В ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ СНГ ПОДДЕРЖАЛ РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕГУЛЯТОРОВ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ СТРАН СОДРУЖЕСТВА
Экономический совет СНГ на заседании 14 марта 2003 года поддержал решение о создании Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг стран - участников Содружества Независимых Государств.
Предложение о необходимости создания такого совета впервые было обнародовано в декабре 2001 года на совещании руководителей регуляторов рынков ценных бумаг стран - членов СНГ и стран с развивающимися рынками капитала. По итогам заседания была принята резолюция о создании совета. Документ был направлен в Правительство РФ, которое поддержало это предложение.
В июне 2002 года в рамках Экономического форума в Санкт-Петербурге состоялось второе совещание глав регуляторов стран Содружества, на котором было принято обращение к главам правительств СНГ по созданию совета.
Экономический совет СНГ 14 марта 2003 года рассматривал проект решения Совета глав правительств стран Содружества о создании такого объединения. По итогам заседания была принята резолюция, поддерживающая создание Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг стран СНГ. Документ подписали представители Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Участники заседания отметили целесообразность формирования совета регуляторов в целях координации их деятельности, обмена информацией, выработки идентичных подходов к решению проблем регулирования рынков ценных бумаг.
Члены Экономического совета СНГ подчеркнули, что одним из основных условий экономической интеграции стран - членов Содружества является сближение их рынков ценных бумаг.
Это будет способствовать либерализации рынка капитала и обеспечению прав инвесторов, что, в свою очередь, создаст условия для дальнейшего экономического роста стран СНГ.
Как отметил заместитель председателя ФКЦБ России Геннадий Колесников в ходе совещания, тесное сотрудничество представителей регулирующих органов стран Содружества уже оказывает благоприятное воздействие на фондовые рынки СНГ и находит положительный отклик у инвесторов, профессиональных участников фондового рынка и акционеров.
***
ФКЦБ РОССИИ БУДЕТ ПРИМЕНЯТЬ ЖЕСТКИЕ САНКЦИИ К ПРОФУЧАСТНИКАМ, ЗАНИМАЮЩИМСЯ МАНИПУЛИРОВАНИЕМ ЦЕНАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
2 апреля 2003 года официально опубликовано Постановление ФКЦБ России "Об утверждении Положения о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг", которое является частью законодательной базы по предотвращению и выявлению манипулирования ценами на отечественном рынке ценных бумаг. Документ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 24 марта 2003 года и вступит в силу через 10 дней после опубликования.
Манипулирование ценами - это способ незаконного обогащения посредством влияния на котировки акций и объемы торгов. Это нарушение достаточно распространено на российском рынке ценных бумаг, но, к сожалению, многие наши компании не воспринимают его как серьезное преступление. Необходимо, чтобы российские брокеры, практикующие в своей работе манипулирование ценами, осознали всю серьезность таких правонарушений, так как первое условие исправления - это осознание своей вины.
В прошлом году проведенные ФКЦБ России проверки поступившей информации о фактах манипулирования ценами на российском рынке подтвердились в 70% случаев. Однако ФКЦБ России не имела реальных рычагов по пресечению подобных правонарушений. "Сейчас ситуация изменилась - выявление фактов манипулирования и применение санкций к нарушителям закреплено в российском законодательстве, и ФКЦБ России получила возможность бороться с этим недугом российского рынка до полного его излечения", - отметил заместитель председателя ФКЦБ России Геннадий Колесников.
Право ФКЦБ России осуществлять проверки фактов манипулирования ценами, выносить решения по ним и налагать санкции, закреплено в новой редакции Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Если закон ввел законодательное определение понятия "манипулирования ценами" и обозначил действия ФКЦБ России по выявлению и предотвращению таких фактов, то Постановление комиссии, о котором идет речь, четко прописывает основания для начала проверок, действия комиссии в ходе проверок, перечень запрашиваемой ФКЦБ России информации.
Следует отметить, что основаниями для начала проверок на предмет манипулирования могут служить не только обращения профучастников и информация, поступающая из органов государственной власти, но и заявления граждан и публикации в прессе.
В ходе проверок будет анализироваться не только информация, поступающая от профучастников, но и сведения, публично распространяемые участниками рынка, эмитентами и другими лицами. При этом особое внимание будет уделено рекламным материалам, аналитическим обзорам, информационным бюллетеням, а также документам внутреннего учета и отчетности. Подобный анализ значительно облегчает процедуру выявления нестандартных сделок, поскольку зачастую таким образом распространяется информация, вводящая в заблуждение весь рынок.
К процедуре выявления и предотвращения фактов манипулирования ценами подключаются и организаторы торговли, которые будут предоставлять в комиссию в "on-line" режиме информацию о сделках, проходящих в их торговых системах. Это поможет ФКЦБ России осуществлять постоянный мониторинг рынка на предмет выявления нестандартных операций с ценными бумагами. Такой контроль становится возможным благодаря специальной электронной системе PROTEUS, установленной в ФКЦБ России. Эта система способна контролировать и сортировать все операции с ценными бумагами, заключаемыми на российских фондовых биржах.
По результатам проверок комиссия будет выносить соответствующее решение, и в случае подтверждения факта манипулирования на виновного профучастника будут наложены жесткие санкции вплоть до аннулирования или приостановки его лицензии. Материалы по результатам соответствующих проверок могут быть переданы также в правоохранительные органы для привлечения компаний-нарушителей к уголовной ответственности.
Следует отметить, что на западных рынках манипулирование ценами считается одним из серьезнейших нарушений, за которые профучастники жестоко наказываются. Например, в США в 2000 году некий Джонатан Либед (Jonathan G. Lebed) "благодаря" размещению в интернете недостоверной информации о компании Man Sang Holdings, что повлекло за собой резкое изменение цен на ее акции, заработал на разнице в котировках около 70 тыс. долларов. SEC провела расследование этого факта и выяснила, что подобные манипулирования были обычным делом в практике Дж. Либеда. За совершенные действия он был оштрафован на 285 тыс. долларов.
Немногим ранее американская компания L.T. Lawrence & Со. манипулировала с ценами акций фирмы Ecotyre Technologies, Inc. путем выставления спаренных ордеров (противоположных заявок, т. е. на покупку и продажу, имеющих одинаковые условия по цене и объему). Таким образом, продавая и одновременно покупая акции одной и той же компании, сотрудники L.T.Lawrence & Со. повысили их котировки на рынке в два раза. В результате такой игры доход брокерской компании составил 1.2 млн. долларов. В результате, после расследования на L.T.Lawrence & Со. был наложен штраф в размере 100 тыс. долларов. Руководители компании выплатили ее каждому розничному клиенту по 274 тыс. долларов и были исключены из всех ассоциаций профучастников, а сама компания потеряла лицензию.
Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что манипулирование ценами очень часто используется для незаконного обогащения предприимчивых граждан и компаний за счет других участников рынка и инвесторов. Для того, чтобы сохранить базовый принцип справедливости и свободы, на основе которого работают все развитые рынки, необходимо полностью искоренить подобные преступления. Свобода означает ответственность, и именно поэтому большинство людей боятся свободы. Но профучастники, от которых зависит благосостояние не только отдельных граждан, но и в страны в целом, не должны бояться свободы, а значит должны ответственно относится ко всему, что они делают.
***
ВСТРЕЧИ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) Игорь Костиков в ходе рабочей поездки в Испанию встретился с руководителями Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) и Национальной комиссии по рынку ценных бумаг Испании.
- В ходе рабочего визита Председателя ФКЦБ России в страны Западной Европы состоялась его встреча с генеральным секретарем Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, ОЭСР) Дональдом Джонстоном (Donald Johnston).
- В ходе рабочего визита главы ФКЦБ России Игоря Костикова в Бельгию состоялись его встречи с генеральным секретарем Совета Европейского союза, верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой (Javier Solana), руководством Европейской комиссии и Комиссии по банкам и финансам Бельгии, а также с представителями биржи Euronext Brussels.
- В ходе рабочей поездки во Францию Председателя ФКЦБ России Игоря Костикова состоялась его встреча с генеральным секретарем Всемирной федерации фондовых бирж (World Federation of Exchanges) Томасом Кранцем (Tomas Krants).
- В ходе рабочей поездки Председателя ФКЦБ России во Францию Игоря Костикова состоялись его встречи с генеральным секретарем Комитета европейских органов регулирования рынков ценных бумаг (Committee of European Securities Regulators, CESR) Фабрисом де Мариньи (Fabrice de Marigny) и представителями европейского бизнес-сообщества.
4, стр. 45-46, Журнал для акционеров
29/04/2003