Электронный мозг поможет ФКЦБ
Обнаружить манипуляторов ценами
ФКЦБ пошла в настоящий крестовый поход, пытаясь обратить в свою веру манипуляторов на рынке ценных бумаг. Комиссия собирается внести в правительство поправки в
Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность профучастников за манипуляции, выявлять которые будет установленная в
ФКЦБ специальная электронная система Proteus. Участники с тревогой следят за действиями регулятора, ведь манипуляциями может быть признано много "обычных" операций.
По словам председателя ФКЦБ Игоря Костикова, поправки в УК планируется внести в правительство к концу марта. А отыскивать манипуляции в режиме он-лайн будет разработанная немецким Агентством по надзору за фондовым рынком (BAWe) электронная система Proteus. Костиков рассказал, что эта система позволяет отслеживать все биржевые сделки и умеет делать выборку операций по различным параметрам (объем сделки, цена, дата совершения и т. п. ). По словам Костикова, Proteus работает в индикативном режиме с декабря прошлого года, но пока нормативная база по выявлению манипуляторов полностью не принята, использовать Proteus на полную катушку ФКЦБ не может. Глава ФКЦБ надеется, что соответствующие документы пройдут все инстанции к концу марта. "Программа будет выделять на основании установленных параметров подозрительные сделки и заявки, которые в дальнейшем будут подробно анализироваться сотрудниками ФКЦБ", - отмечает зампред комиссии Геннадий Колесников.
Между тем комиссия начала жестко бороться с возможными манипуляторами, не дожидаясь принятия нормативной базы. На прошлой неделе ФКЦБ приостановила действие лицензии компании "Алор-Инвест", подозреваемой в попытках создать видимость активности в секции срочного рынка ММВБ. Правда, в ФКЦБ предпочитают не уточнять, использовалась ли немецкая программа для выявления этих нарушений.
Профучастники же по-разному оценивают перспективы применения новой системы. Начальник управления фондовых операций ММВБ Геннадий Марголит считает, что необходимость использования ФКЦБ электронных систем обработки данных назрела давно. "За один день на рынке совершается свыше 30 000 сделок, и эффективная работа с таким объемом информации возможна лишь с применением серьезного инструментария", - говорит он. Брокеры более осторожны. По мнению директора московского филиала "Брокеркредитсервиса" Максима Троценко, законодательное определение "манипуляций" пока довольно расплывчато. "Хотелось бы, чтобы сигналы программы рассматривались с учетом конкретной ситуации, - говорит он. - Ведь на низколиквидном российском рынке даже обязанности маркет-мейкера могут восприниматься как манипуляции". "Программа поможет только выявить нестандартные сделки, - говорит начальник правового управления НАУФОР Екатерина Макеева. - Являются ли они преступлением, определит суд, но в условиях отсутствия наработанной судебной практики в основу обвинения лягут, в первую очередь, данные комиссии".
Пять лет с конфискацией.
Поправки в статью 185 УК, которые ФКЦБ намерена внести в правительство в конце марта, предусматривают уголовную ответственность за манипулирование ценами на рынке, использование инсайдерской информации, незаконное использование профучастником рынка имущества клиентов, а также за нарушение учета прав собственности в реестрах ценных бумаг. Эти нарушения предусматривают ответственность вплоть до тюремного заключения на срок до пяти лет с конфискацией имущества.
Севастьян Козицын, Ведомости 26 февраля 2003, Ведомости (online)
26/02/2003Оригинал материала