О.В. Филимонов:
Я буду говорить очень коротко, учитывая все обстоятельства и то, что мой коллега Владимир Петрович Зимин уже выступил и рассказал о том, что мы делаем. Я только хотел бы акцентировать ваше внимание на некоторых моментах.
Действительно, как уже прозвучало, одна треть всех жалоб в Европейский Суд связана с нами, т.е. с той организацией, которую я представляю, с осужденными, с лицами, содержащимися под стражей. Это заставляет думать, что наше сотрудничество и с Юрием Юрьевичем Берестневым и с Павлом Александровичем Лаптевым носит и будет носить долговременный характер. Хотя в чем-то улучшения есть. Я не буду сейчас развивать эту мысль, могу только предположить, что будет снижаться число жалоб из следственных изоляторов в ближайшие годы, но зато будет расти из других учреждений - скажем, колоний строгого режима, где у нас складывается тяжелая обстановка. Даже наш Министр докладывал Президенту: если численность содержащихся в СИЗО за 11 мес. снизилась на 25%, то в колониях строгого режима - на 900 человек в месяц увеличивается. А 900 человек - это одна колония, т.е. на одну колонию в месяц мы обогащаемся, и вы понимаете прекрасно, что это может за собой повлечь, если не принять мер. Но это я просто к слову.
Во-первых, хочется выразить благодарность организаторам конференции. Мы много нового узнаём и, я полагаю, этот диалог должен и дальше продолжаться. Два пожелания: во-первых, я присоединяюсь к уже прозвучавшей мысли о том, что нужна серьезная, долговременная просветительская программа по вопросам, связанным с деятельностью Европейского Суда. Большое спасибо за ту информационную составляющую, которая уже наработана: диск, двухтомник, информация, публикуемая в различных российских журналах. Но этого, конечно, недостаточно, потому что мы с вами понимаем - это для молодого поколения, для тех, кто учится сейчас. Вот они это читают, они этим будут пользоваться. А если взять какую-нибудь нашу тюрьму, то, сами понимаете, кто там будет этот диск использовать? Поэтому информационная составляющая должна быть дополнена популяризаторской работой, с одной стороны - для нашего спецконтингента: какие-то популярные издания, а с другой стороны - уже более серьезная юридическая разьяснительная работа для наших сотрудников. Может быть, это целесообразно сделать в рамках региональных совещаний, и в Москве проводить подобные совещания. Мы планируем провести в конце мая этого года большую конференцию по обеспечению прав человека в уголовно-исполнительной системе. Надеемся увидеть и Юрия Юрьевича, и Павла Александровича, а если удастся, то и Анатолия Ивановича Ковлера в качестве участников этой конференции. Получить информацию о тех типичных делах, которые по нашей системе поступают в Европейский Суд, о типичных недостатках, которые, к сожалению, в нашей системе имеют место.
И второй момент: сегодня, благодаря общению с г-ном Махони, я сделал для себя такой вывод. Я вижу, что наше уголовно-исполнительное законодательство не соответствует требованиям, предъявляемым Евросудом. В статье 12 Уголовно-исполнительного кодекса нечетко прописано право осужденного на обращение в Евросуд, порядок там прописан неправильно. Сегодня я узнал, что с перлюстрацией корреспонденции все обстоит с точностью до наоборот. И мы можем подвергнуться когда-нибудь карательному воздействию, тем более, после такой конференции, как сегодня, публичной. Это заставляет думать о том, что нам надо менять, совершенствовать законодательство. Мы хотим делать это во взаимодействии с Главным государственно- правовым управлением Президента Российской Федерации, поскольку не можем так же хорошо, как вы - профессионалы, работающие с Евросудом - знать эти проблемы. Очень бы хотелось надеяться на взаимодействие в этой области. Я думаю, что мы организуем это взаимодействие. Спасибо.
|