Игорь Костиков: "Нам нужен фондовый рынок, а не фондовый базар"
На днях Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) объявила о том, что ведет разбирательства по 10 случаям манипулирования ценами на фондовом рынке. Из-за невнимания к действиям комиссии уже пострадала РТС - вторая по объемам торгов биржа, и компания "Алор-Инвест" - один из крупнейших брокеров. О том, каковы дальнейшие планы ФКЦБ, корреспонденту ГАЗЕТЫ Владимиру Сысоеву рассказал Игорь Костиков, председатель ФКЦБ.
'У нас процветает манипулирование' - Игорь Владимирович, в последнее время ФКЦБ постоянно говорит, что одна из основных проблем на фондовом рынке - это манипулирование ценами. Что в нем такого опасного? - Манипулирование - это, по сути, способ мошенничества. При манипулировании ценами нарушаются основные рыночные принципы - справедливое ценообразование и свободная конкуренция. В западных странах это считается серьезным преступлением, там существуют жесткие законы на этот счет. У нас же манипулирование процветает. Но, несмотря на свои собственные убытки, многие из отечественных компаний почему-то продолжают воспринимать манипуляции как нормальное явление.
- Как раз по обвинению в манипулировании ФКЦБ приостановила действие лицензии у 'Алор-Инвеста'. Что будет дальше с этой компанией? - Мы направили им предписание с требованием разработать меры, чтобы такие ситуации впредь не повторялись. Компания отчиталась перед комиссией о выполнении этого предписания. И сейчас действие лицензии 'Алора' возобновлено,
.
- 'Алор-Инвест' утверждает, что пострадал не за манипулирование, а за попытку маркетмейкерства в условиях правового вакуума по этому вопросу. То есть за попытку повысить интерес потенциальных инвесторов к неликвидным ценным бумагам... - Это попытка выдать желаемое за действительное. То, что они называют маркетмейкерством, во всем мире называется манипулированием ценами. Одно от другого довольно четко отличается. В том числе и на юридическом уровне.
- Но маркетмейкерство предполагает выставление двусторонних котировок. - Да, но оно не предполагает искусственного завышения оборотов. Манипулирование ценами является умышленным действием, которое специально направлено на введение в заблуждение инвесторов. Оно заключается в распространении ложной или недостоверной информации с целью влияния на объемы торгов и котировки акций. Совершение сделок с ценными бумагами, в результате которых не меняется владелец ценных бумаг, также квалифицируется как манипулирование. Суть действий маркетмейкера заключается в том, что он обязуется выставлять твердые котировки на покупку или продажу. Маркетмейкер не может принимать на себя обязательства по поддержанию и увеличению оборота, то есть по совершению сделок.
'Во всем мире биржи финансируют регулятора' - РТС тоже фактически пострадала за то, что плохо реагировала на требования ФКЦБ в отношении манипулирования. - Да, наши требования к РТС сводятся к выполнению биржей постановления # 1/пс, так как ситуация, которая сложилась на РТС, способствует развитию манипулирования ценами. Сейчас рабочая группа, в которую входят представители биржи и комиссии, занимается разработкой процедуры разделения сделок, заключенных в РТС, на адресные (договорные) и рыночные. На классическом рынке РТС практически все сделки - адресные. Это не есть фондовая биржа в рыночном понимании.
- ФКЦБ предлагает РТС изменить организационно-правовую форму из некоммерческого партнерства в ОАО. Что это даст? - Основная задача, которая стоит перед рынком, - это разделение того конфликта интересов, который сейчас объективно существует: с одной стороны, биржи регулируют рынок, с другой - они на нем зарабатывают. Биржа как коммерческая организация должна существовать как ОАО, а биржа как квазирегулятор - в форме СРО. Это будут отдельные организации. А то, что РТС является некоммерческим партнерством, по существу, ситуации не меняет.
- Но нынешние участники РТС не очень хотят преобразовываться в другую организационно-правовую форму. - Мы это и рекомендуем, и обсуждаем. И не только с РТС, но и с ММВБ и другими биржами. Мировая динамика говорит сама за себя: если три года назад среди всех бирж в мире число ОАО составляло менее 50%, то сейчас - больше 80%. То, что биржа должна играть более активную роль в качестве квазирегулятора, - это тоже очевидно. В этом случае биржа будет способна выполнять те функции, которые
ФКЦБ сейчас полностью взять на себя не может.
- Можно предположить, что в этом случае представители рынка скажут: ФКЦБ хочет заставить биржи платить за регулирование самих себя. - Точнее, за регулирование рынка в целом. Во всем мире биржи значительную часть своих доходов получают от комиссии по операциям и значительную часть этих доходов тратят на покрытие расходов биржи, связанных с регулированием и надзором за рынком, а также частично на формирование бюджета регулятора рынка - так делается в США, в Великобритании.
- В России вы не предполагаете ввести такую же систему? - Пока так вопрос не стоит - мы не говорим о бюджете
ФКЦБ. У меня нет никакого сомнения в том, что биржи должны финансировать квазирегулирование за счет своего собственного дохода. А для чего же еще они получают доходы?
- Для того, чтобы приносить прибыль своим акционерам. Вы же сами предлагаете акционировать биржи. - В этом случае есть ряд условий: часть этих доходов должна идти на квазирегулирование рынка. Если биржа не обеспечит прозрачности, надежности, то на нее никто не пойдет. С другой стороны, это как раз и обеспечивает бирже конкурентные преимущества, тем самым собирая под своей крышей большее количество участников и, соответственно, получая больший доход.
- Это будет оформлено в виде постановления ФКЦБ или каким-то иным образом? - Это никак оформлено не будет. Свой выбор сделает сам рынок.
'За нарушения биржи будут платить лицензией' - За последнее время на двух ведущих биржах поменялось руководство. Вам удобнее работать в новыми главами РТС и ММВБ? - Оба эти назначения были согласованы с
ФКЦБ. Александра Потемкина, который пришел на ММВБ, я знаю с 1990 года и думаю, что по своим профессиональным качествам он в состоянии исполнять возложенные на него функции. Александр Захаров тоже очень много сделал для биржи, но его долгое нахождение на этой должности приводило к определенным перекосам. И мы в некоторой степени тоже были недовольны. Вопрос смены руководства ММВБ с нами был согласован. В целом это касается всех бирж, для нас это вопрос принципиальный: в ожидании прихода на рынок пенсионных денег необходимо обеспечить формирование рыночного механизма ценообразования. И это должны понимать сами биржи, если они хотят нормально работать в рыночных условиях. Комиссия будет добиваться этого и идти до конца. Если мы увидим, что этого не происходит, то биржа будет платить за это своей лицензией. Мы же занимаемся регулированием фондового рынка, а не фондового базара.
- В середине апреля ФКЦБ отказала НАУФОР в статусе саморегулируемой организации. Означает ли это, что НАУФОР теперь поражена в правах? - Естественно, нет. На сегодняшний день они осуществляют деятельность как любая профессиональная ассоциация.
- НАУФОР утверждает, что представила все необходимые документы, но ФКЦБ их просто проигнорировала. -
ФКЦБ действует в соответствии с законами. Если у них были какие-то основания, они бы нам их предъявили. Но я думаю, что таких оснований у НАУФОР нет.
- В свое время много шума наделало ваше выступление, в котором вы заявили о том, что ФКЦБ обменивается информацией об офшорных компаниях с властями Кипра. Так все-таки: насколько конфиденциальна эта информация? - У нас подписаны соглашения по обмену информацией с регулирующими органами целого ряда стран - с Великобританией, США, Германией, Украиной, Узбекистаном, Кипром, Молдовой - и планируется подписание подобных соглашений еще с рядом стран. В рамках этих договоров и происходит обмен информацией. То же самое касается и Республики Кипр. В случае необходимости мы запрашиваем информацию, и Центральный банк Кипра в рамках своей компетенции и в соответствии с национальным законодательством отвечает на наш запрос.