Обгоняя Финляндию
Доля российского фондового рынка -- почти половина ВВП
По капитализации фондового рынка Россия обгоняет большинство развивающихся стран и ряд стран Западной Европы. Такое оптимистичное заявление сделал председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) Игорь Костиков, рассказавший также о реакции фондового рынка на ситуацию вокруг ЮКОСа и о перспективах создания в России рыночного мегарегулятора.
На вчерашней интернет-конференции главы ФКЦБ были сделаны довольно громкие заявления. В частности, Игорь Костиков отметил, что капитализация российского фондового рынка составляет 165--168 млрд долл. -- это почти вдвое превышает аналогичный показатель Финляндии. Доля рынка в ВВП страны равна 43--45%. Глава ФКЦБ также сообщил, что в последнее время российский рынок в целом стал меньше зависеть от добывающих отраслей экономики. «За последние три года на рынке начали появляться компании -- эмитенты других отраслей, и доля добывающих отраслей начинает снижаться», -- отметил он. По данным ФКЦБ, если три года назад акции компаний топливно-энергетического сектора составляли 90% капитализации рынка, то теперь 67--68%.
Еще одним важным моментом, по словам г-на Костикова, является то, что «российский инвестор становится все более активным и занимает все большую долю на рынке».
Конечно, глава ФКЦБ не мог не затронуть самую актуальную за последние полтора месяца для инвесторов и профучастников тему -- реакция рынка на арест главы МФО «МЕНАТЕП» Платона Лебедева. По мнению г-на Костикова, «реакция на ситуацию вокруг ЮКОСа продемонстрировала стабильность российского фондового рынка». «Рынок нас порадовал. Первое сообщение о проблемах, возникших у ЮКОСа, привело к серьезному падению котировок. Но, как мы и ожидали, рынок переоценил ситуацию. Сегодня подобные вещи находятся исключительно в юридической плоскости, они не затрагивают интересов собственников, и рынок вернулся к тенденции роста», -- заключил Игорь Костиков.
Отвечая на вопрос о возможности создания в России рыночного мегарегулятора по примеру управления финансовых служб Великобритании (Financial Services Authority, FSA), глава ФКЦБ рассказал, что правительство пока не обсуждает эту идею. «Я думаю, для нашего рынка это еще далекая перспектива, возможная, но далекая... Создание мегарегулятора -- не такая простая вещь. Я с трудом могу представить, каким образом мы сегодня можем объединить банковский надзор с надзором за профучастниками фондового рынка. Наша главная цель, то, для чего и существует регулятор, -- защита интересов инвесторов», -- резюмировал Игорь Костиков.