За инсайд - в тюрьму
Такова суть законопроекта об инсайдерской информации
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) продолжает перекрывать лазейки для манипулирования рынком. Подготовленный с участием экспертов комиссии проект закона об инсайдерской информации позволяет начинать уголовное преследование эмитентов или брокеров, заподозренных в утечке или использовании закрытой информации.
Еще два с половиной года назад зампред банковского комитета Госдумы и член коллегии ФКЦБ Владимир Тарачев вносил на рассмотрение депутатов аналогичный законопроект, но он не нашел поддержки в правительстве и не дошел даже до первого чтения. Новый вариант написанного Тарачевым совместно с экспертами ФКЦБ закона бюджетный комитет Госдумы рассмотрит до конца марта.
Использование инсайдерской информации при совершении сделок с ценными бумагами запрещено во всех странах с развитым фондовым рынком, но в России, как подтвердил замгендиректора ИК "Проспект" Эдуард Нейгебауэр, использование инсайда пока ничем не ограничено. По мнению гендиректора ИК "ТРИНФИКО" Валерия Сотникова, большинство брокерских компаний используют инсайдерскую информацию при работе с крупными заказчиками. "Инсайд наверняка использовался при недавней скупке региональных АО-энерго, - считает Сотников. - Без инсайда не обходятся и сделки по акциям РАО ЕЭС, которые на волне обсуждения законопроектов о реформировании электроэнергетики начинают себя вести достаточно непредсказуемо". "Достаточно легко заработать деньги, заранее зная, что против топ-менеджера какого-нибудь уважаемого эмитента будет возбуждено уголовное дело, - приводит пример юрист ИК "Проспект" Эльдар Назмутдинов. - Возможно, в реальности никакого дела не будет или оно не дойдет до суда, но у обладателя инсайдерской информации будет достаточно времени, чтобы взять банк".
Законопроект определяет инсайдерскую информацию как "любые нераскрытые сведения, относящиеся к ценным бумагам и операциям с ними, а также эмитенту этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, раскрытие которых может оказать существенное влияние на рыночную цену указанных ценных бумаг ".
Как заявлял в феврале председатель ФКЦБ Игорь Костиков, использование инсайдерской информации является "не просто нарушением, оно является преступлением и должно грозить профучастникам фондового рынка лишением свободы". Законопроект вполне отвечает этим чаяниям: уголовное дело может быть начато против любых лиц или организаций, обладающих инсайдерской информацией, если ФКЦБ заподозрит, что они передавали эти сведения третьим лицам или, руководствуясь "секретными" данными, совершали какие-либо сделки. Преступлением является даже выдача на основе инсайда рекомендаций о купле-продаже акций. Чтобы ФКЦБ было легче обнаружить нарушителей, законопроект обязывает всех профучастников рынка ценных бумаг ежедневно докладывать комиссии обо всех сделках, заключенных накануне.
Участники рынка шокированы инициативой регулятора. "Не могу поверить, что в таком виде он [законопроект] может быть принят", - говорит Сотников из "ТРИНФИКО". "Исходя из норм документа, инсайдером может быть признан официант, который обслуживал банкет, на котором [президент Владимир] Путин высказал недовольство [председателем правления РАО ЕЭС Анатолием] Чубайсом, - отмечает Назмутдинов из ИК "Проспект". - Не стоит принимать этот законопроект только для того, чтобы, исходя из возможности по-разному толковать его нормы, давать ФКЦБ лишние шансы прицепиться к неугодному участнику [рынка ценных бумаг]". По его мнению, комиссия все равно не справится с огромным объемом работы по выявлению всех сделок с инсайдерской информацией, а правоохранительные и следственные органы вряд ли смогут доказать наличие состава преступления по делам, связанным с инсайдом. На это секретарь ФКЦБ Надежда Захарова говорит, что закон об инсайдерской информации необходим рынку, а его недостатки можно будет при необходимости исправить перед вторым чтением в Госдуме.
Анастасия Онегина, Ведомости 06 марта 2003, Ведомости (online)
06/03/2003Оригинал материала