НАУФОР объединяет брокеров без разрешения ФКЦБ
госрегулирование
В пятницу истек срок рассмотрения Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) прошения Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) о возобновлении разрешения на деятельность в качестве саморегулируемой организации (СРО). Однако никакого решения принято не было, и, судя по всему, в ближайшее время этого не произойдет.
ФКЦБ выражает крайнее недовольство деятельностью ассоциации и считает, что она не может быть СРО.
История с разрешением НАУФОР началась летом прошлого года. Тогда
ФКЦБ отменила лицензирование СРО и, согласно вступившему в силу закону "О лицензировании", вместо лицензии стала выдавать разрешение на работу в статусе саморегулируемой организации. При этом ранее выданные лицензии автоматически приравнивались к разрешениям (см. Ъ от 12 августа 2002 года).
Действие разрешения НАУФОР истекло 30 августа. По словам члена
ФКЦБ Александра Плешакова, с тех пор комиссия строила свои отношения с НАУФОР "как с ассоциацией, объединяющей профучастников рынка и планирующей получить разрешение
ФКЦБ на осуществление деятельности в качестве СРО".
Соответствующие документы на продление разрешения ассоциация подала только 16 января этого года. Однако
ФКЦБ нашла их недостоверными и вернула на доработку. 12 марта НАУФОР подала повторное прошение, срок рассмотрения которого истек в минувшую пятницу. По словам пресс-секретаря
ФКЦБ Ильи Разбаша, сейчас оно все еще находится в стадии рассмотрения.
Так или иначе, но в течение более шести месяцев НАУФОР фактически не является саморегулируемой организацией и, согласно закону "О рынке ценных бумаг", не имеет права исполнять все функции, закрепленные за организацией со статусом СРО, в частности проводить проверку своих членов, разрабатывать правила и стандарты деятельности профучастников, ходатайствовать перед
ФКЦБ о выдаче или продлении лицензий своим членам и прочее (см. справку).
Тем не менее она продолжает выполнять все эти функции. Это вызывает крайнее недовольство со стороны
ФКЦБ. В оказавшейся в распоряжении Ъ внутренней пояснительной справке комиссии о деятельности НАУФОР говорится, что "в последнее время работа ассоциации как института, планирующего получить разрешение на деятельность в качестве СРО, значительно ухудшилась". Далее приводятся аргументы (см. справку). В соответствии с ними комиссия делает вывод, что по закону "О рынке ценных бумаг" НАУФОР не может являться СРО.
В свою очередь, НАУФОР приводит юридическое заключение, в котором говорится, что "закон 'О лицензировании' отменяет требования к наличию специального разрешения на осуществление деятельности СРО, что не влияет на правоспособность саморегулируемых организаций, действующих в соответствии с законом 'О рынке ценных бумаг'". "Мы считаем аргументы
ФКЦБ несколько надуманными",– отметила глава пресс-службы НАУФОР Наталья Стародумова.
Для брокеров–членов НАУФОР сообщение о сложившейся ситуации стало неожиданностью. Вице-президент "Алор-Инвеста" Анатолий Гавриленко с удивлением заметил, что и не подозревал о наличии таких проблем. "Никаких нареканий в деятельности НАУФОР у нас никогда не было. Ассоциация полностью справляется со своими обязанностями, и мы не зря платим взносы",– отметил господин Гавриленко.
"Что бы ни случилось в отношениях
ФКЦБ и НАУФОР, ассоциация должна действовать в рамках правового поля и соблюдать все требования регулятора,– считает начальник отдела клиентского сервиса компании 'Брокеркредитсервис' Юрий Минцев.– Хотя в принципе ассоциация может продолжать работать и без статуса СРО, просто как профсоюз участников фондового рынка". Общее мнение брокеров сводится к тому, что без НАУФОР работать на рынке будет гораздо сложнее и у них все равно должна быть организация, в компетенцию которой входит защита и лоббирование интересов профучастников. И в данном случае наличие разрешения на статус СРО принципиального значения не имеет.
Что не устраивает ФКЦБ
Из служебной записки ФКЦБ "О деятельности НАУФОР"
"В частности, со стороны НАУФОР ослаб контроль за соблюдением ее членами правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами. Так, количество проверок НАУФОР своих членов в 2002 году составило 20-25 проверок в квартал, количество выявленных в ходе проверок нарушений – 60-100 в квартал. Однако по результатам этих проверок НАУФОР ни разу не направила в ФКЦБ России ходатайство о приостановлении или аннулировании лицензии, что, принимая во внимание количество проверок и выявленных нарушений, выглядит неубедительным.
Другой пример: проверка НАУФОР своего члена, компании 'ВЭО-Открытие'. По результатам проверки НАУФОР прислала в ФКЦБ России протокол проверки, в котором было отмечено нарушение лицензионных требований в части маржинальной торговли, не представив, однако, ходатайства о применении в отношении 'ВЭО-Открытие' соответствующих мер воздействия. В соответствии с этим протоколом ФКЦБ России начала рассматривать вопрос о возможном приостановлении (аннулировании) действия лицензии, однако выяснилось, что при проверке сотрудниками НАУФОР были допущены грубейшие ошибки, приведшие к получению ФКЦБ России недостоверной информации о наличии нарушений со стороны члена НАУФОР".
Чего не имеет права делать НАУФОР
Из статьи #49 закона "О рынке ценных бумаг"
Получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональным отделением федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг);
разрабатывать в соответствии с настоящим федеральным законом правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты. СЕРГЕЙ Ъ-ТЯГАЙ