Минфин заставили поделиться с ФКЦБ
контролем над пенсионной реформой госрегулирование
В пятницу одна из главных интриг пенсионной реформы – вопрос о том, кто будет ее контролировать – получила неожиданное развитие. После совещания в правительстве Минэкономразвития подготовило проект постановления, разделяющий надзор за инвестированием пенсионных накоплений между Минфином и
ФКЦБ. Первый будет контролировать государственную часть этого процесса, а вторая – рыночную.
Еще в конце прошлой недели надзор за инвестированием пенсионных накоплений предполагалось передать Минфину. Проект соответствующего постановления правительства уже собрал визы всех ведомств (см. Ъ от 14 февраля). Тогда чиновники говорили, что это решение, скорее всего, окончательное.
Сейчас пенсионные накопления, уплачиваемые работодателем в рамках единого социального налога, инвестируются в госбумаги. В этом году граждане смогут выбрать из числа отобранных на тендере управляющую компанию, которая будет размещать их пенсионные накопления на фондовом рынке. Средства граждан, не определившихся с выбором, будут размещаться через ВЭБ. Ожидается, что ежегодно на этот рынок будет поступать несколько миллиардов долларов новых взносов. Однако, как стало известно Ъ, поздно вечером в четверг на совещании у вице-премьера Валентины Матвиенко, курирующей пенсионную реформу, оно было пересмотрено. Было решено, что функции контроля над процессом инвестирования пенсионных накоплений следует разделить между Минфином и
ФКЦБ. И уже в пятницу появился результат дискуссии – проект постановления "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений". Документ оказался в распоряжении Ъ.
Согласно этому проекту, Минфину достанется надзор за Пенсионным фондом России (ПФР) и государственной управляющей компанией,
ФКЦБ же будет контролировать рыночные процессы пенсионной реформы (подробнее см. справки). В правительстве эти перемены объясняют тем, что функции надзора за пенсионной реформой тесно переплетаются с функциями контролера фондового рынка –
ФКЦБ. К тому же полная передача этих функций Минфину грозила конфликтом интересов.
"С одной стороны, Минфин является эмитентом госбумаг,– поясняет вице-президент компании 'Атон' Вадим Сосков,– а с другой – новые функции контроля дали бы ему право влиять на инвестиционную политику участников рынка". Так что передача
ФКЦБ надзорных функций над рыночной составляющей пенсионной реформы выглядит вполне логично.
"Нюанс в том, что Минфин будет являться уполномоченным федеральным органом,– заявил Ъ министр труда Александр Починок.– Но помимо уполномоченного госоргана регулировать и контролировать процесс могут и другие федеральные органы". Как бы то ни было, именно Минфин будет организовывать и проводить конкурсы по отбору управляющих компаний и спецдепозитариев, отслеживать инвестиционную политику ВЭБа, движение средств и уплату взносов в ПФР. А
ФКЦБ уполномочена контролировать "пенсионную" деятельность участников рынка – управляющих компаний, спецдепозитариев, брокеров.
Разграничив функции, правительство, по-видимому, попыталось избежать и межведомственного конфликта. Однако разделение функций между Минфином и
ФКЦБ не решает этой проблемы в полной мере. Ведь в 2004 году в пенсионной реформе появится еще один существенный элемент – негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые должны составить альтернативу ПФР. Сейчас надзор над рынком НПФ осуществляет Минтруда. А функции контроля над НПФ в рамках пенсионной реформы, сулящей фондам неплохие перспективы, пока ни за кем не закреплены.
Так что не исключено, что в интриге вокруг контроля над процессом инвестирования пенсионных накоплений может появиться еще один фигурант – Минтруда. Как заметили Ъ в аппарате правительства, "Александр Починок без боя не сдастся". Так что, возможно, Минфину и
ФКЦБ предстоит поделиться еще раз.
Ъ будет следить за развитием событий.
Что останется Минфину
Из проекта постановления правительства "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений"
"1) осуществление контроля за соблюдением государственной управляющей компанией и ПФР законодательства РФ о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений;
2) проведение... конкурсов по отбору управляющих компаний для заключения с ними ПФР договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
3) проведение в порядке... конкурсов по отбору специализированного депозитария для заключения с ним ПФР договора об оказании услуг специализированного депозитария;
4) принятие нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений...
7) проведение проверок государственной управляющей компании и ПФР, а также обращение по вопросам проведения проверок иных субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять регулирование и контроль профессиональной деятельности указанных лиц...
8) выдача государственной управляющей компании или ПФР предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений и направление обращений о выдаче таких предписаний иным субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в ФКЦБ;
9) рассмотрение отчетов ПФР о поступлении страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и направлении на инвестирование средств пенсионных накоплений, о средствах, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выплатах за счет средств пенсионных накоплений, а также о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям;
10) рассмотрение представляемых государственной управляющей компанией отчетов об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также отчетов о доходах инвестирования;
11) рассмотрение аудиторских заключений на отчетность государственной управляющей компании и ПФР...
15) обращение в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушений законодательства РФ и о возмещении вреда, причиненного государственной управляющей компанией и ПФР в результате нарушений законодательства РФ...
22) установление порядка расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям".
Что отойдет к ФКЦБ
Из проекта постановления правительства "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений"
"1) Осуществление контроля за соблюдением субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, за исключением ПФР и государственной управляющей компании, законодательства РФ о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений;
2) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
3) направление субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, за исключением государственной управляющей компании и ПФР, запросов о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений...;
4) проведение проверок управляющих компаний, за исключением государственной управляющей компании, а также специализированного депозитария и брокеров, и обращение по вопросам проведения проверок иных субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в федеральные органы исполнительной власти...;
5) выдача субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, за исключением государственной управляющей компании и ПФР, предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений;
6) рассмотрение аудиторских заключений на отчетность субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, за исключением отчетности государственной управляющей компании и ПФР;
9) обращение в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушений законодательства РФ и о возмещении вреда, причиненного субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в результате нарушений законодательства РФ, за исключением государственной управляющей компании и ПФР...;
12) рассмотрение отчетов управляющих компаний, за исключением государственной управляющей компании, об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также отчетов о доходах от инвестирования...;
14) рассмотрение информации, направляемой специализированным депозитарием и управляющими компаниями, об отзыве или о приостановлении лицензии, об изменениях в их учредительных документах, о руководящем составе, составе персонала и составе аффилированных лиц, о сделках, совершаемых со средствами пенсионных накоплений, а также информации о стоимости чистых активов, находящихся в управлении по договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений...;
19) установление порядка определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов, перечня индексов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений...;
20) установление требований к минимальной сумме активов, находящихся в управлении управляющего активами индексного инвестиционного фонда при инвестировании средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов;
21) утверждение перечня управляющих активами индексных инвестиционных фондов, с которыми может быть заключен договор в целях инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов;
22) утверждение стандартов раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений..." ЛИЗА Ъ-ГОЛИКОВА