Интернет-конференция
Министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаева
"В интересах налогоплательщика"
Ответы специалистов МНС России
|
Вопрос:
Геннадий Иванович, здравствуйте! НДФЛ давно рассчитывается и уплачивается в целых рублях. И это разумно. Введение отчетности с копейками в ЕСН - средство повышения собираемости налогов или чья-то скаредность? Фонды требуют отчетности в целых рублях, а МНС - рубли, копейки! Для решения этого вопроса не нужно собирать Госдуму. Он - в Вашей компетенции. А ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ, может стоит сделать просто социальным, ЕДИНОГО все равно не вышло!
|
Ответ: Введение в налоговую отчетность по единому социальному налогу начисляемых и уплачиваемых сумм в рублях и копейках вызвано следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Вместе с тем, в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу исчисление налога производится от общей суммы налоговой базы за отчетный период по всем физическим лицам.
В данном случае, за счет округления чисел до целых рублей, возникнет ситуация, при которой сумма налога, определенная сложением сумм, рассчитанных по каждому физическому лицу и приведенных в индивидуальных карточках учета, будет больше суммы налога, рассчитанной исходя из общей налоговой базы в целом.
Это приведет к появлению недоимки и начислению пени по данному налогу, особенно по крупным предприятиям и организациям, с большим количеством работающих физических лиц.
Исходя из этого и была принята вышеуказанная схема начисления и уплаты сумм налога в рублях и копейках. Советник налоговой службы 1 ранга Н.Н.Шелемех.
|
Вопрос: Облагать ли взносы в негосударственные пенсионные фонды единым социальным налогом, выплаты не носят индивидуальный характер?
|
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).
Таким образом, на суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией – работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, начисление единого социального налога должно быть произведено данной организацией – работодателем в момент перечисления взносов в негосударственный пенсионный фонд.
При этом вышеуказанные пенсионные взносы не подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу, если они не отнесены у налогоплательщиков - организаций к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса.
В соответствии с пунктом 16 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Пунктом 7 статьи 270 Кодекса установлено, что к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций относятся расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в статье 255 Кодекса.
Учитывая изложенное, в 2002 году сумма пенсионных взносов, внесенных налогоплательщиком – работодателем по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников, и отнесенная к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитывается при расчете налоговой базы по единому социальному налогу, а сумма пенсионных взносов, включаемая в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, на основании пункта 3 статьи 236 Кодекса не подлежит включению в налоговую базу по единому социальному налогу.
В соответствии с Требованиями к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1999 № 1385, пенсионная схема фонда должна определять условия негосударственного пенсионного обеспечения и служить основой для заключения фондом и вкладчиком фонда в пользу участников фонда договора о негосударственном пенсионном обеспечении.
Следовательно, вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при заключении договора о негосударственном пенсионном обеспечении, пенсионные взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны начисляться отдельно по каждому физическому лицу - участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются.
Вопросы организации учета пенсионных взносов отдельно по каждому работнику-участнику фонда должны решаться между организацией-вкладчиком, перечисляющим взносы в пользу работников, и негосударственным пенсионным фондом.
При перечислении пенсионных взносов на солидарный счет организации, открытый в страховой компании необходимо представлять списки застрахованных работников.
Таким образом, на суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией – работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, начисление единого социального налога должно быть произведено данной организацией – работодателем с учетом положений главы 25 Кодекса в момент перечисления взносов в негосударственный пенсионный фонд независимо от того, солидарный ли это пенсионный счет организации или это именные пенсионные счета работников.
Советник налоговой службы 1 ранга Н.Н.Шелемех.
|
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, осуществляющий виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Федеральный закон № 104-ФЗ) не уплачивает единый социальный налог. При этом в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 57-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) для индивидуальных предпринимателей (в том числе переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности) установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц, который является обязательным для уплаты. Осуществляется ли зачет сумм единого социального налога, уплаченных в данном случае налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, в уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа?
|
Ответ: Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Федеральный закон № 104-ФЗ) в Федеральный закон от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» внесены изменения, исключающие единый социальный налог, уплачиваемый по видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, из состава платежей, которые взимаются с налогоплательщиков, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Абзацем первым статьи 5 Федерального закона № 104-ФЗ установлено, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, подлежат зачету в счет сумм единого налога на вмененный доход, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды.
Согласно статье 8 Федерального закона № 104-ФЗ данные изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
В связи с тем, что с налогоплательщиков единого налога на вмененный доход с 1 января 2002 года не взимается единый социальный налог, указанный зачет производится в целях сохранения права граждан - налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, на государственное пенсионное, социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, которое было обеспечено при уплате единого социального налога. Возврат уплаченных данными налогоплательщиками в 2002 году сумм единого социального налога Федеральным законом № 104-ФЗ не предусмотрен.
После проведения указанного зачета и уточнения налогоплательщиком налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход за I, II, III и IV кварталы текущего года образовавшаяся в результате перерасчетов сумма переплаты единого налога на вмененный доход (включая зачтенные суммы единого социального налога) подлежит зачету или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Таким образом, суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, подлежат только зачету в счет сумм единого налога на вмененный доход, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды. Зачет сумм единого социального налога в счет уплаты страховых взносов (в том числе в виде фиксированного платежа) налоговым законодательством не предусмотрен.
Советник налоговой службы 1 ранга Н.Н.Шелемех.
|
|