Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Костиков Игорь Владимирович

Интернет-конференция
Председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
Костикова Игоря Владимировича

Обзор публикаций СМИ


Новое в процедуре эмиссии ценных бумаг

25 февраля 2003 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг провела семинар, посвященный изменениям и дополнениям, внесенным в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".

Открывая заседание, Председатель ФКЦБ России Игорь Костиков отметил, что главной особенностью новой редакции Закона является то, что в нем утверждаются принципы справедливости и свободы.

Любое нарушение на рынке всегда связано с нарушением справедливости и свободы. Имеется в виду свобода инвестора, а не профессионального участника рынка, потому что профучастники обслуживают интересы инвесторов: если не будет инвесторов, то не будет и инвестиций. Тогда не будет работать и механизм перераспределения сбережений, в первую очередь сбережений населения, в инвестиции, в экономику. Именно этот переток и должны обеспечить профучастники рынка. Ведь основная масса потенциальных российских инвесторов - обычные люди, которые ходят по улицам. И они должны понимать, что их не обманут, а поступят с их деньгами справедливо и они будут свободны в своем выборе. Поэтому поправки в Закон "О рынке ценных бумаг" и позволяют выстраивать справедливый и свободный рынок.

И. Костиков подчеркнул также, что закон ставит преграды манипулированию ценами на финансовом рынке. Манипулирование ценами на российском рынке является довольно частым явлением и Комиссия в своей деятельности с этим сталкивалась постоянно. К сожалению, ФКЦБ России не могла принимать к нарушителям никаких мер, у нее на это не было прав. В новом Законе дано определение манипулирования, что позволяет заниматься расследованием таких случаев. И совсем недавно было принято постановление ФКЦБ России, которое в данный момент находится в Минюсте на регистрации. Оно детально описывает, как проводятся проверки сделок, насчет которых у ФКЦБ есть подозрения. Для многих компаний, которые привыкли работать на рынке по-старому, это будет тяжелая перемена, поскольку те, кто привык манипулировать ценами, будут вынуждены полностью перестроить свой бизнес. Комиссия не собирается идти с такими компаниями на компромиссы, и это очень важный этап развития фондового рынка.

На семинаре работало пять секций. Мы публикуем краткое изложение из сообщений, которые были сделаны на секциях "Эмиссия ценных бумаг" и "Раскрытие информации эмитентом".

Изменения, внесенные в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", вступившие в силу с 4 января 2003 года, устраняют многие коллизии, которые сохранялись в предыдущей его версии.

Прежде всего это касается изменений, которые определяют требования к эмиссионным ценным бумагам. Так, изменения, внесенные в ст. 2, не допускают выпуск акций на предъявителя. Закон четко определяет, что акция является именной эмиссионной бумагой. И к акциям, согласно нормам ст. 16 Закона, будут предъявляться требования о выпуске только бездокументарной формы именных эмиссионных ценных бумаг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В то же время эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. И одновременно, согласно нормам Закона, с момента его вступления в силу сертификаты эмиссии ценных бумаг, выданные ранее, будут приравниваться к выпискам из системы ведения реестра эмиссионных ценных бумаг.

ОПЦИОН ЭМИТЕНТА

В Законе предусмотрена новая форма эмиссионных ценных бумаг - опцион эмитента. Раньше обращение этого вида ценных бумаг регулировалось только постановлением ФКЦБ 1997 года. И было зарегистрировано всего лишь два опциона компании "Татнефть". А поскольку данная эмиссионная ценная бумага не была упомянута в предыдущей версии Федерального закона, в стране не существовало практики ее применения. Законодатель определяет опцион как именную ценную бумагу, и это означает, что на нее распространяются все требования Закона и нормативных актов ФКЦБ в части индексации и перехода прав на ценную бумагу. Принятие решения о выпуске опциона и его непосредственное размещение осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" в части о размещении ценных бумаг, конвертируемых в акции. Эти требования декларируются ст. 39 этого Закона. Законодателем установлены также некоторые ограничения, касающиеся эмиссии опционов, - в частности, в ст. 27.1 Закона "О рынке ценных бумаг" оговорено, что невозможно размещение опциона до полной оплаты уставного капитала. Эмитент не вправе начать размещение ценных бумаг, если объемы акций эмитента меньше, чем количество акций, право на приобретение которых предоставляет такой опцион. И количество акций определенного типа или типов, право на приобретение которых предоставляет опцион, не может превышать 5% акций этого типа или типов, размещенных на дату представления документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.

НАЧАЛО ЭМИССИИ

В ст. 19 Закона "О рынке ценных бумаг" внесены существенные изменения в части определения процедуры эмиссии ценных бумаг. Раньше эмиссия ценных бумаг начиналась с принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг. В связи с внесенными изменениями принятие обществом решения о размещении ценных бумаг является лишь первым этапом процедуры эмиссии.

Определение процедуры начала эмиссии ценных бумаг - это в значительной части определение последующих прав и обязанностей, связанных с признанием выпуска или состоявшимся, или недействительным. Ст. 26 признано, что под недобросовестной эмиссией подразумеваются также те действия, которые сопровождаются нарушениями процедуры эмиссии ценных бумаг. Обнаружение явных нарушений процедуры приводило чаще всего к отказу в регистрации выпуска ценных бумаг и могло также повлечь практически приостановку эмиссии ценных бумаг. Таким образом, основания для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся оцениваются на всех этапах процедуры эмиссии.

Необходимо учесть, что решение о выпуске ценных бумаг представляет собой документ, зарегистрированный исполнительным органом власти по рынку ценных бумаг или другим органом, который имеет право осуществлять регистрирующие функции, и содержит данные, достаточные для установления прав на эмиссию ценных бумаг. Основаниями для решения о выпуске ценных бумаг являются решения общего собрания акционеров и совета директоров. Они принимаются по форме, определенной Законом, в соответствии со ст. 28 Закона "Об акционерных обществах". Надо также отметить, что если эмитентом допущены некоторые нарушения, то может быть принято решение об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРОСПЕКТА ЭМИССИИ

В Закон внесены концептуальные изменения, связанные с подготовкой и государственной регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг и раскрытием информации при эмиссии. В соответствии со ст. 19 Закона подготовка и государственная регистрация проспекта эмиссии требуется в двух случаях: размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки (публичном размещении) и путем закрытой подписки (если число приобретателей превышает 500). В предыдущей редакции Закона был предусмотрен еще один случай - если объем эмиссии превышает 5 млн. руб. В новой редакции эта норма отсутствует, и мы надеемся, что для многих эмитентов, которые выпускают ценные бумаги по закрытой подписке, даже при значительном объеме выпуска это станет значительным послаблением, поскольку подготовка проспекта эмиссии - процесс трудоемкий, требующий значительного вложения средств и времени.

В новой редакции ст. 19 указано, что если государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. Предоставление такой возможности обусловлено запрещением обращения эмиссионных ценных бумаг до полной их оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска, а также запрещением их публичного обращения до регистрации проспекта (ст. 27.6). Заметим, что само определение публичного обращения дается в ст. 2 Закона и также является новеллой. Под публичным обращением ценных бумаг законодатель понимает обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж либо иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также обращение ценных бумаг путем предложения неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы этих ценных бумаг. Таким образом, любое общество, которое разместило ценные бумаги по закрытой подписке без регистрации проспекта, имеет возможность в последующем зарегистрировать проспект и правильно организовать вторичное обращение своих ценных бумаг на организованном рынке или продолжить эмиссию своих ценных бумаг среди неограниченного круга лиц.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

В Закон внесены также значительные изменения, затрагивающие процедуру раскрытия информации обществом в процессе эмиссии. В процессе эмиссии обязательства по раскрытию информации возникают у эмитента в двух случаях - во-первых, регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта, во-вторых, каждый этап процедуры эмиссии сопровождается раскрытием информации.

В первом случае требования по раскрытию информации применимы, только если проспект представляется на государственную регистрацию одновременно с решением о выпуске ценных бумаг.

Во втором случае - при размещении ценных бумаг путем открытой подписки у эмитента возникает обязанность публиковать информацию о принятии решения о выпуске ценных бумаг в средствах массовой информации тиражом не менее 10 тыс. экземпляров. В предыдущей редакции Закона тираж должен был составлять более 50 тыс. экземпляров. Еще одна новелла Закона - при размещении ценных бумаг непосредственно путем закрытой подписки эмитент также обязан публиковать информацию о государственной регистрации эмиссии ценных бумаг в печатном органе массовой информации с тиражом более 1000 экземпляров. Раньше законодатель не устанавливал каких-либо обязательств о раскрытии информации при размещении ценных бумаг путем закрытой подписки.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ

Изменения коснулись и государственной регистрации при размещении ценных бумаг. Во-первых, ранее существовала определенная правовая позиция по размещению ценных бумаг при учреждении акционерных обществ, а также при их реорганизации путем слияния, разделения, выделения и преобразования. Так, не допускалось размещение ценных бумаг без государственной регистрации их выпуска в ФКЦБ, хотя, по существу, по тем документам, которые предоставлялись в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, было известно, что регистрация уже проводилась ранее. Данная коллизия была разрешена в новой редакции, и в соответствии со ст. 19 при учреждении акционерного общества или при реорганизации юридических лиц в форме слияния, разделения, выделения и преобразования размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска.

Во-вторых, расширены полномочия регистрирующего органа по предъявлению требований к порядку принятия эмитентом решений, являющихся основаниями для эмиссии ценных бумаг. Для государственной регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган исчерпывающий перечень документов, определенный ст. 20 Закона. В частности, для государственной регистрации выпуска ценных бумаг наряду с заявлением о государственной регистрации эмитентом предоставляются также документы о соблюдении процедуры государственной регистрации и требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг. Следует отметить, что федеральные органы исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливают исчерпывающий перечень документов, предоставляемых обществом для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

В-третьих, ранее действовавшая редакция ст. 20 Закона предусматривала только два действия регистрирующего органа по итогам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг: саму государственную регистрация выпуска ценных бумаг и, в случае нарушения эмитентом требований законодательства Российской Федерации, отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Теперь у регистрирующего органа есть возможность приостановить эмиссию на 30 дней и провести проверку сведений, изложенных в документах, представленных на государственную регистрацию выпуска. Это также является новеллой Закона, и для ФКЦБ и для эмитента это - большой плюс. ФКЦБ может, не отказывая эмитенту в регистрации выпуска, разобраться с теми документами, которые представил эмитент, и принять обоснованное решение.

Кроме того, есть еще одно изменение, внесенное в Закон, - присвоение государственного регистрационного номера выпуску ценных бумаг. Согласно ст. 2 Закона, "ценным бумагам одного эмитента, имеющим одинаковые права и одинаковую номинальную стоимость, должен присваиваться единый государственный регистрационный номер". Практика свидетельствует, что у общества может быть несколько выпусков как обыкновенных именных акций, так и привилегированных. Каждый из этих выпусков имеет свой индивидуальный номер, и для публичного обращения ценных бумаг градация такого рода не совсем приемлема, так как каждый выпуск, по сути, торгуется самостоятельно, что отрицательно влияет на деятельность рынка в целом.

Можно выделить два существенных изменения, которые были внесены в Закон по самой процедуре размещения ценных бумаг. Первое касается сроков размещения: в соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 24 этот срок ограничивался 1 годом с даты начала эмиссии, то есть с даты принятия решения о выпуске ценных бумаг. Новая редакция Закона увеличивает этот срок - сейчас он составляет 1 год с момента государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Второе - ранее действующая редакция ст. 24 устанавливала ограничение на возможность размещения ценных бумаг ранее, чем через 2 недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна была быть раскрыта в соответствии с требованиями Закона. Фактически данное требование применялось только к тем ценным бумагам, которые размещались путем открытой подписки, - теперь устанавливаются ограничения на размещение ценных бумаг также и для закрытой подписки.

Надо отметить также и требования к новому участнику рынка ценных бумаг финансовому консультанту. Согласно Закону при публичном размещении ценных бумаг проспект эмиссии ценных бумаг эмитента должен быть подписан финансовым консультантом.



3, стр. 12-14, Журнал для акционеров
25/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Костиков И.В.
ФКЦБ России
Обзор СМИ
Отчет о конференции:
СМИ о конференции
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФКЦБ России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Финмаркет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации