Интернет-конференция
статс-секретаря первого заместителя Министра финансов Российской Федерации
Сергея Дмитриевича Шаталова
"Налоговый климат в России"
10 июня 2002 года 10:00 мск
|
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | |
|
Ведущий: Уважаемый Сергей Дмитриевич! Существует ли в Минфине стратегическая программа развития Налогового законодательства, и, в частности, Налогового кодекса? Если да, расскажите, пожалуйста, об основных этапах этой программы. Спрашивает Алексей (Москва).
|
С.Д. Шаталов:
Спасибо за вопрос! Да, конечно, совершенствовать налоговую систему, проводить налоговую реформу без того, чтобы не иметь стратегию такой реформы - затруднительно. Эта стратегия описана документально, и не только в документах Министерства финансов. Конечно, Минфин участвовал в подготовке этой стратегии. Есть два документа. Это послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию - достаточно короткое, и более развернутое послание Правительства Российской Федерации Федеральному собранию. Оно датируется маем 2000 года. Именно тогда была сформулирована стратегия проведения налоговой реформы. Эта налоговая реформа рассчитана на 4 года.
Два этапа: 2000-2001 годы - первый этап, 2002-2003 годы - второй этап.
Предполагается, что к концу 2003 года в целом налоговая реформа будет завершена. Начиная с 2004 года налоговая система в целом будет построена, основные ее черты, "каркас", по крайней мере, будут определены.
При этом хочется сказать, что вряд ли можно ожидать, что уже с 2004 года никаких изменений в налоговой системе происходить не будет. Я уже использовал такое сравнение, и мне кажется, оно достаточно точное, это то, как ведется налоговая реформа: она напоминает фронтальное наступление целой армии, а в тылу остается довольно много нерешенных вопросов, своеобразных очагов сопротивления.
Среди вопросов, которые были заданы, был, в частности, вопрос о том, буду ли пересматриваться уже принятые решения, будет ли переписываться НК. Отвечу однозначно: да. После того, как в основном налоговая реформа будет завершена, будет еще идти достаточно долгая и кропотливая "чистка", в том числе связанная с тем, что те правила, которые уже установлены на уровне закона, конечно же, нуждаются в совершенстве, по разным причинам.
Во-первых, жизнь течет и изменяется и, соответственно, вносит свои коррективы. С другой стороны, находятся многочисленные ошибки, и это, по-видимому, совершенно неизбежно, и эти ошибки нужно исправлять. Яркий пример - так называемый "технический" 57-й закон, который был 29 мая подписан Президентом, опубликован (Федеральный закон от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", опубликован 31 мая 2002 года, - прим. ред.) и вступил в силу по многим положениям с 1 января этого года. Сложная проблема. Исправлены многие технические вопросы, но есть и концептуальные проблемы.
Теперь, если позволите, вопрос настолько важный и серьезный, что просто хотелось бы определить основные стратегические моменты, связанные с проведением налоговой реформы. Когда обсуждалась концепция налоговой реформы, то было поставлено несколько очень важных стратегических целей. И, может быть, не в порядке важности и значимости этих целей, я попробую их обозначить.
Прежде всего - создание стабильной, понятной, предсказуемой налоговой системы. Сегодня мы не можем похвастаться стабильностью, но, по крайней мере, мы заявили, в каком направлении движемся, и это позволяет каким-то образом планировать свою деятельность. Очень важно, что мы укладываемся пока в те графики и в те намерения, которые были сформулированы. И, думаю, это нам удастся и в дальнейшем. Правительство не пересматривало пока решений, которые были приняты раньше и не собирается, не смотря на то, как будет складываться экономическая ситуация.
Скажем, в прошлом году, она была лучше из-за того, что цены на внешнем рынке были лучше. В этом году ситуация немного хуже, но тем не менее, не ставится вопрос о том, чтобы пересматривать принятые решения и увеличивать налоги. Мы по-прежнему идем на снижение налоговой нагрузки. Это первая, может быть, очень важная позиция.
И второе - это сокращение числа налогов. Уже отменены довольно много налогов. Такие налоги, как на содержание жилищно-коммунального хозяйства, сокращен значительно налог на пользователя автомобильных дорог, и он будет отменен окончательно с 1 января следующего года. Отменены такие налоги, как на реализацию горюче-смазочных материалов, отменен довольно большой блок региональных и местных налогов, и мы будем двигаться в том же самом направлении.
