Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Костиков Игорь Владимирович

Интернет-конференция
Председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
Костикова Игоря Владимировича

Обзор публикаций СМИ


ФОНДОВЫЙ РЫНОК В ЗЕРКАЛЕ ЭКОНОМИКИ

О перспективах развития российского рынка ценных бумаг рассказывает председатель федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) Игорь Костиков.

Как вы в целом оцениваете состояние российского рынка ценных бумаг?

- Фондовый рынок - это зеркало развития экономики. За два последних года значительно изменились макроэкономические функции рынка ценных бумаг. Он стал функционировать как механизм превращения сбережений в инвестиции. Впервые с 1990 года фондовый рынок стал источником инвестиций для российских предприятий. Так, в 2002 году отечественные компании на внутреннем и внешних рынках привлекли новый капитал (через акции и облигации) более чем на 4 млрд. долларов, что почти в три раза больше, чем в 2000 и 2001 годах, и в 2,5 раза больше, чем в относительно благополучном 1997 году. Новым стало и то, что основной приток капитала приходится на внутреннего инвестора.

В правильную сторону сместились и акценты на рынке ценных бумаг. Теперь здесь главное место принадлежит инвестору, который вкладывает средства в активы российских компаний, в то время как профучастники рынка являются посредниками, обеспечивающими нормальное функционирование системы инвестирования. Работа ФКЦБ России, как регулятора рынка, нацелена, прежде всего, на защиту прав и интересов инвесторов, на создание справедливого, прозрачного и открытого рынка, который работал бы на благо экономики страны. Многое в этом направлении уже сделано, но многое еще предстоит нам сделать.

Что вы можете сказать про рынок корпоративных облигаций в России? В последнее время появилось мнение, что рынок нуждается в дефолте.

- В целом российский рынок корпоративных облигаций - это наиболее быстро развивающийся сегмент российского рынка ценных бумаг. За последние два года значительно выросли объемы выпускаемых предприятиями облигационных займов. В 2002 году российские предприятия только с внутреннего первичного биржевого рынка привлекли посредством размещения выпусков облигаций около 55 млрд. рублей. При этом рыночная стоимость всех выпусков корпоративных облигаций, находящихся в обращении, составила на конец 2002 года около 108 млрд. рублей. Главный фактор, влияющий на рост рынка - изменение механизма регулирования, и как следствие, - возросшая прозрачность рынка. Так что у российского рынка корпоративных облигаций хорошие перспективы.

Мнение же о "необходимом дефолте" обусловлено приближающимися сроками погашения корпоративных облигаций, выпущенных в 1999 - 2000 годах в обход валютного контроля для вывода средств со счетов типа "С". Некоторые недобросовестные профучастники, которые прокручивали эти схемы, пытаются убедить рынок в необходимости его оздоровления с помощью дефолта, чтобы для себя облегчить решение данной проблемы.

Мы убеждены, что эти проблемы решаемы. Если же будут попытки отказа от исполнения обязательств, ФКЦБ России примет все меры для защиты прав владельцев бумаг, с привлечением правоохранительных органов и Комитета по финансовому мониторингу.

Кроме того, рынок корпоративных облигаций слегка перегрет банковским капиталом. Вместо прямого кредитования промышленности, связанного с кредитными рисками, банки нашли более безопасную сферу деятельности -привлечение средств в депозиты и размещение их в корпоративные облигации. Мы считаем неправильным, когда банковский портфель на 95 процентов состоит из корпоративных облигаций.

Чем же тогда банк отличается от профессионального участника рынка ценных бумаг, не имеющего банковской лицензии? И зачем нужна система гарантирования вкладов населения?- Мы будем обсуждать с Центральным банком необходимость регулирования нормативной базы банковской деятельности со стороны ЦБ РФ.

Как бы вы оценили первые результаты введения Кодекса корпоративного поведения? Будут ли внесены еще какие-либо изменения в законодательство в связи с принятием кодекса?

- На сегодняшний день уже десятки российских компаний видят очевидные экономические выгоды в принятии важнейших рекомендаций и положений кодекса, а также рекомендаций передовой практики зарубежных стран.

Большинство российских компаний уже создали подобные внутренние документы или же приняли отдельные рекомендации кодекса. Это позитивно сказывается на темпах совершенствования корпоративного поведения в России.

К этой работе подключились и российские организаторы торговли, которые в соответствии с рекомендациями комиссии внесли в правила листинга требование к эмитентам, которые входят в котировальные листы А I и II уровня соблюдать нормы корпоративного поведения и раскрывать информацию об их применении.

Что касается дальнейшей работы над законодательной базой по корпоративному управлению, ФКЦБ планирует совершенствовать методологию отчетности компаний о соблюдении рекомендаций кодекса. Основное направление - детализация раскрываемой информации по наиболее важным аспектам практики корпоративного управления, влияющим на обеспечение прав акционеров. Таких, например, как предоставление информации при подготовке к общему собранию акционеров, состав совета директоров с точки зрения обеспечения независимости и обоснованности принимаемых его членами решений, размер и принципы определения вознаграждения высших менеджеров, выплата дивидендов, совершение сделок с заинтересованностью и крупных сделок. Кроме того, ФКЦБ будет работать над тем, чтобы наиболее важные с точки зрения защиты прав инвесторов рекомендации кодекса включались в действующую законодательно-нормативную базу.

Какие меры ФКЦБ намерена предпринимать для дальнейшего снижения рисков на фондовом рынке, в частности, для ужесточения контроля за регистраторами с целью исключения двойных реестров?

- Сейчас готовится проект постановления "О порядке взаимодействия регистраторов". Его принятие снизит ряд рисков, возникающих при учете прав собственности, а также при фиксации перехода прав.

Кроме того, впоследствии мы намерены устанавливать индивидуальные требования по собственному капиталу профучастников в зависимости от рисков, которые он на себя берет. При этом частично риски смогут покрываться за счет страхования. Также будут определены минимальные требования по рискам. Введение такой системы предположительно займет полтора года.

Когда и в какой форме будет рекомендовано биржам включить в правила листинга требования к эмитентам о раскрытии информации по международной системе финансовой отчетности (МСФО)?

- Чем быстрее российские эмитенты, ценные бумаги которых обращаются на организованных площадках, перейдут на МСФО, тем лучше для фондового рынка в целом, так как международная отчетность является более прозрачной и понятной. В настоящее время ведется работа по определению необходимости внесения соответствующих изменений в нормативные акты.

В "Белой книге" говорится о необходимости преобразования бирж в ОАО. Будет ли эта мера обязательной или рекомендательной?

- Новая редакция закона "О рынке ценных бумаг", которая вступила в силу 4 января 2003 года, предусматривает путь перехода бирж в открытые акционерные общества из некоммерческого партнерства и других организационно-правовых форм. Некоторые биржи уже изъявили желание преобразоваться в ОАО, так как это предоставит им дополнительный источник финансовых ресурсов для развития.

Открытые акционерные общества более прозрачны и понятны для инвесторов, что для них весьма важно. Преобразование бирж в ОАО будет добровольным, но теперь, с принятием поправок к закону "О рынке ценных бумаг", ФКЦБ будет стимулировать этот процесс. В частности, законопроект о коммерческих ценных бумагах предусматривает их обращение и регистрацию на биржах, организованных в форме ОАО. Поэтому биржи сами будут заинтересованы в скорейшем преобразовании.

Когда может быть подготовлена нормативная база по выпуску и обращению российских депозитарных расписок? В какой стадии находится проработка этого вопроса?

- Для выпуска и обращения российских депозитарных расписок (РДР) необходимо внести дополнения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", что планируется сделать к концу 2003 - началу 2004 года. Нами совместно с Банком России разработана концепция и проект технического задания в соответствии с проектом плана нормативных актов, утверждаемым Правительством РФ.

РДР будут выпускаться в первую очередь на базовые активы тех эмитентов, с регуляторами стран которых заключены соответствующие меморандумы об обмене информацией. Такие меморандумы подписаны с регуляторами США, Великобритании, Германии, Югославии, Кипра, Молдавии, Узбекистана и Украины.

Какие требования будут предъявляться по раскрытию информации при регистрации? На какие активы будут выпускаться РДР? Когда могут появиться первые выпуски РДР?

- Среди требований по раскрытию информации, предъявляемых к эмитенту РДР, надо отметить требования к информации о финансово-хозяйственной деятельности эмитента и о существенных корпоративных событиях. РДР будут выпускаться на активы иностранных компаний, в том числе и на активы эмитентов-резидентов стран СНГ. Ожидается, что первые выпуски РДР осуществятся после внесения соответствующих дополнений в ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Когда планируется введение специального маржинального счета при проведении маржинальных операций? Какие дополнительные меры планирует ввести ФКЦБ по усилению контроля за маржинальными операциями?

- ФКЦБ активно изучает зарубежную практику использования маржинального счета. Планируется разработка нового документа, регламентирующего порядок осуществления маржинальной торговли, где будет введено понятие маржинального счета.

В целях усиления контроля за такими операциями ФКЦБ планирует установить четкие процедуры сбора организаторами торговли данных о совершаемых брокерами маржинальных сделках, контроля со стороны организаторов торговли и ФКЦБ России за соблюдением брокерами требований к ограничительному и минимальному уровням маржи, иных обязательных нормативов. Также планируется решать вопросы оперативности реагирования на выявленные нарушения установленных правил совершения сделок.

В какие сроки возможно создание Центрального депозитария, на базе чего он может быть создан, на какой стадии находится решение данного вопроса? За счет каких средств будет финансироваться данный проект?

- Мы работаем над этим вопросом с Банком России и Минфином РФ. По нашему мнению, создание Центрального депозитария должно произойти в два этапа. Сначала будет создан центр хранения и обработки информации фондового рынка, а потом - непосредственно Центральный депозитарий. Хотелось бы, чтобы первый этап был осуществлен в течение 2003 года, а второй - в 2004 году.

Мы считаем, что функции по хранению информации должно взять на себя государство. Ключевую же роль в создании и функционировании Центрального депозитария должны играть сами профучастники рынка.

Создание Центрального депозитария предусматривается на базе функционирующих инфраструктурных организаций, в том числе с целью ограничения расходов на его капитализацию и создание. Дополнительно финансовые ресурсы для осуществления проекта могут привлекаться как из частных источников (участники рынка, финансовые инвесторы проекта, в том числе иностранные, международные финансовые институты), так и из бюджета.

Как вы оцениваете потенциал рынка коллективных инвестиций в России?

- Потребность в коллективном инвестировании в России обусловлена тем, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Собранные же вместе средства тысяч мелких инвесторов - уже сила, способная выступать в качестве покупателя или продавца. Похожая ситуация складывается и на зарубежных рынках, где институты коллективного инвестирования получили широкое распространение и пользуются популярностью у населения.

Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития коллективных инвестиций в России выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений, что создаст условия для экономического роста. По различным оценкам, на руках наших граждан сейчас находится от 50 до 300 млрд. долларов, которые никак незадействованы в экономике. Вырастут и налоговые поступления, а значит, улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения, что само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике. На развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги населения - финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников-акционеров.

В чем будет заключаться программа защиты инвесторов и когда она будет введена?

- Во всем мире подобные программы существуют за счет участников рынка, а не за счет государства.

Мы считаем, что профучастники сами должны выработать стандарты страхования своей деятельности, в связи с чем необходимо создание компенсационных фондов. Активную роль должны играть организации саморегулирования. Именно они будут решать проблему функционирования фондов и определять размер необходимых взносов в зависимости от рисков. Мы обсуждаем эту проблему с профучастниками. Думаю, что в скором времени перейдем от разговоров к делу и эти схемы появятся.

Когда, на ваш взгляд, можно ожидать массового притока средств населения на рынок коллективных инвестиций?

- Рост числа пайщиков в паевых инвестиционных фондах (ПИФах) происходит уже сейчас, на что, безусловно, повлияла созданная в этом году система регулирования деятельности фондов, которая призвана обеспечить права и интересы пайщиков. Отрасль ПИФов четко регулируется российским законодательством, а деятельность их управляющих компаний жестко контролируется ФКЦБ, благодаря чему значительно снижаются риски для пайщиков фондов. Управляющий обязан раскрывать всю информацию, связанную с его деятельностью по управлению фондом.

Что нужно сделать для повышения доверия населения к фондовому рынку страны?

- На Западе этот сектор рынка ценных бумаг уже давно успешно развивается. Причина же того, что коллективные инвестиции не были так же популярны в России, - это отсутствие необходимого законодательства в этой сфере (до принятия закона "Об инвестиционных фондах"), а также инерция и незнание граждан, для которых более привычным было хранить деньги дома "в чулках" или же в сберкассах. Необходимо постоянно информировать граждан о том, что происходит на фондовом рынке, какие возможности он дает частным лицам, что они получат от вложения средств в активы российских компаний. Здесь важна роль средств массовой информации.

Случались ли нарушения на фондовом рынке, при которых можно было применить статьи Уголовного кодекса?

- Мы направляли материалы в Генпрокуратуру по фактам грубого нарушения прав и законных интересов владельцев именных ценных бумаг 000 "Сибирская регистрационная компания" (лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг аннулирована 02.10.2002), по факту нарушения ОАО Финансовая компания "Дженерал Секьюритис" законодательства РФ (лицензия профучастника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской и дилерской деятельности аннулирована 09.10.2002) и по факту размещения ОАО "Продторг" ценных бумаг до их государственной регистрации (отказ в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Продторг" 17.04.2002).

С какими силовыми ведомствами сотрудничает ФКЦБ?

- ФКЦБ России взаимодействует с различными силовыми ведомствами. В частности, имеется соглашение о взаимном сотрудничестве с Федеральной службой налоговой полиции РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Комитетом по финансовому мониторингу РФ.



1, стр. 13-15, Финансы России
30/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Костиков И.В.
ФКЦБ России
Обзор СМИ
Отчет о конференции:
СМИ о конференции
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФКЦБ России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Финмаркет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации