С.А. Разумов:
Большое спасибо за предоставленную возможность. Я хотел бы обратить внимание здесь присутствующих на то, что в последнее время в Российской Федерации много делается для того, чтобы те положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод были составной частью (не будем говорить нашего законодательства, а составной частью) нашей правовой системы, куда входит, естественно, и международное законодательство, международные законы и договоры. В этом направлении, на наш взгляд, за последние годы достаточно много было сделано с точки зрения применения международных норм и норм Европейской Конвенции в части применения в уголовном процессе.
Всем присутствующим известно, что с 1 июля 2002 года вступает в действие вновь принятый УПК РФ, и надо прямо сказать, что в этом направлении были сделаны значительные шаги как раз с точки зрения защиты прав и основных свобод наших граждан.
Можно, конечно, критиковать, можно сейчас говорить, что не совсем и не всегда те нормы, которые будут применяться, совершенны, но, по крайней мере, при том положении, которое мы сейчас с вами имеем - это очень и очень значительный шаг вперед. Достаточно сказать, что принципы, конституционные принципы, международные принципы, касающиеся состязательности в процессе, равенства в процессе сторон, в полном объеме вот уже с 1 июля будут введены. Наверное, можно напомнить и о том, что с 1 января 2003 года планируется введение суда присяжных в Российской Федерации, что будет означать возможность на всей территории России участвовать в отправлении правосудия, судопроизводстве и гражданам Российской Федерации. В то же время мы отказались от такого института в нашем уголовном процессе, как участие в судопроизводстве народных заседателей, имея виду, что профессиональный суд, который является основным судом во всех странах мира, это наиболее и скорый суд и, действительно, профессиональный суд. Я думаю, что нет необходимости ни скрывать, ни обсуждать сейчас очень много по поводу того, что народные заседатели не оказывали той необходимой и нужной помощи в отправлении правосудия, какую мы будем иметь в конечном итоге по новому УПК. У нас будет и единоличное рассмотрение профессиональным судьей, и рассмотрение с участием суда присяжных дел, а также рассмотрение уголовных дел тремя профессиональными судьями, что также повысит уровень принятых решений по уголовным делам. Более того, надо сказать, что более значительным и прогрессивным является то обстоятельство, что вводится так называемый досудебный контроль на стадии досудебного производства, т.е. в ходе предварительного расследования по делу. При этом достаточно значительное количество процессуальных действий под этот досудебный контроль принимается. Я не буду сейчас перечислять их за неимением времени, я думаю, что в этом нет необходимости, самое главное, что есть констатация такого вопроса, как этот досудебный контроль.
Самое главное, и на чем буквально в две фразы я хотел бы остановиться, это то, что хотя и не с первого дня введения в действие кодекса вводится судебное решение о применении таких мер принуждения, как заключение под стражу и домашний арест. Это давно идущие разговоры и в конечном итоге во вновь принятом УПК эти вопросы будут вводиться в действие и будут приемлемыми. Я думаю, что и вопрос апелляционного производства, и о чем много сегодня говорим - вопросы надзорного производства - это тоже определенный и значительный шаг вперед. Особенно относительно надзорного производства. Вот Павел Александрович [Лаптев] и Анатолий Иванович [Ковлер] сегодня уже говорили о делах, которые разрешены в качестве прецедента (в том числе и дело Тумилович), которые говорят о том, что по вступлению приговора в законную силу, после кассационного его рассмотрения, это тот срок, с которого начинается возможность обращения в Европейский Суд по правам человека. Но здесь нужно иметь ввиду, что кассационная жалоба, которая является основанием к надзорному производству, будет рассматриваться, естественно, сразу же после обращения с этой надзорной жалобой заинтересованного лица, которое указано в уголовно-процессуальном законе. И, на мой взгляд, можно сейчас говорить, что надзорная инстанция будет являться, в общем-то, обязательной инстанцией, но по желанию того лица, которое желает обратиться сюда. Конечно, мы бы хотели, чтобы этот вопрос на уровне Европейского Суда, конечно, был бы разрешен с точки зрения того, чтобы мы в надзорном порядке имели возможность тоже поправлять решения, которые могли быть приняты ошибочно и нижестоящими судами. Надеемся, что это обстоятельство будет с пониманием принято в Европейском Суде, и в конечном итоге надзорная инстанция станет инстанцией обязательной, инстанцией судебной, когда мы сможем поправлять эти вопросы.
И самое последнее. Павел Александрович [Лаптев] тоже уже говорил о том, что новые обстоятельства, которые могут возникнуть после постановления Европейского или Конституционного Суда - это тоже и новшество, и большой шаг вперед во всех этих вопросах, касающихся защиты прав человека. Спасибо.
|