Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Вопрос 326: В чем состоит отличие оптовой торговли от розничной, в целях применения положений законодательства о едином налоге на вмененный доход и налога с продаж? По каким критериям сотрудники налоговых органов относят реализацию товаров к оптовой или розничной? Каким образом продавец должен проверять цель дальнейшего использования реализованных им товаров? На наш взгляд, необходимо дать в законе четкое определение данного понятия для целей налогообложения, что исключит возможность различных трактовок со стороны налоговых органов и устранит имеющиеся неясности.
Анна (Якутск)
|
Ответ: В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Согласно статье 506 Кодекса по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Кроме того, Государственным стандартом Российской Федерации Р51303-99 "Торговля. Термины и определения" установлено, что розничной торговлей является торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Исходя из смысла приведенных выше понятий видно, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является цель дальнейшего использования приобретенного покупателем товара. В связи с этим можно сделать вывод, что розничная торговля возможна только с физическими лицами, которые приобретенные товары используют для конечного потребления, а оптовая торговля - с хозяйствующими субъектами, использующими приобретенный товар для промежуточного потребления, т.е. в их предпринимательской (профессиональной) деятельности при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг). Однако следует иметь в виду, что ряд товаров, реализуемых через розничную торговую сеть, из числа выставленных на обозрение и классифицированных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности продукции и услуг, предназначается не только для личного потребления или домашнего использования населением, но и для хозяйственных нужд субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения их функционирования. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.10.97 № 18, если данные товары приобретались у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже. Порядок расчетов за приобретенный товар установлен статьей 861 Кодекса, согласно которому расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Таким образом, установленные действующим гражданским законодательством формы расчетов за приобретаемый товар, не могут рассматриваться в качестве критерия, определяющего тот или иной вид торговли, и равно применяются как при осуществлении розничных, так и оптовых продаж. На основании изложенного, к розничной торговле могут быть отнесены работы и услуги по продаже в розничной сети организациям и индивидуальным предпринимателям любых товаров, предназначенных для целей, непосредственно не связанных с осуществляемой ими предпринимательской деятельностью (промежуточным потреблением), как за наличный расчет, так и в безналичном порядке. Реализация организациям и индивидуальным предпринимателям на основе договора поставки товаров для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с обеспечением их хозяйственных нужд относится к оптовой торговле. Разграничение товарооборотов от каждого вида торговли производится налогоплательщиками исходя из существа правоотношений, возникающих в процессе купли-продажи товаров и существенных признаков, присущих тому или иному договору купли-продажи, заключаемому его сторонами.
Госсоветник налоговой службы 2 ранга А. Н. Мельниченко.
|
Вопрос 330: Подлежит ли обложению единым налогом на вмененный доход так называемое "котловое питание", организуемое для членов старательских артелей, которые работают по вахтовому методу (как предприятие общественного питания)?
Галина (Якутск)
|
Ответ: В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" на уплату единого налога на вмененный доход переводятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек). Согласно ГОСТу Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21.02.94 № 35, общественное питание это совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан - предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Таким образом, если производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции осуществляется для членов старательских артелей через рестораны, кафе, бары, столовые, нестационарные и другие точки общественного питания с численностью работающих до 50 человек, то данный вид предпринимательской деятельности подлежит обложению единым налогом на вмененный доход.
Госсоветник налоговой службы 2 ранга А. Н. Мельниченко.
|
Вопрос 332: Предлагаем предусмотреть возможность добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход для налогоплательщиков.
Ольга (Якутск)
|
Ответ: Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон) принят в целях привлечения к уплате налогов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сферах, где налоговый контроль затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, то есть тех налогоплательщиков, которые осуществляют расчеты с покупателями и заказчиками преимущественно в наличной денежной форме. Основным условием, обеспечивающим достижение вышеуказанной цели, является обязательность уплаты единого налога налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в определенных сферах. Как показала практика применения региональных законов о едином налоге на вмененный доход, объем поступлений налогов от индивидуальных предпринимателей увеличился в несколько раз, и в первую очередь, за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки. По мнению МНС России, предоставление налогоплательщикам права добровольного перехода на уплату единого налога является нецелесообразным, поскольку приведет к утрате основной сути вышеназванного Федерального закона и, в конечном счете, и к резкому снижению эффективности данного механизма налогообложения.
Госсоветник налоговой службы 2 ранга А. Н. Мельниченко.
|
Вопрос 336: Какие меры налоговые органы принимают по выявлению граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации? Какая работа ведется по привлечению к уплате налогов граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей?
Виктор (Санкт-Петербург)
|
Ответ: Налоговыми органами для выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и постановки на учет в налоговых органах, в пределах реализации своих прав, предусмотренных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляются различные формы налогового контроля, и в частности: проведение выездных и камеральных налоговых проверок; осмотр (обследования) помещений и территорий, используемых для извлечения доходов. Наряду с эти проводится разъяснительная работа по вопросам налогового законодательства через средства массовой информации. В результате проведенной налоговыми органами работы индивидуальными предпринимателями в 2001 году было подано более 2 млн. налоговых деклараций по подоходному налогу.
И. В. Кобелев.
|
Вопрос 341: С 1 июня 2001 года вступил в силу новый механизм взимания акцизов с алкогольной продукции. На акцизных складах происходит наклейка региональных специальных марок на продукцию в присутствии налогового инспектора. При отгрузке продукции с акцизного склада наступает обязательство по уплате акцизов. Ввиду дефицита кадров у налоговых органов большую часть времени акцизный склад не работает. Почему организация, имеющая акцизный склад, не может перенести часть промаркированной продукции на обычный склад для формирования партий продукции предназначенной для магазинов?
|
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 197 Налогового кодекса Российской Федерации хранение алкогольной продукции до ее отгрузки (передачи) покупателям в иных местах, за исключением акцизных складов и транспортных средств при перевозке в режиме транспортировки, запрещается.
В.Н.Губанов.
|
Вопрос 343: Абзацем вторым пункта 4 статьи 195 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении недостачи алкогольной продукции дата ее реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли). Скажите, пожалуйста, были ли какие то разъяснения налоговых органов по данному вопросу? Как Вы сами относитесь к данной норме?
Станислав (Москва)
|
Ответ: Разъяснения со стороны Департамента налогов и сборов с алкогольной продукции МНС России по данному вопросу не давалось. Департамент считает обоснованным условие, предусмотренное абзацем вторым пункта 4 статьи 195 Налогового кодекса РФ, в части определения даты реализации алкогольной продукции при обнаружении ее недостачи.
В.Н.Губанов.
|
Вопрос 344: Уважаемый Господин Министр! Наша компания занимается оптовыми поставками продуктов зернопереработки с отсрочкой платежа. Сроки оплаты нашими контрагентами, как правило, не соблюдаются. Штрафные санкции, предусмотренные договорами, мы контрагентам не предъявляем (за исключением случаев, когда они вообще не собираются платить) - ведь в этом случае мы их потеряем, а других, которые платят в срок, мы не найдем - в нашей стране их просто не существует. С 01.01.2002 согласно ст. 250 Главы 25 Части второй НК РФ (Федеральный Закон от 06 августа 2001 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов ) законодательства РФ о налогах и сборах") мы будем вынуждены платить налог с прибыли с этих начисленных (но не полученных и не предполагаемых к получению) неустоек. Исключить неустойки из договоров мы не можем - в этом случае нам вообще никто не будет платить. Между тем, согласно постановлению № 4-П от 28 октября 1999 г. Конституционного Суда РФ по спору между "Энергомашбанком" и ГНИ г. Санкт-Петербурга указано, что облагать налогом внереализационные доходы, реально не полученные налогоплательщиком ( в данном случае речь шла о штрафах и процентах) является нарушением Конституции РФ. Статья 250 Главы 25 Части второй НК РФ предполагает взимание налога даже не с присужденных, а начисленных неустоек, хотя обычно на основании ст. 333 ГК РФ суды уменьшают начисленную неустойку в 3-5, а то и в 10 раз. Мы знаем, что до 01.01.2002 к Главе 25 Части второй НК РФ должны выйти дополнения и изменения. Устранят ли они данное вопиющее, как нам кажется, противоречие?
|
Ответ: Согласно проекту поправок к статье 271 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) предусматривается следующая редакция в отношении штрафных санкций: "дата признания должником либо дата вступления в силу решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также сумм возмещения убытков (ущерба). В части расходов планируется внесение изменений в статью 272 НК в следующей редакции: "дата признания должником либо дата вступления в силу решения суда - по расходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также сумм возмещения убытков (ущерба).
Госсоветник налоговой службы 3 ранга К. И. Оганян.
|
Вопрос 350: Каковы ставки и порядок налогообложения авторских гонораров, полученных за публикации научных статей в зарубежных журналах? Облагается ли подоходным налогом грант, полученный от зарубежного научного фонда (Фонд МакАртуров)?
М. Ефанов (Барнаул)
|
Ответ: С 2001 года налогообложение доходов физических лиц в виде авторских вознаграждений осуществляется в соответствии с положениями главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В случае получения в 2001 году физическими лицами, являющимися резидентами Российской Федерации, доходов от источников за пределами Российской Федерации определение налоговой базы в отношении таких доходов и исчисление суммы налога на доходы физических лиц осуществляется такими лицами самостоятельно на основании налоговой декларации, которую они представляют в налоговый орган по месту их постоянного жительства в Российской Федерации в порядке установленном в статьях 228 и 229 Кодекса. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы с указанных доходов налог уплачивают по ставке 13 процентов. При этом для определения их налоговой базы в отношении таких вознаграждений физические лица вправе уменьшить сумму вознаграждения на профессиональные налоговые вычеты: а) в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов; б) в размере нормативов - если эти расходы не могут быть подтверждены документально. Размер нормативов расходов приведен в пункте 3 статьи 221 НК РФ. В случае уплаты с указанных доходов суммы налога за пределами Российской Федерации, подлежат зачету при уплате налога в Российской Федерации, если такое правило предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения. 2. Согласно пункта 6 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у физических лиц не подлежат обложению налогом на доходы суммы, получаемые ими в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден Правительством Российской Федерации постановлениями от 5 марта 2001 г. № 165 и от 28 ноября 2001 г. № 825. В указанный перечень, в частности, включен Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.
И. В. Кобелев.
|
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских прав относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Согласно статье 209 Кодекса доходы, полученные от источников за пределами Российской Федерации, признаются объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговая ставка в отношении доходов от использования авторских прав за рубежом, полученных налоговыми резидентами Российской Федерации, установлена в размере 13 процентов (статья 224 Кодекса). Особенности исчисления и порядок уплаты в отношении рассматриваемых доходов определены в статьях 225 и 228 Кодекса. Налоговая база определяется в соответствии с положениями статьи 210 Кодекса. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 3 статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы на получение профессиональных налоговых вычетов имеют право налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание или иное использование произведений литературы в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. В случае если расходы не могут быть подтверждены документально, то они принимаются к вычету в размере 20% от суммы начисленного дохода. При этом профессиональные налоговые вычеты таки налогоплательщикам предоставляются на основании их письменного заявления налоговыми агентами, определенными в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса. В рассматриваемом случае, иностранное издательство не является налоговым агентом в смысле применения главы 23 Кодекса и на него не возложена обязанность предоставлять профессиональные налоговые вычеты в соответствии с положениями российского законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 5 раздела VII "Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 № БГ-3-08/415, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 05.03.2001 № БГ-3-08/73, если налогоплательщиками заявления на предоставление профессиональных налоговых вычетов налоговым агентам не представлялись, соответствующие профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. В случае если в соответствии с положениями действующих в отношениях между Россией и иностранными государствами соглашениями об избежании двойного налогообложения (по состоянию на 01.12.01 - 55 соглашений), доходы от авторских прав подлежали налогообложению в другом государстве - источнике дохода, то для устранения двойного налогообложения авторам необходимо представить в налоговый орган по месту своего жительства документ, о полученном им доходе и об уплате налога в иностранном государстве (статья 232 Кодекса). При этом такой документ должен быть обязательно заверен компетентным налоговым или финансовым органом иностранного государства. Порядок устранения двойного налогообложения в каждом конкретном случае будет определяться исходя из соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения.
Госсоветник налоговой службы 2 ранга М. И. Шиенок.
|
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
|
|