ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА РАБОТЫ СПЕЦДЕПОЗИТАРИЯ
До недавнего времени специализированные депозитарии были чуть ли не самыми малорегламентированными структурами. Документа, который регламентировал бы их деятельность, не существовало. По крупицам в нескольких документах находили материал, на который можно было бы опереться в работе. И вот, спустя годы, ФКЦБ России решила изменить ситуацию и приняла постановление от 09.10.02 N 40/пс "О регулировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов".
Постановление по сути закладывает законодательные основы оформления структуры специализированного депозитария. До 4 марта 2003 г. специализированные депозитарии должны привести свою деятельность в соответствие с данным постановлением.
По сути, это единственный документ, рассматривающий одновременно отношения специализированного депозитария с паевым инвестиционным фондом, акционерным инвестиционным и негосударственным фондом, а также с их управляющими компаниями.
Возложение на специализированные депозитарии контрольных функций, составление дополнительной отчетности, ведение различных учетных журналов несомненно приведет к росту объемов работ и увеличению трудовых затрат. Хотя далеко не факт, что это постановление окажется эффективным с точки зрения работы спецдепозитария. Не стоит забывать, что если паевые и акционерные инвестиционные фонды находятся под контролем ФКЦБ, то НПФ целиком и полностью относятся к юрисдикции Инспекции по негосударственным пенсионным фондам и не имеют никакого отношения к ФКЦБ.
Если Инспекция по НПФ не поддержит инициативу ФКЦБ, Постановление в части, касающейся НПФ, потерпит полную неудачу. К примеру, не каждый НПФ по собственной инициативе предоставит выписку банковского счета, так как денежные средства на банковском счете не относятся к размещенным пенсионным резервам, а следовательно, и не требуется прямого контроля.
Пытаясь установить жесткий контроль за спецдепозитарной деятельностью, ФКЦБ, с одной стороны, обязывает специализированные депозитарии принимать и хранить копии всех первичных документов, касающихся имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, имущества, в которое размещены пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда, а иногда также и подлинные экземпляры документов. С другой стороны. Инспекция по НПФ не располагает ни одним документом, определяющим не только порядок передачи таких документов, но и вообще обязанности это делать.
Единственное, на что могут рассчитывать спецдепозитарии, это на Постановление Правительства РФ от 28.04.00 г. N 383 "О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и их особенностях", где упоминается, что НПФы все-таки обязаны передавать копии документов. Да и то это требование нечеткое: "Договор, заключаемый депозитарием и фондом, должен содержать положение об обязанности фонда передавать депозитарию копии документов, подтверждающих право на имущество, в которое размещены пенсионные резервы фонда, и совершение сделок с указанным имуществом".
Хотя, по большому счету, нарушение негосударственным пенсионным фондом данного положения в договоре никоим образом не скажется на НПФ. Единственное решение - расторжение договора.
Таким образом, получается замкнутый круг: спецдепозитарии должны осуществлять ежедневный контроль за размещением пенсионных резервов НПФ, а НПФ не обязан отчитываться перед своим специализированным депозитарием. Виноват в данном случае специализированный депозитарий. Причина - неосуществление должного контроля, а следовательно, неуведомление Инспекции по НПФ или иного органа о допущенном нарушении НПФ, либо нарушение сроков уведомления о факте нарушения.
Как предотвратить подобную ситуацию?
- Совершенствовать методы работы специализированного депозитария с клиентами.
- Разработать совместный и однонаправленный или непротиворечащие друг другу документы ФКЦБ и Инспекции НПФ.
Ситуация, которая сейчас существует на рынке, развивается в большей степени по первому пути: негосударственные пенсионные фонды предоставляют либо полную информацию о движении пенсионных резервов, либо большую ее часть. Причина, скорее, кроется в понимании негосударственными пенсионными фондами необходимости раскрытия данной информации и нежелании допустить разногласия с Инспекцией НПФ, тем более при столь стремительном развитии пенсионной реформы в России.
Итак, ФКЦБ сделала первый шаг в регламентации отношений между НПФ и спецдепозитарием. Но не стоит забывать и о законодательстве, связанном с негосударственными пенсионными фондами. НПФы готовятся подняться на новую ступень своего развития - участие в пенсионной системе. Этому в большей степени посвящены поправки в Закон РФ "О негосударственных пенсионных фондах". Совместно с НПФами на новую ступень поднимутся и спецдепозитарии, а следовательно, уже сейчас необходимы соответствующие доработки и поправки в постановление ФКЦБ, либо разработка отдельного документа. Учитывая, какими темпами формируется законодательная база, такого документа придется ждать как минимум пару лет.
ФКЦБ, усиливая контроль за спецдепозитариями на рынке негосударственного пенсионного обеспечения на законодательном уровне, делает попытки уравнять три разных формы коллективного инвестирования: паевой инвестиционный фонд, акционерный инвестиционный фонд и негосударственный пенсионный фонд. Это находит отражение в Постановлении: общие требования, общий документооборот, общие черты работы и взаимоотношение с ФКЦБ (уведомление о нарушении и уведомление о факте устранения нарушения).
Однако насколько оправданны такие попытки? Специфика работы, структуры коллективного инвестора, контролирующих органов и целей функционирования не позволяет поставить их в один ряд. НПФ - институт, изначально ориентированный на долгосрочное инвестирование, открытый паевой инвестиционный фонд - институт, ориентированный на краткосрочное инвестирование. Следует ли в таком случае рассчитывать ежедневно оценочную стоимость портфеля НПФа, как того требует ФКЦБ? С одной стороны - да, следует. Вкладчик и участник НПФ имеет право знать размер пенсионных резервов НПФ. С другой стороны, готов ли НПФ предоставить такую информацию, и сможет ли сейчас спецдепозитарий на основании тех данных, которые он имеет, рассчитать реальную оценочную стоимость портфеля НПФ? В большой степени это определить сложно.
Нынешний год может стать весьма важным как для развития форм коллективного инвестирования, так и для специализированных депозитариев, их законодательной базы и определения реальных отношений с фондами.
В любом случае, прежде чем развивать новое направление, нужно создать всю необходимую для этого законодательную базу, которая отражала бы действительную ситуацию на рынке, описывала методы работы.
Остается надеяться, что так и будет.
САЛАВАТ АЛПАРОВ начальник специализированного депозитария ООО "Компания Брокеркредитсервис", 2, стр. 47-48, Вестник НАУФОР
20/02/2003