Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция

Совета Европы и Европейского Суда по правам человека
"Европейские стандарты защиты прав человека.
Обеспечение доступа в Российской Федерации"

12 февраля 2002 г. 11:05 мск
Москва, ЦИТ МГУ

Ведущий: Слово для выступления предоставляется Михаилу Борисовичу Лобову, Советнику по правовым вопросам Отдела по исполнению решений Генерального директората по правам человека Совета Европы.

Прошу Глотова Сергея Александровича подойти к микрофону. У Вас запланировано выступление.

г-н М.Б. Лобов, Советник по правовым вопросам Отдела по исполнению решений Европейского суда по правам человека.

Лобов М.Б.:

Спасибо. Я попытаюсь сделать очень краткое выступление, чтобы не отнимать время от запланированной дискуссии. Тем не менее, мне кажется, что для объективной оценки механизма действия Конвенции стоит еще раз подчеркнуть важность контрольного механизма за исполнением решений Европейского Суда по правам человека. Сегодня очень много говорилось о проблемах информации, о механизме Конвенции и о неправильно подаваемой информации. Так вот, что касается механизма контроля за исполнением, к сожалению, здесь информации еще меньше, чем о Европейском Суде по правам человека и о процедуре Суда. Поэтому я хотел бы остановиться на некоторых моментах процедуры работы Комитета министров и, прежде всего, хотел бы указать на то, что тему исполнения решений Европейского Суда никак нельзя игнорировать. Проиллюстрировать это можно на одном примере из практики самого Европейского Суда.

В одном греческом деле Европейский Суд рассматривал проблему неисполнения властями греческого государства решений внутренних судов этого государства и греческое правительство в своей защите в Европейском Суде заявило, что проблема исполнения решений внутренних судов не защищается 6 статьей Европейской Конвенции, которая предусматривает право на справедливое судебное разбирательство. Так вот, Европейский Суд сделал принципиальное заявление в ответ на защиту греческого правительства: исполнение любого решения любого судебного органа должно рассматриваться как органическая часть понятия "судебный процесс". Эту же логику, естественно, можно применить и к решениям самого Европейского Суда по правам человека.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека - это продолжение судебной процедуры в рамках Конвенции. И в данном случае уникальная черта механизма Конвенции в том, что она предусматривает автоматический систематический контроль исполнения каждого судебного решения, что, безусловно, является во многом тем фактором, который объясняет высокую эффективность Конвенции и объясняет те достижения, которые Конвенция имеет на сегодняшний день.

Итак, согласно 46 статье, любое решение Европейского Суда по правам человека направляется в день его вынесения с сопроводительным письмом Секретаря Европейского Суда в Комитет министров Совета Европы. Комитет министров рассматривает процесс исполнения решений Суда на уровне представителей министров иностранных дел. Как правило, министры иностранных дел представлены постоянными представителями государств при Совете Европы. Комитет министров, рассматривая и контролируя исполнение решений Европейского Суда, действует на основании особой процедуры, и эта процедура указана в Регламенте Комитета министров - Регламент по применению 46 статьи Европейской Конвенции. Мне кажется, что этот Регламент был переведен на русский язык и опубликован в некоторых изданиях, но, к сожалению, знания о процедуре контроля, тем не менее, гораздо ниже, чем знания о процедуре Европейского Суда по правам человека. Безусловно, это объясняется тем, что Российскую Федерацию сегодня напрямую касаются процедуры Европейского Суда, поскольку он рассматривает и российские дела. Но в недалеком будущем, если прогнозировать, что Европейский Суд примет решение по существу в отношении России, то Регламент Комитета министров будет иметь непосредственный интерес как для российских властей, так и для адвокатов, и непосредственно заявителей. В соответствии с Регламентом Комитета министров по применению 46 статьи Конвенции заявитель имеет доступ к процедуре Комитета министров, хотя этот доступ и ограничен. Заявитель может направить в Комитет министров обращение по вопросам выплаты денежной компенсации или по проблемам, которые возникают с выплатой денежной компенсации, и по вопросам, связанным с принятием государствами мер индивидуального характера, которые направлены на восстановление прав заявителя, на исправление последствий нарушений в отношении заявителя. И эти обращения автоматически направляются Секретариатом Комитета министров всем делегациям, присутствующим в Комитете министров, и, соответственно, Комитет министров рассматривает проблемы, которые возникают при исполнении данного судебного решения. Безусловно, дебаты в Комитета министров являются конфиденциальными, но большинство информации, предоставленной государствами по исполнению судебных решений, является открытой и публикуется, в том числе, и на Интернет-сайте Совета Европы. Поэтому, в отличие от процедуры, действовавшей до вступления в силу 11 Протокола, когда большинство информации об исполнении решений было закрыто, сегодня большинство информации открыто, и государства и, безусловно, заявители и адвокаты имеют непосредственный доступ к этой информации. Причем, как к мерам индивидуального характера, так и к мерам общего характера, принимаемыми государствами для того, чтобы предотвратить подобные нарушения в будущем.

Комитет министров рассматривает, как правило, каждое судебное решение с интервалами, не превышающими шесть месяцев и эти решения Европейского Суда рассматриваются на особых заседаниях Комитета министров, которые проводятся, как правило, с интервалом в два месяца, т.е. это шесть заседаний в год. Это особые заседания, посвященные контролю за исполнением решений Суда. И Комитет министров, когда исполнения решений Европейского Суда закончены государством, принимает резолюцию, которой он закрывает дело. И именно резолюция, закрывающая дело, ставит точку в процедуре, которая начинается с подачи жалобы. Еще раз подчеркиваю: точка в процедуре ставится с исполнением решения и все меры по исполнению решения указываются детально в резолюции Комитета министров.

Кроме того, в процессе контроля Комитет министров иногда принимает так называемые промежуточные резолюции, которые посвящены решению той или иной проблемы, поставленной в данном деле. В этих резолюциях Комитет министров может предложить государству принять дополнительные меры по исполнению данного решения. Часто эти резолюции касаются именно мер общего характера, которые необходимы для предотвращения этим государством новых подобных нарушений Конвенции.

И, наконец, хотелось бы немножко сказать о влиянии резолюций Комитета министров по контролю за исполнением на общий контекст в рамках Совета Европы и на общеевропейский контекст. Дело в том, что решения Европейского Суда и исполнение этих решений государствами-членами Совета Европы все больше учитываются как в рамках Совета Европы, так и вне Совета Европы при принятии решений, причем включая самые важные решения на европейском уровне.

Ярким примером является расширение Евросоюза. Делая свои регулярные доклады, Европейская комиссия учитывает то, как страны-кандидаты в Евросоюз исполняют решения Суда и, тем самым, комиссия опирается непосредственно на решения Европейского Суда и на резолюции Комитета министров по контролю за исполнением этих решений. Это очень интересный феномен, который бурно развивается в последние годы, это высокое внимание Парламентской Ассамблеи к вопросу исполнения решений Европейского Суда. И не случайно Александр Владимирович [Шишлов] упоминал, что на последней январской сессии ПАСЕ был специальный доклад и были приняты документы, из которых следует, что Парламентская Ассамблея проявляет особое внимание к исполнению решений Суда, особенно в тех делах, которые представляют особые проблемы для государств-ответчиков.

Поэтому хотелось бы закончить на том, что, безусловно, не умаляя важности этого информационного проекта, презентации которого посвящена наша сегодняшняя конференция, следует пожелать, чтобы в будущем информационные проекты, посвященные механизму Евроконвенции по правам человека включали бы также больше информации по теме исполнений решений Европейского Суда, и больше включали резолюций Комитета министров, которые посвящены этой тематике. Я уверен, что в ближайшее время эта тема станет очень актуальной и для Российской Федерации и поэтому информация по данной теме будет просто необходима как властям государства, так и всему российскому обществу. Спасибо.

Ведущий: Спасибо, Михаил Борисович.


Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24

Cписок заданных вопросов

Материалы:
Конференция
Участники
Страница конференции на сайте Совета Европы
О конференции
Совет Европы
Европейский Суд по правам человека
Совместный информационный проект
Поступившие вопросы
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Council of Europe
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации