Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Костиков Игорь Владимирович

Интернет-конференция
Председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
Костикова Игоря Владимировича

Обзор публикаций СМИ


СТАНДАРТЫ НА СТАРТЕ

Для успешной (стабильной и прибыльной) деятельности любого предприятия необходимо привлечение капитала. Эмиссия ценных бумаг - это один из способов его привлечения. При этом, в зависимости от целей, которые стоят перед руководством каждого отдельно взятого предприятия, и возможностей, которыми данное предприятие располагает, эмиссия ценных бумаг позволяет регулировать объем и разнообразить источники привлечения капитала.

Одним из первых значительных шагов ФКЦБ России, направленных на формирование цивилизованного рынка ценных бумаг, явилось принятие Постановления "Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ. дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" от 17 сентября 1996 г. N 19. а также внесение в указанный документ изменений и дополнений в 1998 г. (далее по тексту - Постановление). Фактически, это был первый нормативный документ, устанавливающий требования к порядку эмиссии ценных бумаг. Однако со временем возникла необходимость доработки. усовершенствования "старых Стандартов", которая была обусловлена рядом вполне объективных причин (внесение изменений и дополнений в законодательство, регулирующее сферы, тесно соприкасающиеся с рынком ценных бумаг, общее развитие российского рынка корпоративных ценных бумаг, сложность применения на практике существующих нормативных документов, регулирующих вопросы выпуска, размещения и обращения российских ценных бумаг и т.п.)

С 7 сентября 2002 г. Постановление прекратило свое действие. На сегодняшний день в сфере его регулирования действуют три нормативных акта:

1. Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии (утв. Постановлением ФКЦБ России от 19 октября 2001 г. N 27), вступившие в силу с 10 января 2002 г. (далее - Стандарты эмиссии облигаций).

2.Стандарты эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации. облигаций, конвертируемых в дополнительные акции. и их проспектов эмиссии (утв. Постановлением ФКЦБ России от 30 апреля 2002 г. N 16/пс), вступившие в силу 18 августа 2002 г. (далее - Стандарты эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг).

3. Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии (утв. Постановлением ФКЦБ России от 3 июля 2002 г. N 25/ пс), вступившие в силу 7 сентября 2002 г. (далее - Стандарты эмиссии ценных бумаг при учреждении).

Стандартам эмиссии облигаций в свое время было посвящено достаточно внимания, поэтому в данной статье речь пойдет преимущественно о двух последних Постановлениях ФКЦБ России, регулирующих дополнительные выпуски ценных бумаг, а также выпуски ценных бумаг при учреждении обществ (далее - Стандарты). На чем следует акцентировать внимание при изучении указанных Стандартов?

Детализированность рассматриваемых вопросов и соответствие требованиям иных нормативных документов

Приятно отметить, что Стандарты (как для учредительных выпусков, так и для дополнительных выпусков ценных бумаг) значительно отличаются от их "прародителя" (первоначального Постановления) более глубокой, детализированной регламентацией вопросов, которым они посвящены. При этом указанная регламентация четко соответствует требованиям других нормативных документов, регулирующих деятельность, как эмитентов, так и рынка ценных бумаг в целом (Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ. Гражданский кодекс РФ и т.п.). Например, при описании процедуры принятия решения о размещении ценных бумаг описывается не только орган управления обществом, имеющий полномочия для принятия указанного решения, но и количество голосов, необходимых для принятия решения о размещении ценных бумаг, а также указываются основные сведения, которые должен содержать протокол, подготовленный по результатам проведенного заседания.

При введении терминов, ранее не использовавшихся в Постановлении, обязательно приводится их определение. Например. Стандартами устанавливается, что решение об увеличении уставного капитала общества (путем размещения дополнительных акций или путем распределения акций среди акционеров) может приниматься советом директоров общества (в случае, если это предусмотрено уставом общества). Однако принять такое решение совет директоров должен единогласно без учета выбывших членов совета директоров общества. А далее расшифровывается, какие члены совета директоров подпадают под категорию "выбывших" (лица, выбывшие из состава совета директоров в связи со смертью, признанием их в судебном порядке недееспособными или безвестно отсутствующими, а также лиц, полномочия которых прекращены по решению общего собрания акционеров общества).

Кроме того, в Стандартах четко указывается, что может, а что должно содержаться в решении о размещении ценных бумаг (в протоколе уполномоченного органа управления общества, на котором принимается решение об увеличении уставного капитала), а также что может, а что должно указываться в решении о выпуске ценных бумаг (документе, представляемом на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг). Например, решение о размещении ценных бумаг может не содержать указания на срок (дату начала и дату окончания) размещения ценных бумаг, на порядок заключения договоров купли-продажи ценных бумаг, порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг (все указанные сведения должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг), однако количество размещаемых ценных бумаг, цену их размещения и форму их оплаты решение о размещении содержать должно.

Учет практических вопросов и затруднений, возникающих при подготовке документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг

В Стандартах уделено внимание вопросам, ранее вызывавшим затруднения при подготовке документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Например, решена проблема с аудиторской подписью титульного листа проспекта эмиссии ценных бумаг, суть которой состояла в следующем.

Согласно Постановлению в составе проспекта эмиссии ценных бумаг должна представляться бухгалтерская отчетность эмитента за 3 завершенных финансовых года, достоверность и правильность которой подтверждается независимым аудитором. Титульный лист проспекта эмиссии ценных бумаг должен содержать подпись аудитора, проверившего указанную бухгалтерскую отчетность. Однако в Постановлении не указывалось, подпись какого именно аудитора должна стоять на титульном листе проспекта эмиссии ценных бумаг в случае, если бухгалтерская отчетность эмитента за каждый финансовый год (из трех представляемых) проверялась разными аудиторами. Еще одна ситуация, с которой сталкивались эмитенты ценных бумаг, связана с прекращением деятельности аудитора, проводившего проверку финансовой отчетности за указанный период.

"Новые Стандарты" указывают приемлемые для ФКЦБ России варианты решения указанных проблем. В случае, если содержащаяся в проспекте эмиссии акционерного общества бухгалтерская отчетность за разные годы заверена разными аудиторами (аудиторскими фирмами), то титульный лист проспекта эмиссии ценных бумаг должен содержать подписи данных аудиторов (при этом каждый аудитор указывает, за какой год им проводилась проверка бухгалтерской отчетности эмитента).

В случае, если содержащаяся в проспекте эмиссии ценных бумаг годовая бухгалтерская отчетность за какой-либо год не может быть подтверждена проверившим ее аудитором или аудитором, осуществившим проверку годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за последний финансовый год, то такая отчетность должна быть заверена другим аудитором. То есть общество должно будет снова привлекать аудитора для проверки указанной отчетности.

Несомненным плюсом Стандартов является официальное описание некоторых "негласных правил", установленных ФКЦБ России по отношению к документам, представляемым на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Например. Стандартами установлено требование к документам, представляемым в регистрирующий орган на бумажном носителе и насчитывающим более одного листа. Данные документы должны быть прошиты, заверены подписью уполномоченного лица, скреплены печатью общества на прошивке, страницы документов должны быть пронумерованы.

Ранее в Постановлении указывалось, что порядок удостоверения копий документов, представляемых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, устанавливается регистрирующими органами. Однако указанный порядок официально нигде не был установлен. Данные требования содержатся в Стандартах, которыми установлено, что верность копий документов, представляемых в регистрирующий орган, должна быть подтверждена печатью акционерного общества и подписью уполномоченного им лица либо засвидетельствована нотариально.

Еще одно из "негласных правил" ФКЦБ России, ранее не указанное в Постановлении, однако освященное Стандартами, - включение в состав проспекта эмиссии ценных бумаг только той годовой финансовой отчетности эмитента, которая была принята налоговыми органами.

Кроме того, разделение Постановления на три отдельных нормативных документа позволило персонифицировать требования по составу представляемых документов (а также по содержащейся в них информации) в зависимости от вида ценных бумаг и от их способа размещения. Например, совершенно оправданным выглядит сокращение до минимума требований к информации, необходимой для указания в проспекте эмиссии ценных бумаг при регистрации учредительного выпуска. Учитывая, что документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг при учреждении общества должны быть представлены не позднее 1 месяца с даты регистрации общества, то требования об указании таких сведений, как участие общества в промышленных, банковских группах, концернах и ассоциациях, практика деятельности общества в отношении запасов, сведения об основных видах деятельности общества и их доле в общем объеме выручки и т.п. (которые ранее необходимо было указывать в соответствии с требованиями Постановления) выглядели необоснованными.

Ориентация на "финансовую прозрачность" российских эмитентов ценных бумаг

Принятие Стандартов является очередным шагом ФКЦБ России, направленным на повышение открытости и финансовой прозрачности деятельности российских обществ - эмитентов ценных бумаг. Именно поэтому в Стандартах особый акцент делается на раскрытии информации (как в виде установления обязательных требований к опубликованию определенной информации, так и к информации, подлежащей включению в документы, представляемые на государственную регистрацию выпуска, например, в проспект эмиссии дополнительного выпуска ценных бумаг).

В частности. Стандартами установлены требования опубликования эмитентом уведомления о порядке раскрытия им информации (то есть, какую информацию, в течение, какого срока и в каких печатных изданиях эмитент должен будет раскрывать). При этом указанное уведомление должно быть опубликовано после государственной регистрации выпуска ценных бумаг и до начала размещения ценных бумаг выпуска.

Официально установлены дополнительные пути обеспечения эмитентом доступа к информации, содержащейся в проспекте эмиссии ценных бумаг. Эмитент должен указать, где (помимо оригиналов) будут помешены копии зарегистрированного проспекта эмиссии ценных бумаг. Кроме того, текст зарегистрированного проспекта эмиссии ценных бумаг может размешаться в сети Интернет, а также может публиковаться в периодических печатных изданиях.

Значительно расширен список информации об эмитенте. приводимой в проспекте эмиссии ценных бумаг. Например, эмитент должен указывать существующую систему сбыта основных видов продукции (работ, услуг), анализ факторов конкурентоспособности деятельности эмитента, динамику изменения отпускных цен на основную продукцию (работы, услуги) эмитента и т.п. Ранее Постановлением не устанавливалась необходимость раскрытия указанной информации.

Кроме того, в Стандартах эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг изменены сроки подачи в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Ранее по требованиям Постановления (вне зависимости от того, будет ли регистрация данного выпуска ценных бумаг сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг или нет) документы в регистрирующий орган представлялись не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг. Теперь же, если выпуск ценных бумаг должен будет сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг, документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг необходимо представить в регистрирующий орган не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта эмиссии ценных бумаг. Сокращение сроков подачи документов в регистрирующий орган объясняется необходимостью получения основными участниками рынка ценных бумаг более оперативной финансовой информации.

Увеличение количества этапов в процедуре эмиссии ценных бумаг

Согласно Постановлению процедура эмиссии ценных бумаг состояла из следующих этапов:

- утверждение акционерным обществом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

- подготовка проспекта эмиссии ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией их проспекта эмиссии);

- государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;

- изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае выпуска ценных бумаг в документарной форме):

- размещение эмиссионных ценных бумаг:

- регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг:

- раскрытие информации, содержащейся в зарегистрированном отчете об итогах выпуска ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг).

В Стандартах процедура эмиссии увеличивается на один этап и начинается с принятия уполномоченным органом эмитента решения о размещении ценных бумаг (а не с утверждения решения о выпуске ценных бумаг) в случае. когда необходимость принятия такого решения предусмотрена законодательством РФ. Внесение указанного изменения в Постановление выглядит вполне обоснованным, учитывая, что необходимость принятия решения о размещении предусмотрена законом, регулирующим деятельность основных российских эмитентов ценных бумаг - Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также учитывая принятые изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".

Корректировка требований к документам, представляемым для государственной регистрации выпуска ценных бумаг

Наибольшего внимания среди требований к составу документов, необходимых для представления в регистрирующий орган, которые были изменены, заслуживают следующие из них.

Стандарты предусматривают возможность представления в регистрирующий орган копий протоколов, а также выписок из протоколов. Ранее при регистрации выпуска ценных бумаг в ФКЦБ России эмитент должен был представлять только оригиналы протоколов. Учитывая, что на заседании совета директоров или общего собрания акционеров общества могут рассматриваться вопросы, касающиеся его внутренней деятельности, не связанные с эмиссией ценных бумаг, и составляющие коммерческую тайну общества, то изменение требований в отношении протоколов может расцениваться как шаг ФКЦБ России, направленный на защиту интересов эмитентов ценных бумаг.

Несомненно, позитивным фактом является необходимость представления копии или выписок из протоколов заседания уполномоченного органа эмитента, на котором принимается решение об одобрении крупных сделок, а также сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, на этапе регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Ранее такой протокол необходимо было представлять и на этапе регистрации выпуска ценных бумаг (в случае, если из условий размещения ценных бумаг следовала возможность возникновения указанных сделок). Выполнять данное требование приходилось в два этапа: сначала в ФКЦБ России представлялся протокол заседания уполномоченного органа эмитента, на котором происходило предварительное утверждение таких сделок (с обшей формулировкой), а затем, на этапе размещения ценных бумаг, происходило утверждение каждой конкретной сделки (когда выяснялись ее основные параметры (чаше всего количество приобретаемых ценных бумаг). Теперь необходимость такой двойной затраты сил и времени отпадает.

Некоторые документы, которые ранее представлялись в ФКЦБ России по дополнительному запросу регистрирующего органа, теперь возведены в ранг осязательных для представления документов. Среди таких документов можно выделить письмо по расчету чистых активов и размеру резервного фонда общества (в случае увеличения уставного капитала за счет имущества общества-эмитента), документ, подтверждающий уведомление акционеров общества о возможности осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг, документ, подтверждающий уведомление кредиторов общества (в случае уменьшения уставного капитала), и документ, подтверждающий привлечение государственного финансового контрольного органа (которым на сегодняшний день выступает Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству России и ее территориальные подразделения), для определения цены размещения ценных бумаг выпуска - в случае, если акционером общества является государство и (или) муниципальное образование, владеющее более 2 % голосующих акций, и др.

Увеличено количество экземпляров некоторых документов (таких как заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, анкета эмитента и др.), необходимых для представления в ФКЦБ России.

Резюмируя все вышеизложенное, можно отметить, что разработка и вступление в силу Стандартов является давно ожидаемым и оправданным шагом, направленным на преодоление существующего несовершенства законодательства, регулирующего выпуск и размещение акций российских эмитентов.

Однако конечным вариантом принятые Стандарты назвать нельзя. По мере изменения и развития основных тенденций на российском рынке корпоративных ценных бумаг, совершенствования законодательства РФ, направленного на защиту прав и интересов инвесторов, внедрения в повседневную деятельность российских эмитентов принципов Кодекса корпоративного управления (принятого ФКЦБ России) и т.п. Стандарты, как и иные нормативные документы, также будут совершенствоваться. что позволит ФКЦБ России адекватно реагировать на важнейшие процессы, протекающие на российском рынке ценных бумаг.



Татьяна МАЗУРОВА, заместитель исполнительного директора ООО "Профконсалт", 4, стр. 5, 12, Бизнес - адвокат
14/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Костиков И.В.
ФКЦБ России
Обзор СМИ
Отчет о конференции:
СМИ о конференции
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФКЦБ России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Финмаркет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации