Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


КАРЬЕРА ЧИНОВНИКА

Длина юбки секретарши не самая кричащая проблема в реформе госслужб

ДВА ГОДА назад Правительство объявило о том, что собирается реформировать госслужбу. Тогда это заявление мало кто принял всерьез. Большинство экспертов поспешили отнести его к благим намерениям власти, которые в лучшем случае никогда не сбудутся.

На этом и успокоились. О реформе госслужбы с тех пор не вспоминали. Но стоило "РГ" вновь поднять эту тему - сначала в специальном выпуске нового проекта газеты "VIР-вакансии", а затем в публикации "Взятка не зависит от маленькой зарплаты", как тут же появились большие статьи в различных СМИ. Почему реформа госслужбы вызывает такой большой интерес? Это попытался выяснить корреспондент "РГ" в беседе с первым заместителем министра экономического развития и торговли, членом рабочей группы по реформированию госслужбы Михаилом ДМИТРИЕВЫМ.

- Задача реформирования возникла не на пустом месте. Она отражает очень глубокий затянувшийся кризис, в котором находится государственная служба в России. Система управления утратила соответствие с потребностями общества и экономики. Оплата труда чиновников неконкурентна. Госслужба по-прежнему опирается на принципы советской госсистемы, при которой граждане остаются подчиненными чиновника. А он в своих действиях отчитывается начальству, а не гражданам. С этим связана еще одна застарелая проблема - информационная закрытость, отделенность деятельности чиновника от общества. При этом многие другие сферы жизни уже далеко ушли вперед. К примеру, деятельность тех же предприятий, социальных служб стала более открытой. Хотя у нас появился закон об информации, который провозглашает прозрачность госслужбы, на практике нет механизмов, которые позволили бы им воспользоваться.В современных условиях немыслимо рассматривать чиновника как начальника, а граждан - как его подчиненных. Наша Конституция диктует иной подход: чиновник - слуга народа. Он обязан прямо или косвенно реализовывать волеизъявление граждан, осуществляемое через те или иные общественные институты.

- Почему же, в таком случае, вопрос реформирования госслужбы не поднимался раньше, когда старая система рухнула?

- Почему же, поднимался, и не раз, еще при Ельцине. Но в тот период страна только находилась в стадии формирования базовых устоев демократии. Это были бурные периоды нашей истории: смена Конституции, появление новых представительных органов власти, постоянно меняющиеся правила игры. Нестабильными были не только государственные и политические институты власти, но и экономика: крайне неустойчивые государственные финансы, падение производства и уровня жизни, забастовки.

Представьте себе, что бы произошло, если бы на фоне всех этих проблем, которые надо было решать, государство взялось бы еще за переделку самого себя: последние островки стабильности могли бы исчезнуть.

- Другими словами, сейчас у нас стабильное положение?

- Процесс преобразований отнюдь не завершен: ни в сфере формирования устойчивых демократических институтов, ни в области строительства гражданского общества, ни в реформировании экономики. Но как минимум самые пожарные проблемы решены. Можно говорить, что мы имеем необходимую стабильность, которая и позволяет решать весьма сложные и деликатные преобразования в самой системе исполнительной власти.

- С чего началась реформа?

- Рабочая группа была сформирована около двух лет назад. Сначала она разработала документ, который получил название концепции реформирования госслужбы. Она была утверждена Президентом РФ чуть более года назад.- Кто вошел в эту рабочую группу?

- Группа была создана при администрации Президента. Возглавил ее замруководителя администрации Дмитрий Медведев. В нее вошли представители ведомств социально-экономического и правового блока - Минтруда, Минфина, Минэкономразвития и Минюста, а также Минобороны и МВД.

- Говорят, что уже подготовлен целый пакет законопроектов, которые скоро будут внесены в Госдуму?

- Сегодня подготовлен только один рамочный проект закона - о системе госслужбы в РФ. Он устанавливает общие принципы, в соответствии с которыми будут разрабатываться уже другие законодательные акты: для гражданских служащих, правоохранительных и военных.

Наиболее активно ныне ведется работа над законом "О государственной гражданской службе". Это сложный законопроект, куда мы закладываем многие новые решения.

- Что вы имеете в виду?

- Мы предлагаем новые методы найма - на конкурсной основе. Изменятся и принципы оплаты труда. Появится большая гибкость и возможность четкой увязки доходов чиновника с результатами его деятельности. Сейчас госслужащий получает фиксированную зарплату, предусмотренную штатным расписанием. Новый закон предусматривает гибкие надбавки, которые, возможно, будут достигать 80 процентов всего заработка. При этом будут предложены механизмы, которые направлены на пресечение коррупции и злоупотреблений служебным положением, усиления ответственности чиновника перед институтами гражданского общества.

- А можно подробнее? Вот, к примеру, на сайте вашего министерства долгое время "висела" информация о том, что требуется глава Госторгинспекции. Говорят, много было желающих занять эту должность.

- Да, все желающие смогут узнать об открывающихся вакансиях через объявления либо в Интернете, либо в специализированных изданиях. Однако учтите, что назначение руководителей будет происходить по иным принципам. Такого рода решения носят политический характер и принимаются с учетом принципов разделения полномочий и ответственности исполнительной и законодательной властей. Что касается тех, кто претендует на должность специалиста в торговых инспекциях, то здесь будет применяться другой принцип. Решение примет конкурсная комиссия исходя из персональных и профессиональных качеств соискателей.

Естественно, голосование конкурсной комиссии по кандидатурам должно быть тайным: в противном случае может появиться негативное отношение к принимающему решение только потому, что он высказал свою точку зрения по поводу личности конкретного соискателя. Но при этом не просто сам процесс конкурса, но и его результаты должны быть публичными и открытыми для общественности.

- Министр труда и социального развития Александр Починок считает, что через пять лет знания госслужащих устаревают. Будет ли предусматриваться обязательная переподготовка чиновников?

- Квалификация госслужащих далеко не идеальна. Потому в концепции речь идет о том, чтобы создать возможность для конкурсного подбора максимально широкого круга образовательных учреждений, которые могли бы на основе грантов, госзаказов качественно подготовить госслужащего. Однако этот вопрос затратный, и в какой мере он будет решен, зависит от финансирования.

- Некоторые эксперты считают, что госслужба из-за невысокой зарплаты привлекательна только для молодых специалистов. Значит ли это, что чиновничество может сильно помолодеть?

- Оно уже молодеет. Однако это происходит в таких формах, что мы опасаемся, что госслужба станет через некоторое время окончательно неработоспособной. Проблема в том, что эти молодые специалисты не задерживаются более чем на три года. Они приобретают навыки, знания в тех областях, которые востребованы на рынке труда, и очень быстро принимают решение об уходе. В результате в госструктурах работают в основном те, кому еще нет 30, и те, кому за 50 лет. Люди в самом продуктивном возрасте предпочитают бизнес-структуры. В то же время образовался острый дефицит специалистов рыночно востребованных профессий - финансистов, специалистов в области менеджмента, юристов, специалистов в области информационных технологий. Наши фиксированные зарплаты не привлекают их. Если система существующего найма и оплаты труда госслужащих не будет адаптирована к условиям рынка труда, мы потеряем последнее наше достояние - наиболее опытных госслужащих.

- В приватной беседе один из губернских чиновников признался, что особо ценные работники получают зарплату из некоего секретного фонда администрации. Не боитесь, что благодаря вашему закону найдется много законных лазеек для того, чтобы поощрять "своих" - приближенных, родственников?

- Если в бизнесе работа какого-либо специалиста оценивается в 600 долларов, то в госструктуре его будет сложно оценить в шесть тысяч долларов. Даже если он "свой". Во-первых, надо будет доказать, что именно такой уровень оплаты труда складывается на рынке труда. Во-вторых, убедить, что специалист имеет достаточный уровень квалификации. Когда вводится конкурсный отбор, то так просто принять на работу будет нельзя. Более того, поскольку мы одновременно вводим процедуры контроля за конфликтом интересов, любой госслужащий, который участвует в отборе кадров, при появлении личной заинтересованности в принятии решения обязан будет это задекларировать. Затем будет приниматься специальное решение - насколько правомочно участие такого "заинтересованного человека" в отборочной комиссии.

- А если не задекларирует?

- Будет нести ответственность вплоть до уголовной. Когда мы смотрим на эти проблемы в системе, мы обнаруживаем, что в нормальной государственной службе, которая организована прозрачно, возникает масса сдержек и противовесов, препятствующих однобокому принятию решений.

Поясню на примере. Вот вы затронули теневой фонд оплаты труда. Сколько получает чиновник - это его тайна, но информация о структуре окладов в министерстве, средних размерах заработной платы, фондах, из которых идут выплаты, должна быть доступна всем гражданам, если, конечно, речь не идет о секретном учреждении, действующем в особых условиях. При этом могут гораздо более гибко, чем сейчас, формироваться штаты органов госвласти и размеры оплаты труда конкретных служащих по результатам деятельности и с учетом того, как их квалификацию оценивает рынок труда. Такое сочетание учитывает возможность сокращения численности госслужащих. За счет этого повысятся оклады квалифицированных специалистов. Во всяком случае сначала мы планируем опробовать все это в экспериментальном порядке. - Где?

- В нескольких регионах и нескольких министерствах - Минтруде, Минэкономразвития, Минкультуры. Документы уже подготовлены, ждем решения Правительства.

- Интересно, насколько сократятся эти ведомства по численности.

- Я не могу сказать. Это вопрос конкретных руководителей ведомств и администраций регионов. Они должны сами определиться. Однако хочу предупредить, что речь не идет о простом лобовом сокращении аппарата. К примеру. Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг нужны эксперты, знающие, как устроены финансовые рынки в стране. Такие специалисты хорошо оплачиваются частными компаниями. Думаю, во многих случаях органы типа ФКЦБ предпочтут в несколько раз повысить зарплату группе очень квалифицированных специалистов просто потому, что без этого они либо начнут откровенно брать взятки, либо уйдут в частный сектор. Третьего не дано.

- И когда же вся госслужба поменяет свой облик?

- Работа над законом о государственной гражданской службе завершится осенью. Закон об информационной открытости госструктур внесем в Правительство к концу года. Это первый этап. Дальше потребуется принять огромное количество нормативных актов, которые выступят механизмами реализации законов. А в общем, программа реформы госслужбы рассчитана на период до 2005 года включительно.

- На ваш взгляд, сколько стране нужно чиновников?

- Такая постановка вопроса не совсем корректна. Каждый регион и ведомство будут сами определяться с численностью исходя из потребностей и финансовых возможностей. В одних структурах, в зависимости от загруженности, численность может увеличиться, а в других - наоборот. Сказать на сколько, это то же самое, если бы я вас спросил о том, сколько пар обуви сейчас нужно гражданину России.

- Как минимум, по одной паре на сезон.

- Собственно, в СССР таким образом и определялась потребность. Считалось, что можно подсчитать, сколько и чего нужно человеку, и таким образом строился пресловутый план, который и завел в тупик экономику. Никакой дядя нам заранее, без учета всех обстоятельств, не сможет достоверно ответить, сколько нужно России чиновников в каждом конкретном ведомстве.

- Хорошо. Тогда поставлю вопрос по-другому. Сколько стоит реформа госслужбы?

- Вот цена вопроса уже отработана в практике государственного управления развитых стран. Выработана целая система, которая позволяет увязать объемы работ, осуществляемых каждым конкретным госорганом, и потребности в ресурсах, в том числе - в кадровых. Сегодня содержание чиновников обходится в три процента бюджетных расходов. Мы не намерены увеличивать ассигнования на госорганы. При этом предоставляем им большую самостоятельность. Только таким образом можно добиться рационального использования трудовых ресурсов. По сути речь идет о переходе от управления через определение численности чиновников и штатного расписания к управлению результатами, которые чиновники должны обеспечить.

- Видимо, очень скоро поменяется и внешний облик чиновника. Значит ли это, что женщинам на госслужбе будет запрещено надевать юбку выше колен, а мужчинам носить костюм дороже его месячной зарплаты?

- В развитых странах требования к внешнему виду определяются кодексами этического поведения. Но, честно говоря, длина юбки секретарши не самая кричащая и главная проблема среди тех, с которыми мы сталкиваемся.

Фото:

- Так выглядел интерьер кабинета российского министра в первой четверти XIX века.


Подготовила Ираида Семенова, 172, стр. 1-2, Российская Газета
12/09/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации