Интернет-конференция
Министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаева
"В интересах налогоплательщика"
Ответы специалистов МНС России
|
Вопрос: Уважаемый Геннадий Иванович! скажите, пожалуйста, кто будет представлять (какой государственный орган(-ы)) интересы государства при банкротстве предприятия? (Максим Болотин г. Москва)
|
Ответ: Согласно статье 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 "О несостоятельности (банкротстве)" федеральные органы исполнительной власти, отнесенные к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам. В соответствии со ст.2 этого же Закона перечень уполномоченных органов будет определен Правительством Российской Федерации.
Государственный советник налоговой службы 3 ранга А.Н.Костенко
|
Вопрос: Уважаемый Геннадий Иванович! По заявлению Правительства, уменьшение нагрузки на заработную плату является стратегическим направлением налоговой реформы. Каковы, по Вашему мнению, перспективы снижения ставки единого социального налога? Спасибо.
|
Ответ: По мнению Департамента единого социального налога МНС России оптимизацию ставки единого социального налога целесообразно рассматривать одновременно с отменой регрессивной шкалы ставки налога.
Применение регрессивных ставок налога вносит сложности в исчисление единого социального налога, в частности, в исчисление налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, поскольку расчет условий для применения регрессивных ставок налога данными организациями производится в целом по организации, включая обособленные подразделения, что также затрудняет контроль налоговых органов за правильностью его исчисления.
Вместе с тем, следует принимать во внимание, что единый социальный налог носит целевой характер. В этой связи рассмотрение вопроса о перспективах снижения ставок единого социального налога возможно при условии одновременного распределения денежных средств, поступающих в бюджеты фондов, на соответствующие виды социального страхования. При этом следует исходить из необходимости формирования сбалансированных по доходам и расходам бюджетов фондов.
Советник налоговой службы 1 ранга Н.Н.Шелемех
|
Вопрос: Облагать ли взносы в негосударственные пенсионные фонды единым социальным налогом, выплаты не носят индивидуальный характер?
|
Ответ: В соответствии с пунктом 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы взносов по негосударственному пенсионному страхованию включаются в состав расходов на оплату труда. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающем налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, а также, если у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
К выплатам, которые не являются объектом налогообложения единым социальным налогом, относятся выплаты, определенные статьей 270 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в статье 255 Кодекса.
Таким образом, сумма платежей налогоплательщика - работодателя, выплачиваемая по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и отнесенная к расходам для целей налогообложения налогом на прибыль, учитывается при расчете налоговой базы по единому социальному налогу, а остальная часть расходов включается в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и не подлежит налогообложению единым социальным налогом.
Советник налоговой службы 1 ранга Н.Н.Шелемех
|
Вопрос: Распространяются ли требования Налогового кодекса Российской Федерации в части исполнения банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков на таможенные платежи?
|
Ответ: В соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, а также в случае непредставления или отказа от представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Таким образом, приостановление операций означает прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика по платежам, исполнение которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации отнесено к очередности, следующей за исполнением налоговых платежей, и, соответственно, не распространяется на налоговые платежи, в том числе на платежи налогоплательщика, связанные с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора.
Изложенное подтверждается статьей 134 Кодекса, согласно которой исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения, связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, исключает применение к банку мер ответственности.
Вместе с тем сообщается, что понятие налога или сбора приведены в статье 8 Кодекса.
При этом, в соответствии со статьей 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" статьи 13, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, относящие налоги и сборы соответственно к федеральным, региональным и местным налогам и сборам, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" от 27.12.1991 № 2118-1.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие статей 13,14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" от 27.12.1991 № 2118-1, не взимаются.
Таким образом, приостановление операций не распространяется на платежи, связанные с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов, установленных статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 № 2118-1.
В соответствии с подпунктом 18 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенными платежами понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.
Перечень таможенных платежей установлен статьей 110 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке не распространяется на таможенные платежи, установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 № 2118-1 и взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации, в частности таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость и акцизы.
Советник налоговой службы 2 ранга Д.В.Вольвач
|
Вопрос: Может ли банк проводить списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета до получения от налогового органа информационного письма о получении извещения об открытии счета налогоплательщику-предприятию?
|
Ответ: В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96г. №1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (далее -Указ) при открытии банковского счета предприятия кредитная организация обязана незамедлительно известить об открытии счета налоговый орган, в котором предприятие состоит на учете.
Операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета начинают производиться только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении указанного извещения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 N147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 Федерального закона N147-ФЗ, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс), и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
В соответствии со статьей 86 части первой Кодекса банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Принимая во внимание, что начало операций по снятию (перечислению) денежных средств со счета Кодексом не регламентируется, пункт 7 Указа в части установления банкам запрета производить операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета до получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии организации счета не противоречит Кодексу.
Одновременно сообщается, что решение Верховного суда Российской Федерации от 18.09.2001 №ГКПИ01-1421, признавшее второе предложение абзаца 5 "Порядка открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 18.08.1996 №1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", утвержденного Госналогслужбой России от 11.11.96 №ПВ-6-12/773, Минфином России от 10.11.96 №95 и Банком России от 24.10.96 №349, незаконным и не подлежащим применению со дня введения в действие части первой Кодекса, на Указ не распространяется.
Советник налоговой службы 2 ранга Д.В.Вольвач
|
|