом "осталась косной, основанной на прежних принципах и подверженной коррупции вследствие низкой материальной мотивации труда".
14:11 Д.МЕДВЕДЕВ: РЕФОРМА ГОССЛУЖБЫ ТРЕБУЕТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ГОССЛУЖАЩИХ
2003-03-26
Ленинградская Правда
Основной задачей реформы государственной службы в России является обеспечение ее максимальной эффективности и полного соответствия нынешним экономическим реалиям. Об этом заявил первый заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Медведев, выступая в среду на конференции "Реформа государственной службы в России" в Центре информационных технологий МГУ. Федеральная программа реформирования государственной службы рассчитана на период 2003-2005 годов, и, как отметил Медведев, уже в 2001 году эта программа была подготовлена. По словам представителя кремлевской администрации, на очередном этапе этой программы разрабатывается необходимая законодательная база, а также должны быть реализованы пилотные проекты. План осуществления пилотных проектов утвержден соответствующим указом президента России, отметил Медведев. Среди пилотных проектов он отметил такое направление, как оценка деятельности работников государственной службы, эффективности труда госслужащих. "Оценить труд госслужащих сложнее, чем труд работников компаний, однако это сделать необходимо", - сказал Медведев. Кроме того, по его словам, пилотные проекты направлены на исследование мотивации труда госслужащих и кадрового резерва. На реализацию федеральной программы за счет средств федерального бюджета выделяется 539,1 млн рублей.
|