В гостях: Игорь Костиков
11 Марта 2003 [16:08-16:30],
В гостях: Игорь Костиков
Ведущие: Алексей Дыховичный
11 марта 2003 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Игорь Костиков - председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Эфир ведет Алексей Дыховичный.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Добрый день, в студии радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Дыховичный, наш сегодняшний гость – Игорь Костиков, председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Игорь Владимирович, добрый день.
И. КОСТИКОВ – Добрый день.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Изменения в законе о рынке ценных бумаг, вступление в силу новой редакции закона – такова наша тема. Но вот эти изменения, начнем все-таки чуть-чуть с предыстории, эти изменения достаточно легко, можно сказать, прошли ГД 13 сентября, буквально через 13 дней, 26 сентября, СФ их принял, и дальше возникла некоторая остановка, речь зашла о возможности вето президента, вето было наложено, правда, мягкое, но вот все-таки, в конечном итоге закон вступил в силу. Если можно, чуть-чуть о предыстории, что произошло, почему могло быть наложено это вето, почему все-таки мягкое вето было наложено, в чем был конфликт и как его удалось разрешить?
И. КОСТИКОВ – Я бы хотел сказать, опять же, немножко предыстории, закон сам обсуждался в Думе довольно долго, он шел два года почти, и в ходе этого обсуждения он сильно изменился. Когда его вынесли на голосование, он прошел практически большинством голосов небывалым, там почти никого не было против этого закона, было 3 голоса, но когда он пришел на рассмотрение президента, то стало очевидно, что за два года он сильно изменился, и он нуждается в некоторой чистке для того, чтобы не потерять логику самого закона, чтобы добиться тех результатов, которые нам нужны, чтобы рынок был справедливым, честным и прозрачным. Потому что ради этого, в общем, принимался этот закон. И таким образом родился президентский вариант закона о рынке ценных бумаг, поправок в закон о рынке ценных бумаг, который в конечном итоге был принят в прошлом году, в конце прошлого года, ГД, большинством голосов абсолютным, не было ни против, ни воздержавшихся, а также он был принят в СФ, и 31 декабря, в канун Нового года, его подписал президент. С 4 января он вступил в силу.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Справедливый, честный и прозрачный. Что это такое, как это?
И. КОСТИКОВ – Я думаю, что очень многие из наших граждан, которые работают на фондовом рынке, они задаются вопросом, а где взять информацию, а кто за эту информацию отвечает, а как мы должны относиться к тем сделкам, которые проходят на рынке? И все эти вопросы зачастую не находили достаточного полного ответа. Мы часто говорили о том, что вот, на российском фондовом рынке небывало высокий уровень манипулирования ценами, что у нас используют инсайд, но реально, когда мы подходили к вопросу регулирования или ответственности за подобного рода нарушения, с точки зрения, например, западного регулирования, это уголовное преступление, то рычагов воздействия на участников рынка, это имеются в виду не только профучастники, это и в значительной степени многие инвесторы себя таким образом вели, не было. И вот этот закон вводит соответствующие определения, нам прежде, чем идти дальше, нужно ввести определение манипулирования ценами, что принципиально меняет весь, я бы сказал, ландшафт на рынке ценных бумаг.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это очень интересно, что такое манипулирование ценами, потому что в моем представлении обычного потребителя, не специалиста, рынок ценных бумаг – это и есть манипулирование ценами?
И. КОСТИКОВ – Я бы ответил на это так, т.е. этот вопрос, для этого рынок и существует, и когда мы например сейчас говорим о том, что нужно сделать следующий шаг, вносить изменения в уголовный кодекс, вводить уголовную ответственность за манипулирование ценами, то многие юристы нам отвечают таким образом, для этого есть фондовый рынок, зачем мы будем за это наказывать?
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это не только, значит, у обычного потребителя такое представление?
