ФКЦБ самоутверждается на инвесткомпаниях
Инвестиционные компании считают, что под горячую руку ФКЦБ могут попасть многие участники рынка. При этом критерии, по которым комиссия определяет "манипулирование", слишком туманны
История с компанией "Алор-Инвест", которой в среду ФКЦБ приостановила лицензию, может получить продолжение. Во-первых, сама комиссия сообщила СМИ о том, что у нее есть информация о нарушениях в других компаниях. Данная информация будет проверяться, а значит будут новые "наказанные". Во-вторых, опрошенные RBC Daily компании не исключают того, что "Алор-Инвест" был выбран для "демонстрации силы" ФКЦБ, которую, после неудачной попытки провести поправки к новой редакции закона о рынке ценных бумаг, многие начали сбрасывать со счетов. Первым звонком для фондового рынка стали нарушения в работе РТС, которая комиссия неожиданно обнаружила в январе этого года. Теперь, похоже, наступила очередь компаний.
Нарушения в работе "Алор-Инвеста" вызывают искренний интерес у тех, кто давно знаком с этим брокером. "Проблема в том, что нет четких критериев выявления этих самых манипуляций. ФКЦБ обнаруживает нечто подозрительное на рынке и выносит решение - наказать. Что за нарушение было расценено как манипуляция мы, как правило, узнаем уже постфактум", - заявили RBC Daily в компании, близко знакомой с менеджерами наказанного брокера. В другой компании так же удивились, как точно и оперативно сработала комиссия, вынося решение по столь непростому вопросу. "Трудность с манипулированием состоит в том, что компания может быть ни при чем. Клиентам инвестиционных компаний не запрещено продавать акции через одну компанию, а покупать их через другую структуру. Два клиента одного брокера могут "разогреть" рынок. Все это манипуляции, но при чем тут компания?", - сказал собеседник RBC Daily.
Формально, правда, к решению комиссии нельзя придраться. ФКЦБ не должна советоваться с профучастниками или выслушивать их мнение относительно нарушений на рынке. Тем не менее, опрошенные RBC Daily инвестиционные компании указали на два момента, которые вызывают у них вопросы. Первый касается того, проверила ли свои подозрения комиссия, или она вынесла решение заочно. "Нам трудно судить, но сложно поверить, что она могла быстро проверить информацию о нарушениях. Многие компании добровольно публикуют результаты торгов на ММВБ и РТС, сообщают об обороте и своих сделках. Однако подобная информация обычно не указывает на нарушения. Значит, появились какие-то новые сведения", - сказали в одной из инвестиционных компаний. Второй момент -- это конкретные доказательства, что компания действительно виновна в манипуляциях. Многие сомневаются, что "Алор-Инвест", проработав на рынке 9 лет, вдруг решил воспользоваться ситуацией. Не исключено, что компания была скомпрометирована.
Дело в том, что обвинение в манипуляции легко вынести, и очень трудно потом оспорить. Виновата компания или нет, после вынесения обвинения ей очень сложно оправдаться перед клиентами. "Компания, получив обвинение, может пойти в суд и добиться оправдания. Доказав свою невиновность, надо будет доказать, что манипуляции совершал клиент компании, а брокер лишь исполнял его приказы. Сделать это будет крайне сложно", - утверждают брокеры. Теоретически исключить злоупотребления клиентов должны внутренние системы контроля, однако ни одна компания в России не установила такие же программные продукты, как и в иностранных инвестиционных банках. Все используемые программы несовершенны и не могут гарантировать защиту от манипуляций клиентов. Неслучайно, что ФКЦБ сразу же указало на нарушения системы внутреннего контроля у "Алор-Инвеста". Таким указанием Комиссия облегчила себе работу по поиску доказательств: раз есть прорехи в защите, значит, могли быть и манипуляции.
Сообщить комиссии о таких нарушениях очень удобно компаниям-конкурентам, которые могли быть недовольны деятельностью наказанного брокера. В приватных беседах, брокеры признают, что часть "старых" компаний, которые заметно сдали после кризиса, могли навести ФКЦБ на мысль о нарушениях в быстроразвивающихся инвесткомпаниях. Таким образом можно убрать с рынка конкурента и поделить его клиентуру. Прямых доказательств связи комиссии и каких-либо структур нет (и, понятное дело, быть не может). Однако в одной из фирм RBC Daily заявили, что это ведомство вольно или невольно стимулирует укрупнение компаний, которые работают на российском рынке. Делается это в рамках подготовки к вступлению в ВТО. Основной метод -- тот же, что и у Центрального Банка в отношении кредитных организаций - проверка работы компаний, чтобы к моменту вступления во Всемирную торговую организацию на рынке не осталось слабых и неблагонадежных игроков. Следуя этой логике, надо ждать новых разоблачений. "Потенциальные жертвы -- это компании, которые работают на ММВБ и РТС, в том числе в срочной секции, и которые резко выросли после кризиса", - утверждает один из собеседников RBC Daily.
По второй версии, последними действиями ФКЦБ поднимает свой авторитет на рынке. Еще в прошлом году комиссия была вынуждена доказывать свою "нужность", после того, как депутат Борис Немцов в пух и прах раскритиковал ее работу в газете Wall Street Journal и призвал Владимира Путина навести в этой структуре порядок. Второй раз контора г-на Костикова потерпела поражение осенью, когда Госдума, с подачи президента, не приняла большинство поправок в закон о рынке ценных бумаг. За счет этих поправок комиссия хотела получить больше контрольных полномочий. После этого сначала были найдены проколы в работе РТС, теперь последовали разбирательства в отношении "Алор-Инвеста" и заявления о фактах нарушений в других компаниях. Как говорится, продолжение следует.
Отдел компаний
Петр Кирьян,, 32, RBC daily
20/02/2003