Налогов будет меньше. Налоговая нагрузка тоже снижается и будет снижаться. В предыдущие два года мы снижали налоговую нагрузку примерно на 2 процента ВВП в год. В этом году наша задача поскромнее, но и даже в этом случае мы предполагаем, что на 0,5 процента ВВП мы налоговую нагрузку снизим. Если вспомнить 2000 год, мы начинали с налоговой нагрузки (я имею номинальную налоговую нагрузку) примерно 41 процент ВВП. Задача: 34-35 процентов ВВП. По этому пути мы идем достаточно уверенно. Отмечу еще, что 41 процент ВВП - та самая номинальная нагрузка, это было недостижимый уровень! Правительство никогда столько налогов не собирало, и в расширенный бюджет поступало максимум 37 процентов, это было в 2000 году. Так, отменяются оборотные налоги, как самые вредные, об этом я уже упоминал. Стояла очень серьезная задача способствовать легализации бизнеса, и эта легализация достигается не только в целом за счет снижения налоговой нагрузки, но и за счет того, что мы предполагаем и продолжаем снижение налоговой нагрузки, например, на фонд оплаты труда. Была совершенно ужасающая статистика, мы смотрели в 2000 году, например, в Волгоградской области проводилось обследование налоговыми органами: 160 тысяч налогоплательщиков официально получали минимальную заработную плату, которая тогда составляла примерно 80 рублей. Понятно, что это чистый сговор между работниками и работодателями. На такую заработную плату прожить невозможно. Именно это заставило нас пойти на снижение ставки подоходного налога и введение "плоской" ставки 13-процентной, не всем она нравится, довольно много критических замечаний.
В тех вопросах, которые я видел, спрашивают, а много ли государств, где применяются такие "плоские" ставки налогообложения, - совсем немного, есть только два примера, причем далеко не самые развитые страны, но отмечу, что на Западе очень внимательно присматриваются к российскому опыту, и я не исключаю, что этот опыт будет очень интересен. Введена регрессия по единому социальному налогу, и мы рассматриваем вопросы по совершенствованию этой регрессии, чтобы налогоплательщики могли более эффективно пользоваться этим, потому что при высоких базовых ставках налога, конечно же, здесь возникают проблемы, связанные с тем, что работодатель сегодня не слишком заинтересован в том, чтобы открывать полностью заработную плату, и все еще существуют достаточно сильные побудительные мотивы для того, чтобы заработная плата выплачивалась не самыми легальными способами. Из других мер отмечу еще, как я уже упоминал, у нас происходит общее снижение налоговой нагрузки, пересматриваются вопросы о том, каким образом облагаются некоторые виды
доходов. В частности, отменяется с 1 января следующего года налог на приобретение иностранной валюты, уже принято принципиальное решение, что с 1 января 2004 года отменяется налог с продаж, это тоже довольно серьезное финансовое решение, поскольку это выпадение из регионального бюджета порядка 60 млрд. рублей.
Но, пожалуй, я уже перебрал время.
|
Ведущий: Следующий вопрос, Есть решение Правительства России о наделении МНС полномочиями по регистрации юридических лиц. Как это решение может повлиять на налоговую систему, на Ваш взгляд, и, очевидно, что это решение даст МНС использовать данное полномочие для целей налогового администрирования?
|
С.Д. Шаталов:
Я положительно отношусь к этому решению. Думаю, что это правильное и взвешенное решение, потому что сегодня налогоплательщик ходит по нескольким инстанциям. Он регистрируется на общих основаниях. При этом на него по-прежнему возлагается обязанность регистрироваться в налоговых органах, попадать в единый государственный реестр налогоплательщиков. То, что эти функции будут соединены в одном окне, как называется, по-моему, на мой взгляд, достаточно разумно. Кроме того, конечно же, это будет использоваться и в целях налогового администрирования. Не секрет, что сегодня существуют сотни тысяч организаций, которые либо вовсе не сдают налоговую отчетность, либо подают пустые декларации. Я думаю, очень важно ввести перерегистрацию всех юридических лиц и, естественно, это улучшит налоговое администрирование, никаких репрессивных мер здесь не предполагается. Это позволит посмотреть и на некоторые лже-фирмы, если их можно так назвать, фирмы, которые регистрируются, например, на умерших людей, по утерянным паспортам, и прочее, и прочее. Все эти вопросы в какой-то степени будут решены после введения в действие этого решения.
|
Ведущий: спасибо большое, Сергей Дмитриевич!
Еще вопрос (агентство "Интерфакс", Москва): В этом году у МНС явно не ладится со сбором налогов в федеральный бюджет. В чем, по-вашему, мнению, причины недовыполнения установленных заданий для МНС: недостаточное налоговое администрирование или явно завышенное задание по сбору налогов?
|
С.Д. Шаталов:
Я бы не стал драматизировать ситуацию, я полагаю, что к концу года ситуация выправится, и, по нашим оценкам, Министерство по налогам и сборам сумеет выполнить это задание. Я думаю, что здесь, скорее всего, оно не слишком удачно распределено, может быть по кварталам и по месяцам, определенные корректировки в этом плане вносятся, но проблемы, связанные с налоговым администрированием, есть.
Проблемы во многом связаны еще были с тем, что 25-ая и 26-ая главы НК содержали определенные "проколы", которые позволяли налогоплательщикам не платить некоторые налоги. Ну, например, "зависла" сумма, не уплаченная в прошлом году по налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Продукция отгружена в прошлом году, а оплата поступила только в этом году, что делать с этими суммами? Возникли своеобразные налоговые "каникулы". Суммы большие, порядка 7 миллиардов рублей.
После того, как этот вопрос будет урегулирован, я полагаю, что эти суммы пойдут в бюджет. Были проблемы с уплатой авансовых платежей по налогу на прибыль. Эти вопросы тоже решены, поэтому я полагаю, что ситуация значительно исправится. А, кроме того, налоговые органы настроены на то, чтобы улучшать свою работу, и я думаю, что это тоже даст позитивный эффект.
|
Ведущий: спасибо!
Есть несколько вопросов из Германии. Дмитрий спрашивает:
Планируется ли в будущем разделение налогов по классам, как в Германии, для уменьшения налогового бремени для семьи, с учетом количества детей? Россия стареет, и это в будущем скажется так же сильно, как сейчас здесь, в Европе.
Еще один вопрос: Как Вы думаете, реально ли привлечь низкой ставкой подоходного налога граждан Евросоюза в Россию - для оптимизации собственных доходов?
|
С.Д. Шаталов:
Да, вопрос налогообложения доходов физических лиц, т.е. подоходного налога, довольной серьезен, и та конструкция, которая сейчас существует, конечно, не статическая. Разумеется, мы думаем по поводу того, каким образом совершенствовать этот закон, эту главу Налогового кодекса. В частности, рассматриваем вопросы и о введении семейного налогообложения. Это задача не этого и, скорее всего, даже не следующего года, но, вполне возможно, что мы пойдем на подачу семейной декларации, как это делается во многих государствах, когда супруги, ну и, в том числе, имеющие детей, могут подавать совместную декларацию. Это имеет определенные преимущества, не столь большие, как при существовании прогрессивной шкалы налогообложения, но тем не менее.
Напомню, что с 2001 года у нас появились и социальные вычеты, которых не было раньше. Это вычеты на медицину – вычеты медицинских расходов, на лечение как самого налогоплательщика, так и членов его семьи. Появились специальные вычеты на образование, в том числе на образование детей, эти вычеты сегодня не очень большие, и, я думаю, что по мере развития государства, экономики можно будет ставить вопрос о том, чтобы эту социальную направленность налога совершенствовать. У нас есть сегодня вычеты на содержание детей, они не очень большие, наверное, это не аналог Германии, но тем не менее.
Второй момент, связанный с тем, чтобы привлечь европейцев, членов Евросоюза, граждан Евросоюза в Россию, в связи с тем, что у нас действует столь низкая ставка налога на доходы физических лиц… Да, конечно, это привлекательная мера, но она действует только в отношении тех граждан, которые являются налоговыми резидентами России. Для того, чтобы облагаться по этой ставке, необходимо, чтобы человек прожил в России не менее 183 дней в налоговом периоде. Если граждане иностранных государств готовы приезжать в Россию, работать в России и получать доходы в России, то милости просим! Конечно же, мы всегда рады иностранным специалистам, их сегодня довольно много в России, которые будут пользоваться, кончено же, всеми преимуществами российской налоговой системы.
|
|
Полный список заданных вопросов
|