РТС обменяла президента на лицензию
бизнес и власть Как стало известно Ъ, беспрецедентные угрозы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) отозвать лицензию у фондовой биржи РТС закончились сенсацией – в отставку подал ее президент Иван Тырышкин.
Вчера
ФКЦБ должна была решить судьбу биржи РТС. Именно до этого дня последняя обязалась исправить нарушения, за которые комиссия грозилась отозвать у РТС лицензию (см. справку). И официально вчерашнее заседание
ФКЦБ закончилось тем, что вопрос о приостановлении лицензии РТС вновь был перенесен. Как заявил Ъ пресс-секретарь
ФКЦБ Илья Разбаш, необходимые документы были предоставлены биржей только вчера, в связи с чем комиссия приняла решение рассмотреть вопрос на следующем заседании, назначенном на 5 марта.
Однако, по словам высокопоставленного источника Ъ в правительстве, дело было не совсем так, как описал пресс-секретарь комиссии. По его словам, формально решение принималось следующим образом. Членам
ФКЦБ было сообщено, что в комиссию накануне заседания поступил факс из РТС, подтверждающий исправление найденных нарушений. Однако кроме данного факса никаких конкретных документов, подтверждающих, что решение биржи действительно имело место, в комиссию не поступило. В связи с этим председатель комиссии Игорь
Костиков высказался в том смысле, что отсутствие соответствующих документов, конечно, форменное безобразие. Однако немедленных карательных мер к бирже принимать не потребовал, сочтя перенос рассмотрения дела вполне удовлетворительным решением. И комиссия не стала рассматривать этот вопрос до получения и анализа подлинных документов.
Любопытно, что, хотя заседание
ФКЦБ было расширенным (то есть с участием представителей саморегулируемых организаций), прибывших в комиссию председателя правления НАУФОР Алексея Саватюгина и исполнительного директора ПАРТАД Павла Дубоноса на рассмотрение части вопросов попросту не пустили. Впрочем, и непосредственные участники заседании не узнали самого главного.
По данным Ъ, незадолго до заседания
ФКЦБ председатель совета директоров РТС Олег Ячник передал в комиссию заявление президента РТС Ивана Тырышкина об уходе. И похоже, именно после ознакомления с ним главы
ФКЦБ Игоря
Костикова вопрос о карательных мерах к РТС потерял былую актуальность. Сам Иван Тырышкин подтвердил Ъ факт подачи заявления об уходе. Сегодня биржевой совет РТС должен рассмотреть его, и есть большая вероятность, что он согласится с решением Ивана Тырышкина.
По информации Ъ, его отставка изначально была одним из условий продолжения действия лицензии биржи. По словам источника, близкого к комиссии, причиной этого ультиматума стал личный конфликт президента РТС с главой
ФКЦБ. По словам источника, Иван Тырышкин "стал лезть в политику и не послушался рекомендаций Игоря
Костикова, с кем дружить, а с кем не дружить". Речь идет о слишком тесных отношениях с командой Анатолия Чубайса и с бывшим председателем
ФКЦБ Дмитрием Васильевым.
Участники рынка категорически отказались вчера комментировать происходящее. "Это чистая политика, и мы не хотим туда лезть",– как правило, говорили они.
"Мне показалось, что вся история носит персональный характер"
Объясняя причины своей отставки с поста президента РТС, ИВАН ТЫРЫШКИН заявил специальному корреспонденту Ъ ПЕТРУ РУШАЙЛО, что она вызвана исключительно личными причинами. А именно – неприязненным отношением к нему со стороны ФКЦБ, понять которое с логической точки зрения он не в состоянии.
– Почему вы решили подать в отставку?
– Важна предыстория. В РТС я с 2001 года. Когда меня пригласили на биржу на должность президента, то ставили конкретные задачи: развитие рынка акций "Газпрома", срочного рынка, вексельного рынка, рынка облигаций, рублевого рынка акций и ряда других проектов, которые способствовали развитию основных.
– Вы считаете, что справились с данными задачами?
– В 2001-2002 годах мы активно развивали рынок "Газпрома". Сегодня на нашу долю приходится почти 100% оборота, здесь работает свыше 6000 клиентов. В сентябре 2001 года приступил к работе срочный рынок FORTS, ставший сегодня безусловным лидером в этом сегменте, сегодня у нас новый рекорд по объему открытых позиций – 1,75 млрд руб. В июле мы начали организацию торговли на рынке облигаций, в ноябре – на биржевом рынке акций, в январе этого года – торговлю паями инвестиционных фондов...
– И как раз в этот момент вы подаете заявление об уходе...
– Рынки делает не один человек, их делает команда. В данном случае – команда менеджеров РТС. Мое же решение об отставке – это не командное, а личное решение.
– "Личное решение" означает, что у вас были личные разногласия. И очень похоже, что это были разногласия с ФКЦБ...
– В общем, да. Комиссия не шла нам навстречу. Та позиция, которая была заявлена ФКЦБ в отношении адресных и безадресных сделок, с моей точки зрения, не соответствовала разумной концепции развития рынка. И у меня, как у руководителя биржи, было две возможности – принять позицию ФКЦБ или не принимать ее. Второе решение практически автоматически означало отставку, поскольку конфликт президента биржи с регулятором ставит под угрозу весь бизнес биржи, а на такой риск я пойти не мог.
– Но в письме в ФКЦБ вы указали, что рекомендации комиссии учтены...
– Это как раз решение менеджерское, а не личное. Я же лично считаю, что в соответствующих положениях ФКЦБ имелись существенные недостатки. В частности, не были четко разделены критерии разделения сделок на рыночные и нерыночные, не были в явном виде прописаны методики работы бирж в данном направлении.
– Эти проблемы не исчезнут с вашей отставкой. Почему же вы все-таки решили уйти?
– Формально мы устранили нарушения, найденные ФКЦБ. Но комиссия претензий не сняла. И мне показалось, что вся история носит, если так можно сказать, персональный характер. И я решил уйти.
– Что это за причины? Не связаны ли они с тем, что вы один из последних членов команды бывшего председателя ФКЦБ Дмитрия Васильева, занимающих высокий пост на фондовом рынке?
– Не думаю. Многие из того состава ФКЦБ нашли общий язык с Игорем Костиковым и успешно с ним работают. Я по-прежнему хорошо отношусь к Дмитрию Валерьевичу Васильеву, но проблем "в силу происхождения" не ощущаю. Я считаю, что как менеджер делал все правильно. Так что о причинах недовольства мною в ФКЦБ лучше спросить в самой комиссии.
Как РТС боролась за жизнь
29 января на своем заседании ФКЦБ неожиданно пригрозила приостановить лицензию РТС за грубые нарушения своего постановления, касающегося разделения сделок на адресные и безадресные (см. Ъ от 30 января). Дело в том, что безадресные сделки могут заключаться с целью манипулирования ценами на рынке. В комиссии тогда заявили, что, не разделяя сделки, биржа умышленно вводит в заблуждение рынок, и пригрозили уголовной ответственностью ее руководству. ФКЦБ потребовала исправить нарушения до 5 февраля.
В ответ в РТС заявили, что сделки на классическом рынке акций осуществляются неанонимно и с предварительным обсуждением их параметров между участниками, поэтому их разделение на адресные и безадресные имеет проблему методологического характера. Однако в срочном порядке пообещали исправить все недостатки.
На заседании ФКЦБ 5 февраля РТС представила план исправления недостатков. Исправить их в одночасье было невозможно: необходимо было менять программное обеспечение, правила торгов и т. п. И вопрос о приостановке лицензии РТС был перенесен на 26 февраля.
ПАВЕЛ Ъ-ПРЕЖЕНЦЕВ, ПЕТР Ъ-РУШАЙЛО, СЕРГЕЙ Ъ-ТЯГАЙ