Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 01.01.2003 на территории Российской Федерации вводятся в действие главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Согласно положениям главы 26.2 Кодекса упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) на добровольной основе.
Применение налогоплательщиками данного налогового режима предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, единого социального налога, налогов на имущество организаций и физических лиц уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.
При этом для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, сохраняется обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данной главой предусматривается также, что уплаченные страховые взносы в зависимости от объекта налогообложения уменьшают общую сумму уплачиваемого налогоплательщиками единого налога (но не более чем на 50 процентов), либо принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.
Право на применение указанного налогового режима предоставляется индивидуальным предпринимателям (без ограничения по размеру полученного ими дохода), а также организациям, имевшим по итогам девяти месяцев, предшествующих дате подачи заявления о переводе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации товаров (работ, услуг) не более 11 млн. рублей (без учета НДС и налога с продаж).
Данное право не распространяется на отдельных налогоплательщиков, включенных в специальный перечень.
К таким налогоплательщикам, в частности отнесены банки; страховые компании; профессиональные участники рынка ценных бумаг; частные нотариусы; организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов; организации, имеющие филиалы и (или) представительства; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей и другие.
Налогоплательщикам, подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, предоставляется право выбора объекта налогообложения (доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов) и, следовательно, того или иного порядка ведения учета результатов их хозяйственной деятельности.
Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, ставка единого налога установлена в размере 6 процентов, а налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, будут уплачивать единый налог по ставке 15 процентов.
Кроме того, положениями данной главы Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, должны уплачивать минимальный налог в размере 1 процента от валового дохода. Минимальный налог уплачивается только в том случае, если сумма единого налога, исчисленная такими налогоплательщиками по ставке 15 процентов, оказалась меньше суммы минимального налога. Налогоплательщикам, уплачивающим минимальный налог, предоставляется право включить в последующих налоговых периодах сумму разницы между минимальным налогом и исчисленным в общем порядке единым налогом в расходы либо в убытки, которые они вправе перенести на будущие налоговые периоды.
Применение этого механизма налогообложения призвано обеспечить поступления платежей в государственные внебюджетные социальные фонды с целью решения проблем социальной защищенности как самих налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей), так и нанятых налогоплательщиками работников в части получения данными физическими лицами права на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение.
Введение в действие главы 26.2 Кодекса позволит не только резко снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, занятых в сфере малого бизнеса (примерно в 2–2,5 раза), но и значительно упростить процедуру ведения учета доходов и расходов, а также сократить объем представляемой указанными налогоплательщиками налоговой отчетности.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренная главой 26.3 Кодекса, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении шести видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.26 Кодекса.
В соответствии с положениями данной главы Кодекса налогоплательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) освобождаются от уплаты наиболее крупных налогов, таких, например, как налог на прибыль организаций (для организаций), налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, налогов на имущество организаций и физических лиц, а также единого социального налога.
Значения показателей базовой доходности, а также физические показатели базовой доходности по каждому виду деятельности закреплены Кодексом, что позволит избежать значительных колебаний налоговой нагрузки на налогоплательщиков, осуществляющих в сопоставимых условиях одни и те же виды предпринимательской деятельности на территории различных субъектов Российской Федерации.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности и значений коэффициентов базовой доходности К1, К2 и К3.
Уплата единого налога производится организациями и индивидуальными предпринимателями по итогам налогового периода (квартала) по месту осуществления деятельности (в настоящее время уплата единого налога производится до начала очередного квартала).
При этом сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками (но не более чем на 50 процентов) на сумму подлежащих уплате за этот же налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование своих работников, занятых в сферах деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями за свое страхование.
Таким образом, введение с 01.01.2003 системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволит упростить для налогоплательщиков процедуру ведения учета доходов и расходов от осуществляемой ими деятельности, упростить формы налоговой отчетности, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также снизить налоговую нагрузку, связанную с возложенной на основную часть налогоплательщиков обязанностью уплачивать совокупность установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» были внесены некоторые изменения и дополнения в главы 26.2 и 26.3 Кодекса.
Данным законом предусматривается упорядочить вопросы уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, а также применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Кроме того, данным законом дополнен перечень расходов, учитываемых налогоплательщиками при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения расходами, связанными с уплатой налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходами, связанными с уплатой таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, не подлежащих возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, а также расходами по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
Введена норма, уточняющая порядок определения объекта налогообложения организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения.
Внесена поправка в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», предусматривающая освобождение организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанностей по ведению бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных актов.
Что касается главы 26.3 Кодекса, то внесен ряд уточнений в определения некоторых терминов, установлен срок подачи декларации для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, предусмотрено увеличение ограничения по площади торгового зала и зала обслуживания посетителей до 150 квадратных метров.
Государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга А. Н. Мельниченко