Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Костиков Игорь Владимирович

Интернет-конференция
Председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
Костикова Игоря Владимировича

Обзор публикаций СМИ


Игорь Костиков: "Нам нужен фондовый рынок, а не фондовый базар"

На днях Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) объявила о том, что ведет разбирательства по 10 случаям манипулирования ценами на фондовом рынке. Из-за невнимания к действиям комиссии уже пострадала РТС - вторая по объемам торгов биржа, и компания "Алор-Инвест" - один из крупнейших брокеров. О том, каковы дальнейшие планы ФКЦБ, корреспонденту ГАЗЕТЫ Владимиру Сысоеву рассказал Игорь Костиков, председатель ФКЦБ.

'У нас процветает манипулирование'

- Игорь Владимирович, в последнее время ФКЦБ постоянно говорит, что одна из основных проблем на фондовом рынке - это манипулирование ценами. Что в нем такого опасного?
- Манипулирование - это, по сути, способ мошенничества. При манипулировании ценами нарушаются основные рыночные принципы - справедливое ценообразование и свободная конкуренция. В западных странах это считается серьезным преступлением, там существуют жесткие законы на этот счет. У нас же манипулирование процветает. Но, несмотря на свои собственные убытки, многие из отечественных компаний почему-то продолжают воспринимать манипуляции как нормальное явление.

- Как раз по обвинению в манипулировании ФКЦБ приостановила действие лицензии у 'Алор-Инвеста'. Что будет дальше с этой компанией?
- Мы направили им предписание с требованием разработать меры, чтобы такие ситуации впредь не повторялись. Компания отчиталась перед комиссией о выполнении этого предписания. И сейчас действие лицензии 'Алора' возобновлено,
.

- 'Алор-Инвест' утверждает, что пострадал не за манипулирование, а за попытку маркетмейкерства в условиях правового вакуума по этому вопросу. То есть за попытку повысить интерес потенциальных инвесторов к неликвидным ценным бумагам...
- Это попытка выдать желаемое за действительное. То, что они называют маркетмейкерством, во всем мире называется манипулированием ценами. Одно от другого довольно четко отличается. В том числе и на юридическом уровне.

- Но маркетмейкерство предполагает выставление двусторонних котировок.
- Да, но оно не предполагает искусственного завышения оборотов. Манипулирование ценами является умышленным действием, которое специально направлено на введение в заблуждение инвесторов. Оно заключается в распространении ложной или недостоверной информации с целью влияния на объемы торгов и котировки акций. Совершение сделок с ценными бумагами, в результате которых не меняется владелец ценных бумаг, также квалифицируется как манипулирование. Суть действий маркетмейкера заключается в том, что он обязуется выставлять твердые котировки на покупку или продажу. Маркетмейкер не может принимать на себя обязательства по поддержанию и увеличению оборота, то есть по совершению сделок.

'Во всем мире биржи финансируют регулятора'

- РТС тоже фактически пострадала за то, что плохо реагировала на требования ФКЦБ в отношении манипулирования.
- Да, наши требования к РТС сводятся к выполнению биржей постановления # 1/пс, так как ситуация, которая сложилась на РТС, способствует развитию манипулирования ценами. Сейчас рабочая группа, в которую входят представители биржи и комиссии, занимается разработкой процедуры разделения сделок, заключенных в РТС, на адресные (договорные) и рыночные. На классическом рынке РТС практически все сделки - адресные. Это не есть фондовая биржа в рыночном понимании.

- ФКЦБ предлагает РТС изменить организационно-правовую форму из некоммерческого партнерства в ОАО. Что это даст?
- Основная задача, которая стоит перед рынком, - это разделение того конфликта интересов, который сейчас объективно существует: с одной стороны, биржи регулируют рынок, с другой - они на нем зарабатывают. Биржа как коммерческая организация должна существовать как ОАО, а биржа как квазирегулятор - в форме СРО. Это будут отдельные организации. А то, что РТС является некоммерческим партнерством, по существу, ситуации не меняет.

- Но нынешние участники РТС не очень хотят преобразовываться в другую организационно-правовую форму.
- Мы это и рекомендуем, и обсуждаем. И не только с РТС, но и с ММВБ и другими биржами. Мировая динамика говорит сама за себя: если три года назад среди всех бирж в мире число ОАО составляло менее 50%, то сейчас - больше 80%. То, что биржа должна играть более активную роль в качестве квазирегулятора, - это тоже очевидно. В этом случае биржа будет способна выполнять те функции, которые ФКЦБ сейчас полностью взять на себя не может.

- Можно предположить, что в этом случае представители рынка скажут: ФКЦБ хочет заставить биржи платить за регулирование самих себя.
- Точнее, за регулирование рынка в целом. Во всем мире биржи значительную часть своих доходов получают от комиссии по операциям и значительную часть этих доходов тратят на покрытие расходов биржи, связанных с регулированием и надзором за рынком, а также частично на формирование бюджета регулятора рынка - так делается в США, в Великобритании.

- В России вы не предполагаете ввести такую же систему?
- Пока так вопрос не стоит - мы не говорим о бюджете ФКЦБ. У меня нет никакого сомнения в том, что биржи должны финансировать квазирегулирование за счет своего собственного дохода. А для чего же еще они получают доходы?

- Для того, чтобы приносить прибыль своим акционерам. Вы же сами предлагаете акционировать биржи.
- В этом случае есть ряд условий: часть этих доходов должна идти на квазирегулирование рынка. Если биржа не обеспечит прозрачности, надежности, то на нее никто не пойдет. С другой стороны, это как раз и обеспечивает бирже конкурентные преимущества, тем самым собирая под своей крышей большее количество участников и, соответственно, получая больший доход.

- Это будет оформлено в виде постановления ФКЦБ или каким-то иным образом?
- Это никак оформлено не будет. Свой выбор сделает сам рынок.

'За нарушения биржи будут платить лицензией'

- За последнее время на двух ведущих биржах поменялось руководство. Вам удобнее работать в новыми главами РТС и ММВБ?
- Оба эти назначения были согласованы с ФКЦБ. Александра Потемкина, который пришел на ММВБ, я знаю с 1990 года и думаю, что по своим профессиональным качествам он в состоянии исполнять возложенные на него функции. Александр Захаров тоже очень много сделал для биржи, но его долгое нахождение на этой должности приводило к определенным перекосам. И мы в некоторой степени тоже были недовольны. Вопрос смены руководства ММВБ с нами был согласован. В целом это касается всех бирж, для нас это вопрос принципиальный: в ожидании прихода на рынок пенсионных денег необходимо обеспечить формирование рыночного механизма ценообразования. И это должны понимать сами биржи, если они хотят нормально работать в рыночных условиях. Комиссия будет добиваться этого и идти до конца. Если мы увидим, что этого не происходит, то биржа будет платить за это своей лицензией. Мы же занимаемся регулированием фондового рынка, а не фондового базара.

- В середине апреля ФКЦБ отказала НАУФОР в статусе саморегулируемой организации. Означает ли это, что НАУФОР теперь поражена в правах?
- Естественно, нет. На сегодняшний день они осуществляют деятельность как любая профессиональная ассоциация.

- НАУФОР утверждает, что представила все необходимые документы, но ФКЦБ их просто проигнорировала.
- ФКЦБ действует в соответствии с законами. Если у них были какие-то основания, они бы нам их предъявили. Но я думаю, что таких оснований у НАУФОР нет.

- В свое время много шума наделало ваше выступление, в котором вы заявили о том, что ФКЦБ обменивается информацией об офшорных компаниях с властями Кипра. Так все-таки: насколько конфиденциальна эта информация?
- У нас подписаны соглашения по обмену информацией с регулирующими органами целого ряда стран - с Великобританией, США, Германией, Украиной, Узбекистаном, Кипром, Молдовой - и планируется подписание подобных соглашений еще с рядом стран. В рамках этих договоров и происходит обмен информацией. То же самое касается и Республики Кипр. В случае необходимости мы запрашиваем информацию, и Центральный банк Кипра в рамках своей компетенции и в соответствии с национальным законодательством отвечает на наш запрос.

"Газета" (online)
28/05/2003

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Костиков И.В.
ФКЦБ России
Обзор СМИ
Отчет о конференции:
СМИ о конференции
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФКЦБ России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Финмаркет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации