Алексей Саватюгин: "Рынок - лучший регулятор"
Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей САВАТЮГИН в интервью журналу "Финанс." рассказал, что риск невыполнения брокерами своих обязательств остается высоким, так как у внешних регуляторов нет эффективных механизмов контроля.
- В ФКЦБ утверждают, что НАУФОР знала о проблемах "Пролога" еще в мае, однако вовремя не приняла никаких мер к компании. Так ли это?
- Не так. НАУФОР первая отреагировала на изменение ситуации с "Прологом", приостановив рейтинг компании еще до начала проверок ФКЦБ. Мы согласовали с "Прологом" протокол замечаний (их было около 20) и приступили к исправлению ситуации. Но, к сожалению, не все проблемы видны из официальной отчетности. И разрешить их не удалось даже на многочисленных встречах с руководством "Пролога" и представителями крупнейших его контрагентов (прежде всего крупных московских компаний).
В июне НАУФОР провела встречу с профучастниками рынка ценных бумаг Петербурга, дав на ней развернутое объяснение своей позиции. Затем уже пошли наши встречи с представителями правоохранительных органов Петербурга.
Наконец, мы дали две интернет-конференции - по манипулированию ценами и по ситуации на петербургском фондовом рынке. Там мы с фактами описывали сложившуюся ситуацию. Кстати, мы несколько раз пытались встретиться с представителями ФКЦБ по вопросу "Пролога", но, к сожалению, тщетно.
- Есть ли у вас достоверная информация о долгах "Пролога" перед клиентами и контрагентами?
- Мы располагаем официальной отчетностью компании. Также у нас есть целый ряд жалоб клиентов компании (как юридических, так и физических лиц). Предположительно общий размер долга составляет несколько миллионов долларов.
- Есть ли шансы, что задолженность будет урегулирована?
- Честно говоря, таких шансов очень мало. К сожалению.
- Почему люди и компании, которым задолжал "Пролог", не обращаются с жалобами в ФКЦБ и правоохранительные органы?
- Наверное, не верят.
- Получается, что люди смирились с потерей нескольких миллионов долларов. В это не очень верится...
- Петербургские правоохранительные органы заявляют, что нет повода возбуждать уголовное дело, оставляя этот вопрос в области гражданского права. Но есть статья - "присвоение и растрата" в отношении клиентских денег... Сложность еще в том, что найти специалистов правоохранительных органов в таком сложном и узкоспециализированном сегменте, как рынок ценных бумаг, весьма проблематично. Здесь может сыграть роль активная позиция регулятора в разъяснении судам сути проблемы. А у ФКЦБ реакция априори запаздывающая. Комиссии нужна система упреждающего реагирования и компенсаций.
- Как создать подобную систему?
- У НАУФОР есть несколько предложений. Во-первых, это оперативный мониторинг состояния компаний. Мы в самое ближайшее время представим участникам рынка возможную систему мониторинга на основе нашего традиционного рейтинга. Но тут нужна добрая воля участников рынка на предоставление информации.
Второе. НАУФОР работает над созданием базы данных по различным мошенническим схемам на нашем рынке. Конечно, этот проект должен быть реализован при активном содействии правоохранительных органов и обмене информацией с инфраструктурными организациями рынка. Думаю, мы выпустим специальную брошюру, в которой опишем критерии оценки инвестиционных компаний и "подозрительных" договоров.
Конечно, можно вернуться и к идее создания "черного списка" руководителей и собственников компаний, засветившихся в неблаговидном поведении на фондовом рынке. Это будет публичный список, доступный всем инвесторам. Но такая публичная порка чревата судебными разбирательствами.
Что касается "системы минимизации последствий", можно говорить о двух направлениях. Во-первых, это компенсационный фонд для возмещения потерь физическим лицам в ситуациях, подобных случаю с компанией "Пролог". У нас все технологически готово к его запуску. Смущает только несовершенство законодательства в этой сфере - например, отчисления в фонд можно делать только из чистой прибыли, что, конечно, невыгодно участникам. Сегодня мы с представителями Госдумы обсуждаем возможность разработки подобного законопроекта с учетом поправок в существующее законодательство, в том числе и в Налоговый кодекс.
Во-вторых, это распространение на рынке страховых продуктов, разработанных с участием НАУФОР и позволяющих снизить риски неисполнения обязательств контрагентами. Самым убедительным аргументом пользы страхования является живой пример. Единственная компания - это "Атон" - получила реальную возможность компенсировать свои убытки, возникшие в результате неисполнения обязательств ее контрагентом "Прологом". Ее убытки будут компенсированы за счет выплаты страхового возмещения в рамках договора страхования между компанией "Атон" и страховой компанией "РОСНО". Рыночные взаимоотношения оказались лучшим регулятором.
- Если эти проекты не будут приняты, риск повторения ситуации остается?
- Да, конечно, риск большой. Например, ситуация с компанией "Ямальский фондовый центр" очень напоминает историю с "Прологом".
- ФКЦБ вводила правила разделения собственных и клиентских средств брокера. Почему они не сработали в отношениях "Пролога" с клиентами?
- А они их не разделяли, а у ФКЦБ нет механизма отслеживания этих нарушений.
- Были же приняты документы на этот счет...
- Были, Например, постановление ФКЦБ России от 22.09.2000 N 18, касающееся разделения собственных и клиентских средств... Но оно не выполнялось.
- Как получилось, что гендиректор "Пролога" Станислав Федоров оказался единственным представителем петербургских брокеров в экспертном совете при ФКЦБ? Ведь для профессионалов, которые выбирали представителя в совет, не была секретом весьма рискованная политика вложений "Пролога"...
- Мне на этот вопрос представители "Пролога" отвечали: "А это наше ноу-хау". И улыбались...
- Как вы относитесь к идее отказа от маржинальной торговли в пользу развития срочного рынка?
- Маржинальная торговля сама по себе не столь опасна. И она не заменяет, а дополняет срочную торговлю. Все дело в правильных стандартах деятельности и профессионализме как участников рынка, так и инвесторов.
- По каким документам можно отслеживать реальное положение дел в брокерской компании? Насколько достаточна с этой точки зрения информация, раскрываемая по требованию ФКЦБ?
- Информация, с одной стороны, избыточна, с другой - недостаточна. Она, во-первых, не дает представления о реальных процессах на рынке, а во-вторых, не может быть даже элементарно обработана при существующих мощностях. Но главное - информация должна быть раскрываема не только госорганам, а всему рынку. Как раз одна из задач государства - ликвидировать информационную асимметрию. Оно с этой задачей не справляется.
- Что вы можете посоветовать инвестору при выборе инвестиционной компании для выхода на фондовый рынок? Каковы критерии надежности?
- Главный критерий - история компании, ее учредителей, менеджеров и специалистов.Потом - ее рыночная ниша, применяемые технологии, методы торговли, виды договоров. Потом - финансовые показатели, потом - объемные показатели. Все это в агрегированном виде показывает рейтинг надежности профучастников, рассчитываемый НАУФОР.
- Что такое риск-менеджмент применительно к брокерской компании? Есть ли здесь какие-либо нормы и стандарты?
- Риск-менеджмент - это, как ясно из названия, оценка и управление рисками. Прежде всего рыночными и рисками контрагентов. Практически это выражается, например, в установлении лимитов на компании-контрагенты. Кстати, уже сейчас регулярно в НАУФОР собираются руководители подразделений риск-менеджмента брокерских компаний для выработки общих стандартов и критериев. Осенью ассоциация введет специальную квалификацию "риск-менеджер на фондовом рынке" с выдачей дипломов НАУФОР.
21, стр. 18-19, Финанс.
04/08/2003