И. КОСТИКОВ – Да, я с этим согласен, но когда мы начинаем объяснять, в чем суть проблемы, т.е. когда у вас есть неоправданное рыночное преимущество перед остальными, т.е. когда вы не пользуетесь информацией, доступной всем, а когда вы получаете какой-то эксклюзивный источник информации, к которому у других нет доступа, и на базе этой информации осуществляете сделки, т.е. это инсайдеровская информация, она как правило служебная, и используете эту информацию через сделки для получения дополнительного дохода, то вот это есть манипулирование ценами. Или когда у вас нет этой информации, но вы создаете информацию, на базе которой начинает рынок расти, и вы опять за счет этого получаете доход, неоправданный доход, потому что основы для роста не было. Или основы для падения не было. Мы помним несколько случаев, которые происходили в прошлом году, если вы помните историю с московской налоговой полицией весной прошлого года, когда они объявили о том, что Газпром не заплатил налоги государству, на следующий день объявили, что они ошиблись, и все налоги были вовремя уплачены. Так вот, за счет падения и роста цен на акции Газпрома за 6 минут один из участников операций на рынке заработал 1,5 миллиона долларов.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это создаете информацию?
И. КОСТИКОВ – Да.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот создали эту информацию…
И. КОСТИКОВ – Создали информацию, на ней заработали, но фактически это что означает, что эти деньги отобрали у других участников рынка.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Как доказать, что она была создана, что не действительно ошиблись, как эту ниточку вытянуть?
И. КОСТИКОВ – Это уже проблема следствия, т.е. следующий вопрос, который возникает, во-первых, есть специальные методики, я не буду о них говорить, потому что это в общем составляет служебную тайну регулятора, определение тех фактов, которые мы считаем манипулированием ценами, и дальше возникает проблема изучения информации и подготовки для дальнейшего использования в уголовном процессе, т.е. в целом могу сказать, это все базируется на нашей всем хорошо известной экономической статистики, математической статистики, т.е. это дает звонок для того, чтобы можно было установить этот факт, дальше идет обычное изучение информации. Я бы хотел еще отметить, что здесь особую роль играют организаторы работы, потому что биржи, организаторы работы у нас в России, как и во всем мире, на них возлагается в значительной степени та роль, чтобы определить факт, что вот они увидели искажение цен на рынке, и они должны сообщить регулятору. Но мы не оставляем это только за биржами, и я хотел бы отметить, что за прошлый год нами совместно с нашими немецкими коллегами, регуляторами из Германии, введен в строй аппаратный комплекс, это информационная система, которая позволяет выявлять манипулирование ценами на рынке, т.е. на сегодняшний момент она работает в тестовом режиме, и в конце марта она начнет работать уже в нормальном режиме, которая нам будет подсказывать, что обратите внимание на эту сделку, обратите внимание на ту сделку. И таким образом мы будем иметь правильную информацию не только самих бирж, но и сами сможем в полном объеме контролировать организованный рынок ценных бумаг для того, чтобы обезопасить наших рядовых в первую очередь инвесторов и рядовых граждан, которые приходят на рынок.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Напомню, что Игорь Костиков, председатель федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, у нас в гостях, мы сейчас прервемся ненадолго на новости, потом вернемся к нашему разговору.
НОВОСТИ
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Ну что же, мы продолжаем, у нас в студии Игорь Костиков, председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Мы говорим об изменениях закона о рынке ценных бумаг, о вступлении в силу его новой редакции. Вы сказали, что он будет регулировать в том числе и незаконное получение информации на непосредственно этом рынке. Наверняка, к примеру, многие чиновники, наверное, обладают такой информацией, но председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, не Вы, любой председатель тоже обладает этой информацией. Каким образом этот закон будет регулировать невозможность получения этой информации непосредственно от вас, своя рубашка, она ближе к делу?
И. КОСТИКОВ – Я бы начал с того, что к сожалению этот закон пока еще не регулирует использование служебной информации для всех, т.е. у нас сейчас идет дискуссия в Думе по закону об инсайдеровской информации, и мы рассчитываем, он очень нужен в этом году, потому что на следующий год пенсионные накопления начнут поступать на рынок, и нам этот вопрос нужно закрыть в этом году. Мы надеемся, что он будет принят. Но что касается как раз ФКЦБ, то уже в этом законе есть соответствующая статья, которая прямым текстом говорит о том, что федеральная комиссия обязана соблюдать конфиденциальность предоставленной ей информации, т.е. именно в отношении нас, в отношении работников и руководителей федеральной комиссии, закон уже такое требование устанавливает.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Наказание уголовное?
И. КОСТИКОВ – Наказание уголовное, да.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Открытость информации, в том числе, была Вами перечислена. Доступность этой информации, как это будет фактически выражена?
И. КОСТИКОВ – Доступна, я думаю, что вы наверное помните, что ФКЦБ неоднократно получала разного рода призы за то, что она является ведомством с наиболее открытой политикой в отношении прессы, и мы стараемся поддерживать, к сожалению, у нас не всегда хватает финансовых ресурсов, у нас сервер то падает, то снова начинает работать, но мы все-таки стараемся его поддерживать, мы эту проблему в этом году решим. И все наши решения, все наши действия, все, даем обязательно раскрываем прессе. Кроме всего прочего, наша обязанность – это раскрывать информацию об эмитентах, которые работают на рынке. Вот это то ключевое, что регулятор делает, и не только российский регулятор, это регулятор и во всем мире. Наша задача – обеспечить раскрытие информации эмитентами, это касается как раскрытия информации для инвесторов в ходе эмиссии, так и затем раскрытие информации ежеквартально, ежегодно, потому что без этой информации инвестор не в состоянии принимать решение об инвестировании в тот или иной вид актива.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Игорь Владимирович, не все мы знаем термины, не все разбираемся, раскрытие информации об участниках рынка?
И. КОСТИКОВ – Речь идет об акционерных обществах, которые продают свои акции и облигации на рынке инвесторам, и эти акционерные общества должны раскрывать информацию о своей хозяйственной деятельности, о своих корпоративных событиях, все, что у них происходит. И есть специальное регулирование, в том числе в этом законе большая глава посвящена приведению в соответствие с международными стандартами регулирование, каким образом и какую информацию эмитенты, т.е. те акционерные общества, которые работают на рынке, должны раскрывать широкой публике, т.е. это то, что мы отслеживаем, и это одна из главных регулирующих функций федеральной комиссии. В связи с этим, кстати сказать, у нас получилось так, что уголовная ответственность за не раскрытие такой информации или за ложную информацию, которая раскрывает эмитентов, у нас получилось, была принята раньше, они вносились одновременно с законом, но в апреле прошлого года были приняты поправки в УК, которые ввели уголовную ответственность за то, что эмитент не раскрывает информацию, которую ему положено по закону, или которую эмитент скрывает информацию или ложную информацию дает инвесторам о себе, таким образом вводя инвесторов в заблуждение. На это уже установлена уголовная ответственность, и она вступила в силу в апреле прошлого года.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Мы все помним скандалы, связанные, предположим, с "Энрон", да, подобные конфликты, не конфликты, прошу прощения, подобные дачи неверной информации, в результате чего зарабатываются большие деньги, раз она возможна там, у нас наверняка все равно как-то что-то будут.
И. КОСТИКОВ – Я бы на это ответил таким образом, конечно, "Энрон" поставил проблему и раскрытия информации, и даже я бы сказал более широко – проблему корпоративного поведения, корпоративного управления. Вы наверное знаете, что комиссия на протяжении 3 лет активно участвовал в работе и в очистке, скажем так, корпоративного поведения наших крупнейших эмитентов, был принят корпоративный кодекс, корпоративного поведении в России, он активно принимается сегодня эмитентами, работает, и мы это видим, под него были созданы регулятивные механизмы, что очень важно, т.е. на самом деле была очень серьезная критика России за 90-е гг., где такого рода скандалы, да если вспомните, еще 2-3 года назад, такого рода скандалы в России случались. И пресса о них писала, и вы наверное о них не раз говорили. Сегодня их все меньше и меньше. Если вы посмотрите, за последний год таких скандалов было совсем немного. Мы считаем, что это в целом показатель изменения отношения эмитентов к российскому инвестору, к российскому фондовому рынку вызваны изменением регулятивной среды и понимания инвестиционного процесса. Конечно, застрахованным, еще раз хочу сказать, от подобного рода нарушений быть невозможно, но изменения в уголовный кодекс и те изменения в закон, которые вошли в закон о рынке ценных бумаг, который был принят 31 декабря прошлого года, вступил в силу 4 января, они обеспечивают существенно более высокий уровень прозрачности эмитентов, чем было до того. И мы считаем, что это очень существенный шаг в прозрачности и справедливости российского фондового рынка, и инвестор это оценивает, уже оценивает.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Нынешняя редакция закона о рынке ценных бумаг, она соответствует аналогичным законам западных стран, США, Японии и т.д.?
И. КОСТИКОВ – Я бы не сказал, что она однозначно соответствует, потому что нужно выбирать какую-нибудь одну страну и смотреть, потому что все законы разные. Есть принципы. Нынешняя редакция закона, она существенно ближе к принципам IOSCO – это международная организация регуляторов фондового рынка, где Россия тоже является членом, и у нас есть еще вопросы, которые нужно в законе решать. Это и регулирование регистраторско-депозитарной деятельности, это и проблемы, связанные с биржами и биржевой деятельностью, потому что мы не считаем, что на сегодняшний день закон до конца отрегулирован, нам не удалось в этом законе до конца отрегулировать этот вопрос. Но что касается раскрытия информации, что касается деятельности эмитентов, то на сегодняшний день он абсолютно соответствует международным стандартам и принципам международных организаций.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Т.е. волосы дыбом у западного инвестора вставать….?
И. КОСТИКОВ – Абсолютно не будут. И вы, если обратили внимание, то с нового года вначале российский инвестор опять начал возвращаться на рынок, если вы помните, 20 мая прошлого года российский рынок, по рыночной капитализации достиг абсолютного максимума.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Что вы ждете в дальнейшем, в ближайшее время, в обозримом будущем на рынке ценных бумаг в связи с введением?
И. КОСТИКОВ – Я могу так сказать, что российский рынок, в отличие от рынка американского или европейского, на сегодняшний день все еще недооценен. И поэтому инвестор, безусловно, может рассчитывать на увеличение стоимости активов, на рост российского рынка ценных бумаг. Конечно, на этот аспект влияют и внешние факторы, это и состояние мирового рынка капитала, это и проблемы вокруг Ирака, это и цена на нефть, это и наши внутренние экономические факторы, но в целом в связи с тем, что наш рынок недооценен, рост на этом рынке будет. Кроме всего прочего, мы считаем, что в уже самое ближайшее время начнется приход более широкого числа эмитентов на рынок так же, как мы стимулировали создание срочного рынка капитала, а дальше мы стимулировали создание рынка заемного капитала, за последние два года эти два сегмента фондового рынка были сформированы, и мы рассчитываем, что мы увидим гораздо большее количество эмитентов на российском рынке капиталов в ближайшие год-полтора, потому что рынок созрел, и с учетом тех изменений, которые регулятивно происходят, и того отношения, которое к этим изменениям выражает инвестор, как российский, потому что наш российский инвестор на сегодняшний день голосует ногами, и мы видим, что деньги приходят, и второй раз у нас импульс роста цен на рынке начинается с возврата снова российского инвестора, год назад и сейчас, и только потом следует инвестор международный, т.е. мы видим явный оптимизм, который испытывает инвестор по тому, как меняется регулятивная среда на фоне политической стабильности и экономической стабильности в стране.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Вы ждете средних или крупных, если крупных, то кого, эмитентов?
И. КОСТИКОВ – Я бы так сказал, что большинство крупных эмитентов уже оперирует на российском рынке, и все в большей степени начинает ориентироваться на внутренний рынок, нежели на внешний, потому что если вы посмотрите размер рыночной капитализации, т.е. привлечения, я бы сказал, за прошлый год, у нас 4,2 млрд. долларов было привлечено российскими эмитентами, в основном, на внутреннем рынке такого не было никогда. И крупные российские эмитенты все больше начинают понимать, что тот ресурс, который они ищут для своего развития, дешевле и эффективнее, привлекательнее на внутреннем рынке, чем идти через международные каналы привлечения капитала. Мы не отрицаем эти каналы, мы их поддерживаем, безусловно, потому что российский рынок – это все-таки часть мирового рынка капитала, но мы видим то, что тенденция в большей степени на работу на российском рынке начинает развиваться.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Ситуация вокруг Ирака, я не спрашиваю у Вас, у председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, в чем причина возможной войны между США и Ираком, мне интересно, как эта возможная война может повлиять на рынок ценных бумаг в России, раз, и два – на стоимость нефти, мировая стоимость?
И. КОСТИКОВ – Я бы так сказал, что такие прогнозы, если вы спросите у серьезных аналитиков, то они вам скажут, что они не берутся предсказывать, что будет после окончания, если будет война в Ираке, что произойдет после этого. И то, что я вам скажу, это скорее гадание на кофейной гуще, но могу вам сказать следующее, что конечно на ситуацию на российском рынке капиталов, безусловно, влияет цена не нефть, т.е. поскольку на сегодняшний день основные активы российского рынка – все еще активы энергетические, в большей степени нефтяные, то именно эта часть рынка, она зависит от цены на нефть, естественно, инвестор идет туда, где наибольшая активность показывается, в связи с ценой на нефть это нефтяной сектор. Но все больше и больше у нас развивается часть, пищевая промышленность, другие сектора. Теперь, когда мы говорим, что же произойдет, я считаю, что, мой взгляд, что не следует ожидать очень бурного падения цены на нефть…
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – В случае победы американцев?
И. КОСТИКОВ – Да, в случае победы американцев, конечно, тут, на мой взгляд, два фактора, потому что будет достаточно сложно восстановить производственные мощности в Ираке, и уже общеизвестно, что Кувейт сворачивает свое производство в связи с возможными военными событиями в Персидском заливе, т.е. будет выпадение какой-то части нефтяного производства, плюс я, например, не вижу источника возмещения этого выпадения объемов.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Т.е. Россия может стать монополистом на мировом рынке?
И. КОСТИКОВ – Я бы не сказал, не будем говорить, что Россия будет монополистом, Россия и на сегодняшний день занимает если не лидирующее, то одно из лидирующих мест на нефтяном рынке, но говоря о цене на нефть, о том, что она будет падать, то я бы не стал ожидать очень серьезного падения этой цены сразу после событий, если будут такие события в Ираке, т.е. это будет, возможно какое-то отступление, но это займет какое-то время, восстановление производящих мощностей, потому что на сегодняшний день, я говорю, я не вижу, откуда может быть восполнен тот даже, скажем, относительно, он достаточно большой все-таки, но относительно небольшой для мирового производства, объем производства нефти в Ираке и в Кувейте в связи с сокращением, потому что остается Венесуэла, которую мы все с вами знаем, что тоже не все просто с экономической ситуацией, с политической ситуацией, т.е. непонятно, как Венесуэла сможет справиться с такого рода ростом. Я думаю, что это тоже не очень реально. Но в долгосрочной перспективе надо говорить о том, что потребности в нефти вряд ли будут серьезно падать. И источников, опять же, возмещения этого ресурса не так много, это все-таки ограниченный ресурс.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Игорь Владимирович, увы, пора заканчивать, единственное, последний такой вопрос, да/нет – правильно ли я понял, что в случае удачного исхода для американцев войны в Ираке, они экономические задачи, на Ваш взгляд, свои экономические задачи так вот в одночасье решить не смогут?
И. КОСТИКОВ – Думаю, что нет. И многие американские аналитики предсказывают, что вряд ли таким образом Америке удастся выйти из той экономической ситуации, в которой она сейчас находится.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Игорь Костиков, председатель федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, был у нас в гостях. Игорь Владимирович, спасибо Вам.
И. КОСТИКОВ – Спасибо вам большое.