Оговорка по Костикову
Швейцарская "страшилка"
Итак, чем же так напугал финансовую общественность Игорь Костиков? По версии одной из центральных газет (позже ее опровергнет пресс-секретарь ФКЦБ Илья Разбаш), г-н Костиков сообщил, что Центральный банк Кипра делится с комиссией всей информацией о бенефициарных владельцах российских компаний, зарегистрированных на острове. То есть конфиденциальность информации о реальных владельцах открытых на Кипре компаний, ради которой российский бизнес и осваивал остров, уже год как фикция. Параллельно в Женеве стало известно о планах ФКЦБ внести поправки в Уголовный кодекс, ужесточив наказание за уклонение от уплаты налогов.
Первое ощущение от услышанного – все это очень похоже на правду. Во-первых, борьба с отмыванием грязных денег на протяжении прошлого года оставалась одной из главных задач и ЦБ, и Минфина, и специально созданной для этих целей службы финансового мониторинга. Во-вторых, несмотря на новую затяжку с урегулированием этнополитического конфликта нак острове, Республика Кипр все же должна вступить в ЕС, а единая Европа предъявляет жесткие требования к финансовым операциям, проводимым на своей территории.
"Уже никто никого не сдает..."
В интервью Граням.Ру Илья Разбаш подтвердил высказанный накануне тезис о том, что журналисты поняли Игоря Костикова неверно: "Получаемая нами от кипрской стороны информация строго конфиденциальна и не подлежит предоставлению третьим лицам... И вообще: кипрский Центробанк не предоставляет нам информации о бенефициарах компаний, поскольку по меморандуму мы можем действовать только в рамках законов республики Кипр".
Речь, напомним, идет о меморандуме, подписанном ровно год назад председателем ФКЦБ и главой Центрального банка Кипра. Речь в нем идет о сотрудничестве, в том числе и об обмене информацией. Отчасти содержание документа известно (и вывешено на официальном сайте комиссии), отчасти он конфиденциален.
Как появился документ? Дело в том, что большинство участников российского фондового рынка предпочитают работать через офшорные структуры. "В России нет ни одного крупного игрока, который не имел бы своих офшорных компаний. Надо только покопаться в консолидированных балансах каких-нибудь 'альф' или 'никойлов'", - заметил в беседе с Гранями.Ру один из профессиональных участников рынка. Что важно, ничего предосудительного в такой форме организации бизнеса нет: даже главный банк страны предпочитает размещать свои резервы в международных зонах наибольшего экономического благоприятствования (помните историю с цэбэшной Fimaco?)...
Так вот: год назад ФКЦБ решила выяснить, кто же все-таки с российскими ценными бумагами работает. То есть кто за этими офшорными компаниями стоит. Так и появился российско-кипрский меморандум.
Так или иначе, но раскрывать информацию в качестве жеста доброй воли кипрские власти не намерены - разве что при наличии соответствующего решения суда. Потому самое большее, что может получить от киприотов автор такого рода запроса с российской стороны, это в том духе, что у местных "антиотмывочных" органов претензий к упомянутой компании нет.
Чтобы все это значило?
Означает ли вышесказанное, что вопрос со швейцарским заявлением Игоря Костикова закрыт? Видимо, нет. И самый важный из остающихся вопросов: кому это нужно? Зачем Игорь Костиков вначале припугнул отечественных финансистов (мол, мы про вас все знаем, причем уже давно), а затем устами своего пресс-секретаря заявил, что его неверно поняли (точной записи нет, протокол не велся)?
Версию об оговорке, элементарном ляпе можно отмести как несостоятельную: руководитель ФКЦБ – человек опытный и серьезный, слов на ветер не бросающий. Тогда на что же был расчет?
Прежде всего, разговоры о том, что офшорный бизнес на Кипре россиянам лучше свернуть, ведутся последние года три. Говорят, что "в авторстве" подозреваются структуры, готовые предложить владельцам кипрских офшоров новые варианты. "Рынок консалтинговых услуг по налоговой оптимизации давно поделен, - заметил один из профессиональных участников рынка. - Оттого фирмы, обслуживающие конкурирующие с Кипром юрисдикции, заинтересованы в перетягивании клиентов. А здесь все способы хороши..."
И еще одна версия: как вспомнили некоторые из опрошенных Гранями.Ру экспертов, наметившаяся в прошлом году тенденция к репатриации "утекших" капиталов несколько застопорилась. В то же время возвращение офшорных денег в Россию было бы весьма кстати, особенно в предвыборный год, когда это важно не только по экономическим соображениям. А заявления, подобные тому, что прозвучало в Швейцарии, способны подтолкнуть сомневающихся к репатриации капиталов.
Ярослав Скворцов