Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОММЕНТАРИЙ

Продолжение. Начало в N7/2003

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Понятие и виды таможенных платежей

В Кодексе существенно изменен и дополнен разд. 3 "Таможенные платежи". Данные изменения направлены в первую очередь на установление дополнительных прав участников внешнеэкономической деятельности, что выразилось в более детальной регламентации вопросов предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты платежей, способов обеспечения их уплаты, порядка взыскания неуплаченных таможенных платежей (процентов, пеней, штрафов), порядка возврата излишне уплаченных или взысканных платежей. Также в связи с принятием нового ТК РФ вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), которые направлены на разграничение предметов ведения таможенного и налогового законодательства и определение круга норм НК РФ, которые продолжают применяться в отношении налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Под таможенными платежами понимаются платежи, подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом. При этом уплата таможенных платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с этой территории, а также для совершения иных операций по таможенному декларированию товаров. Однако это правило не относится к тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые на основании Кодекса и Налогового Кодекса РФ освобождены от обязанности уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

В статье 318 Кодекса указан перечень видов таможенных платежей. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

Данный перечень отличен от того перечня видов таможенных платежей, которые предусмотрены в ст. 110 действующей редакции ТК РФ. Если в действующей редакции указан вид таможенного платежа как "таможенная пошлина ", то в новой редакции проведено разделение на "ввозную" и "вывозную" пошлину. Также Кодекс конкретизирует налоги, порядок исчисления и взимания которых относится к ведению таможенных органов. К ним относятся НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Соответственно, порядок исчисления, уплата НДС и акцизов, взимаемых при вывозе товаров, регулируется нормами НК РФ и относится к ведению налоговых органов.

Новый Кодекс четко разграничивает сферы регулирования между таможенным и налоговым законодательством.

Так, новая редакция п. 4 ст. 6 НК РФ предусматривает, что в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяются положения, установленные Таможенным кодексом РФ. Данная норма корреспондирует с п. Зет. 6 Кодекса, который устанавливает основания несоответствия нормативного правового акта в области таможенного дела Таможенному кодексу РФ.

Разграничение таможенного и налогового законодательства развивается в п. 4, которым дополняется в связи с новым Кодексом ст. 11 НК РФ. Так, в отношениях, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ, используются понятия, определенные ТК РФ, а в части, не урегулированной им, - НК РФ.

Другие изменения, которые были внесены в НК РФ, также направлены на более четкое определение отношений, которые регулируются только ТК РФ либо ТК РФ и НК РФ. Например, нормы о порядке взыскания налога (пени, штрафа) за счет имущества налогоплательщика, предусмотренные в ст. 47 НК РФ, должны применяться таможенными органами с учетом положений, установленных в новой редакции ТК РФ. В соответствии с новой редакцией подп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ основания предоставления отсрочки или рассрочки не применяются при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, т.к. эти основания устанавливаются только Таможенным кодексом РФ. Также в новой редакции ст. 82 НК РФ таможенные органы не осуществляют налоговый контроль, потому что на основании разд. 4 Кодекса контроль за порядком исчисления и уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу осуществляется в рамках таможенного контроля.

В свою очередь, нормы НК РФ, регулирующие порядок исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов при реорганизации (ст. 50 НК РФ) и ликвидации (ст. 49 НК РФ), распространены и на отношения, возникающие при уплате налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Согласно ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 (в ред. от 31 декабря 2002 г) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" таможенная пошлина относится к федеральным налогам, т.е. поступающим в бюджет РФ. В связи с тем, что таможенная пошлина, НДС и акцизы относятся к налогам, в новой редакции ТК РФ более точно формулируются основные элементы обложения участников внешнеэкономической деятельности таможенными платежами. Так, в Кодексе по аналогии с НК РФ употребляются такие термины, как объект обложения, налоговая база, ставка таможенной пошлины, налога. В действующем ТК РФ таких терминов нет.

Таможенная стоимость

Согласно ст. 322 Кодекса объектом обложения таможенными пошлинами (налогами) являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин (налогов) являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. На основании ст. 323 Кодекса таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Таким образом, важным элементом для правильного исчисления таких таможенных платежей, как таможенная пошлина, НДС, акцизы, является таможенная стоимость товаров. Сразу следует обратить внимание, что таможенная стоимость - это та стоимость товара, которая определяется исключительно для целей исчисления таможенных платежей.

Сейчас нормы о таможенной стоимости товаров содержатся в разд. 3 и 4 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (в ред. от 25 июля 2002 г., с изм. от 24 декабря 2 00 2 г.) "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе). Согласно ст. 12 Закона о таможенном тарифе порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливается Правительством РФ на основании положений этого Закона. Порядок же определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливается только Правительством РФ.

На данный момент действует постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации". Во исполнение данного постановления был принят приказ ГТК РФ от 27 августа 1997 г. N 552 "Об утверждении правил применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации".

В отношении ввозимых товаров основным принципом является то, что определение таможенной стоимости должно основываться на реальной цене ввозимых или подобных им товаров, по которой эти товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях свободной конкуренции. В разделе 4 Закона о таможенном тарифе предусмотрены методы определения таможенной стоимости, которыми должен руководствоваться декларант. Так, в статье 18 Закона содержится следующий перечень методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

2) по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);

3) по цене сделки с однородными товарами (метод 3);

4) вычитания стоимости (метод 4);

5) сложения стоимости (метод 5):

6) резервный метод (метод 6).

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из следующих методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Согласно ст. 323 Кодекса заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ГТК РФ в соответствии с нормами Кодекса. На данный момент действует Положение о порядке и условиях таможенной стоимости товаров, ввозимых на территории РФ, утв. приказом ГТК РФ от 5 января 1994 г. N1 (вред.от23мая2002 г. N512).

Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров. Если же представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает разумный срок для их представления.

В соответствии с п. 5 ст. 323 Кодекса при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Важной новой нормой, направленной на защиту прав участников внешнеэкономической деятельности от длительных задержек товара на таможне, является то, что если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск, тем не менее, производится, но при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. На основании ст. 152 Кодекса таможенные органы должны осуществить выпуск товара не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.

Следует отметить, что при длительной процедуре определения таможенной стоимости товара не требуется обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин (налогов) в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна.

В пункте 7 ст. 323 Кодекса предусмотрены условия, когда таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. К этим условиям относятся:

1) случаи, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения;

2) таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа.

При самостоятельном определении таможенной стоимости таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (ст. 350 Кодекса), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. При этом пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.

Общие условия исполнения обязанности по уплате таможенных платежей

Одним из несомненных достоинств нового ТК РФ является определение момента возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, определение в отдельной статье круга лиц, ответственных за их уплату. Также в Кодексе выделены в отдельную главу нормы о порядке исчисления таможенных пошлин (налогов). В действующей редакции ТК РФ вопросы исчисления таможенных платежей не имеют такой детальной регламентации.

На основании ст. 319 Кодекса обязанность по уплате таможенных пошлин (налогов) возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Согласно п. 3 ст. 319 Кодекса в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин (налогов) прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Таким образом, Кодекс распространяет действие норм НК РФ, устанавливающих основания для прекращения обязанности по уплате налогов (сборов), на отношения по уплате таможенных платежей.

В соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога налогоплательщиком;

2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

Позитивным моментом нового Кодекса является наличие норм, определяющих момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 323 Кодекса, если размер сумм уплаченных (зачтенных) денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин (налогов), обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной:

1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;

2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента принятия заявления о зачете;

4) с момента зачета в счет уплаты таможенных платежей авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;

5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

6) с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика.

В пункте 2 ст. 319 Кодекса дан перечень оснований, при которых таможенные пошлины (налоги) не уплачиваются.

Так, плательщик освобождается от уплаты таможенных платежей в случаях, когда:

1) в соответствии с законодательством РФ или Кодексом товары не облагаются таможенными пошлинами (налогами). К законодательству РФ в первую очередь относятся нормы НК РФ, устанавливающие для определенных категорий товаров освобождение от уплаты налогов, например, ст. 150 НК РФ, предусматривающая перечень товаров, освобождаемых от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ;

2) в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин (налогов) - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

3) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 тыс. руб.;

4) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

5) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 320 Кодекса к лицам, ответственным за уплату таможенных пошлин (налогов), относится декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то ответственным за уплату таможенных платежей является таможенный брокер. В случаях, прямо предусмотренных Кодексом, ответственными за уплату таможенных платежей могут быть владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

Согласно п. 4 ст. 320 Кодекса при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин (налогов) несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие внезаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. При незаконном ввозе ответственность за уплату таможенных пошлин (налогов) несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.

Плательщиками таможенных пошлин (налогов) являются декларанты и иные лица, на которых Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины (налоги) (ст. 328 Кодекса). Соответственно, круг лиц, ответственных за уплату, по субъектному составу, как правило, совпадает с кругом плательщиков, хотя и необязательно. Также на основании п. 2 ст. 328 Кодекса любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины (налоги) за товары, перемещаемые через таможенную границу. В этом заключается одно из отличий таможенного законодательства от налогового, где налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, за исключением случаев удержания и уплаты налога налоговым агентом, но опять же из средств, причитающихся налогоплательщику.

В статье 321 Кодекса вводится норма, ограничивающая общую сумму ввозных таможенных пошлин, которая подлежит уплате при ввозе товара в РФ, что также выражает общую направленность Кодекса на создание более благоприятных условий для участников ВЭД. Так, общая сумма ввозных таможенных пошлин (налогов) (без учета пеней и процентов) вне зависимости от применяемого режима не может превышать сумму таможенных пошлин (налогов), подлежащих уплате, как если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ.

Исключение составляют случаи. когда сумма таможенных пошлин (налогов) увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин (налогов) в связи с изменением таможенного режима, когда к товарам до заявления об изменении режима применялись ставки таможенных пошлин (налогов), действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин (налогов) при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.

Общим правилом порядка исчисления таможенной пошлины (налога), закрепленным в ст. 324 Кодекса, является то, что лица, ответственные за уплату, исчисляют сумму таможенных пошлин (налогов) самостоятельно и в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях.

Исключением из этого правила являются случаи перемещения товаров в международных почтовых отправлениях, в отношении которых не требуется подачи отдельной таможенной декларации (п. 3 ст. 295 Кодекса). Тогда таможенные платежи исчисляются и начисляются таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового обмена, с использованием таможенного приходного ордера. При этом исчисление сумм таможенных пошлин (налогов) производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых для таможенных целей. Следует обратить внимание, что в отношении международных почтовых отправлений с объявленной ценностью суммы таможенных платежей исчисляются исходя из этой объявленной ценности только в случае. если она превышает стоимость, указанную в документах, используемых для таможенных целей.

Исчисление таможенных платежей производится таможенным органом, а не лицом, ответственным за уплату, также в случаях направления требования об уплате таможенных платежей (ст. 350 Кодекса).

Применение ставок таможенных платежей

Как уже указывалось выше, налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.К исчисленной налоговой базе применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Однако при применении специальных упрощенных процедур, когда выпуск товаров осуществляется до подачи таможенной декларации, применяются ставки таможенных пошлин (налогов), действующие на день выпуска указанных товаров (ст. 150 Кодекса). Также на основании ст. 312 Кодекса при вывозе товаров с таможенной территории РФ трубопроводным транспортом таможенные пошлины уплачиваются за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров, а при ввозе товаров трубопроводным транспортом применяются ставки, действующие на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки.

При незаконном ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, суммы подлежащих уплате таможенных платежей исчисляются исходя из ставок, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно - на день обнаружения таможенными органами таких товаров. При незаконном вывозе товаров с таможенной территории РФ суммы подлежащих уплате таможенных пошлин исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно-на 1-е число месяца или на 1-е число первого месяца года, в течение которых товары были вывезены (п. 1 ст. 327 Кодекса).

На основании п. 2 ст. 325 Кодекса для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом РФ и Налоговым кодексом РФ.

Согласно ст. 2 Закона о таможенном тарифе таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). ТН ВЭД утверждена постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 (в ред. от 28 апреля 2003 г. N245). Общие нормы о Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и порядке классификации товаров, порядке принятия предварительного решения предусмотрены в §2 и 3 гл. 6 нового Кодекса.

Статья 128 Кодекса предоставляет право декларанту в случае, когда в одной товарной партии содержатся товары различных наименований, подавать декларацию с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по ТН ВЭД с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза - наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.

Соответственно, в этом случае вне зависимости от классификационных кодов товаров в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин (налогов), соответствующие указанному в декларации классификационному коду (п. 2 ст. 325 Кодекса).

Не применяется таможенный тариф и в случаях ввоза и вывоза товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования. Согласно ст. 282 Кодекса полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию РФ, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тыс. руб.

В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 6 5 тыс. руб.но не более 650 тыс. руб., в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством РФ исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин (налогов), применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами.

Особенности исчисления таможенной пошлины при перемещении товаров через таможенную границу в зависимости от избранного таможенного режима, а также при изменении таможенного режима определяются Кодексом и Законом о таможенном тарифе.

На основании ст. 4 Закона о таможенном тарифе в Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров,

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются, а сам срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин, к которым относятся специальные пошлины, антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины. На основании п. 3 ст. 318 Кодекса особые виды пошлин взимаются по правилам, предусмотренным Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины.

Условия и порядок определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и его ставки устанавливаются в ст. 150-153, 160 НК РФ. Применение НДС при вывозе товаров с таможенной территории РФ регулируется п.2 ст. 151, ст. 164, 165 НК РФ. Ставки акцизов определены ст. 183- 186, 190, 191 НК РФ.

Особенности исчисления НДС и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу в зависимости от избранного таможенного режима, а также при изменении таможенного режима регламентируется как ТК РФ, так и НК РФ.

Порядок и сроки уплаты таможенных платежей

Новой нормой, улучшающей положение участников ВЭД, является установление нового срока уплаты таможенных платежей при ввозе товаров. Теперь при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

В действующей редакции ТК РФ предусматривался срок уплаты до или одновременно с подачей таможенной декларации, что создавало ситуацию необоснованного кредитования участниками ВЭД бюджета до фактического ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Кодексом.

В статье 329 Кодекса также предусматриваются иные сроки уплаты в зависимости от конкретных ситуаций. Так, при изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного Кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.

Сроки уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории РФ, определяются в соответствующих главах Кодекса.

В Кодексе появилась статья, регламентирующая уплату авансовых платежей. На данный момент применяется письмо ГТК РФ от 7 мая 2001 г. N 01-06/17752 (в ред. от 8 января 2003 г.) "Об авансовых платежах", к которому прилагаются Методические рекомендации по расходованию и возврату авансовых платежей.

Согласно ст. 330 Кодекса авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве такого распоряжения рассматривается подача лицом, внесшим авансовые платежи, или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. В пункте 4 ст. 330 Кодекса предусматривается право плательщика требовать от таможенного органа представления отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Отчет должен быть представлен в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования.

Таможенные платежи уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ.

Изменение срока уплаты таможенных платежей

В связи с принятием нового Таможенного кодекса РФ существенно изменилось регулирование вопросов предоставления отсрочки или рассрочки по уплате

таможенных платежей. В целом данные изменения направлены на улучшение положения участников ВЭД, т.к. в действующем ТК РФ порядку изменения сроков уплаты посвящена всего лишь одна ст. 121, которая содержит очень общие положения, предоставляя полную свободу таможенным органам для решения вопроса об отсрочке (рассрочке). Также в действующей редакции ТК РФ срок отсрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

В новом Кодексе отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных платежей регулируется гл. 30. При этом нормы нового Кодекса во многом схожи с гл. 9 НК РФ, регулирующей порядок изменения срока уплаты налогов (сборов), но, как уже указывалось выше, регулирование вопросов отсрочки (рассрочки) таможенной пошлины и НДС, акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию, осуществляется исключительно на основании Таможенного кодекса РФ. Соответствующие изменения вносятся и в ст. 64 НК РФ.

Согласно ст. 334, 335 Кодекса таможенный орган при наличии заявления плательщика может предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате таможенных платежей при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Однако в предоставлении отсрочки (рассрочки) будет отказано, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанной отсрочки или рассрочки:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства РФ;

2) возбуждена процедура банкротства.

При наличии указанных обстоятельств решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки (рассрочки), уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

В соответствии с п. 4 ст. 334 Кодекса необходимым условием предоставления отсрочки (рассрочки) является наличие обеспечения уплаты таможенных платежей, предоставляемого в порядке, установленном гл. 31 Кодекса.

В отличие от прежнего порядка, отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.

Согласно п. 7 ст. 334 Кодекса решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных платежей, а в случае отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин, налогов - причины такого решения.

На основании ст. 337 Кодекса за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин (налогов) взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных платежей исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки.

Обеспечение уплаты таможенных платежей

Одним из несомненных достоинств нового Кодекса является детальная регламентация отношений по обеспечению уплаты таможенных платежей. В действующем ТК РФ обеспечение уплаты регулируется лишь в одной ст. 122 ТК РФ, а сами нормы этой статьи не являются достаточно конкретными для указанной области отношений.

Такая тщательная регламентация вопросов обеспечения также направлена на ускорение товарооборота, на уменьшение количества товаров, задерживаемых на таможне в результате таможенных формальностей, связанных с определением таможенной стоимости перемещаемых товаров.

В Кодексе обеспечение уплаты регулируется гл. 31. Обеспечение исполнения обязанности по уплате необходимо на основании ст. 33 7 Кодекса в следующих случаях:

1) предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

2) условного выпуска товаров;

3) перевозки и (или) хранения иностранных товаров;

4) осуществления деятельности в области таможенного дела. При этом обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб., а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Обеспечение уплаты таможенных платежей производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.

В Кодексе вводится понятие генерального обеспечения. Согласно п. 3 ст. 337 Кодекса, если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан принять генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин (налогов) для совершения всех таких операций. Таможенные органы принимают генеральное обеспечение для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обеспеченных обязательств.

В соответствии со ст. 338 Кодекса размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.

Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин (налогов) в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных платежей стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

Следует обратить внимание, что деятельность в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика обусловлена обеспечением уплаты таможенных платежей.

На основании п. 2 ст. 339 Кодекса размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности не могут быть менее:

50 млн руб. для таможенного брокера;

2,5 млн руб. и дополнительно 1000 руб. за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа;

2,5 млн руб. для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа;

20 млн руб. для таможенного перевозчика.

Способами обеспечения являются залог товаров и иного имущества, банковская гарантия, внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог), поручительство. Каждый из этих способов подробно раскрывается в соответствующих статьях гл. 31 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 340 Кодекса помимо указанных выше способов ГТК России совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью устанавливает случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (ст. 347 Кодекса). Также Кодекс не исключает возможность установления правовыми актами РФ других способов обеспечения уплаты таможенных платежей.

На основании ст. 342 Кодекса таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают только банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет ГТК России. Порядок ведения данного реестра определяется самостоятельно самим ГТК России. Приказом ГТК России от 22 апреля 2002 г. N 392 (в ред. приказа ГТК РФ от 1 июля 2002 г.) были утверждены Правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами. Приказом ГТК России от 4 февраля 2003 г. N 93 был утвержден сам Реестр банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами.

Порядок и условия включения банка или страховой организации в Реестр установлены непосредственно в ст. 343 Кодекса, и ГТК России не может устанавливать каких-либо дополнительных условий, а также требовать документы, не предусмотренные в Кодексе. В отличие от ныне действующего порядка (ст. 122 ТК РФ), плата за включение в реестр по новому Кодексу не взимается. В статье 344 Кодекса предусмотрены основания исключения банков, кредитных организаций или страховых организаций из Реестра.

Взыскание таможенных платежей

Новый Кодекс детально урегулировал в гл. 32 порядок принудительного взыскания таможенных платежей в случае их неуплаты или неполной уплаты. Анализируя положения указанной главы, несложно провести аналогию с нормами Налогового кодекса РФ, регламентирующими порядок взыскания недоимки по налогам, порядок направления требования об уплате налогов (сборов). В действующем ТК РФ порядок взыскания таможенных платежей зафиксирован только в одной статье - ст. 124.

Согласно п. 2 ст. 348 Кодекса принудительное взыскание таможенных платежей производится с лиц, ответственных за их уплату, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные платежи не уплачены.

Принудительное взыскание с юридических лиц производится путем взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (ст. 351), или за счет иного имущества плательщика (ст. 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание с физических лиц производится, как и по действующему Кодексу, только в судебном порядке.

В пункте 5 ст. 348 определяются условия, при которых принудительное взыскание таможенных платежей не производится: если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные платежи;

если размер неуплаченных сумм таможенных платежей в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 руб.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей.

Требование об уплате таможенных платежей не направляется в случаях принудительного взыскания таможенных платежей за счет товаров, указанных в п. 2 ст. 352 Кодекса, когда:

истек предельный срок хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе;

лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, не установлено таможенными органами.

Статья 350 Кодекса регулирует порядок направления требования об уплате таможенных платежей, определяет содержание данного требования. Указанные нормы аналогичны положениям гл. 10 НК РФ, регулирующей порядок направления требования об уплате налогов и сборов.

Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

Требование об уплате таможенных платежей должно содержать следующие сведения:

о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования;

сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с Кодексом;

сроке исполнения требования;

о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком;

об основаниях выставления требования.

Сама же форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается ГТК России.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

В соответствии с п. 4 ст. 350 Кодекса срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

В статье 351 Кодекса определяется порядок принудительного взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание). Решение о бесспорном взыскании платежей должно быть принято таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. В случае пропуска этого срока взыскание производится только в судебном порядке. На основании решения о бесспорном взыскании в банк, в котором открыты счета плательщика, направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств.

В статье 352 определен порядок принудительного взыскания таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, в ст. 353 - порядок взыскания таможенных платежей за счет иного имущества плательщика. Порядок обращения взыскания на суммы авансовых платежей и денежного залога определен в п. 1 и 2 ст. 353 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 353 взыскание таможенных платежей за счет иного имущества производится путем направления в течение трех дней со дня принятия начальником таможенного органа или лица, его замещающего, соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Указанный порядок предусмотрен в ст. 47 НК РФ. Исполнение постановления таможенного органа производится судебным приставом-исполнителем в соответствии с нормами ст. 47 НК РФ и Федерального Закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.) "Об исполнительном производстве".

Важным нововведением, улучшающим положение участников ВЭД, является снижение размера пеней, исчисляемых в связи с неуплатой таможенных платежей, а также более детальная регламентация некоторых особенностей исчисления пеней.

Согласно п. 2 ст. 349 Кодекса пени начисляются в процентах, соответствующих 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, от суммы недоимки за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных платежей, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) включительно. Указанное правило повторяет норму ст. 75 НК РФ, однако, в отличие от налогового законодательства, в Таможенном кодексе РФ пеня не относится к способам обеспечения уплаты.

В пунктах 4 и 5 ст. 329 Кодекса установлены сроки уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней:

при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, сроком уплаты считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных платежей считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары (п. 4 ст. 329 Кодекса);

при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины (налоги), сроком уплаты таможенных платежей считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (п. 5 ст. 329 Кодекса).

В статье 124 действующей редакции ТК РФ пеня начисляется в размере 0,3% от суммы недоимки за каждый день просрочки. С 18 февраля 2003 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 18%, и, соответственно, пеня будет равна 0,06% от суммы недоимки по таможенным платежам, что меньше существующего процента в 5 раз.

Еще одним положительным моментом, связанным с порядком исчисления пеней, является установление особенностей в отношении исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией, и в отношении товаров, находящихся на складе временного хранения.

Так, согласно п. 3 ст. 349 Кодекса при выставлении требования об уплате таможенных платежей поручителю или гаранту пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией. На основании п. 5 ст. 349 Кодекса в случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения за период временного хранения пени не начисляются и уплате не подлежат.

В соответствии с п. 7 ст. 349 Кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных платежей или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Возврат таможенных платежей

Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей определен в гл. 33 Кодекса. В действующей редакции ТК РФ возврат регулируется одной статьей - ст. 125.

Новые нормы также улучшают положение участников ВЭД. Например, в действующей редакции ТК РФ предусмотрено, что лицо вправе требовать возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в течение одного года с момента их уплаты или взыскания. В соответствии с п. 2 ст. 35 5 Кодекса лицо имеет право подать заявление о возврате в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Таким образом, в новом Кодексе увеличен срок, в течение которого лицо может потребовать возврата.

По аналогии с НК РФ (п. 3 ст. 79 НК РФ) в новом Кодексе предусматривается обязанность таможенного органа не позднее одного месяца со дня обнаружения факта излишней уплаты (взыскания) таможенных платежей сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

В статье 355 Кодекса предусмотрена ответственность бюджета в случае просрочки рассмотрения таможенным органом заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) таможенного платежа. Так, при нарушении срока рассмотрения заявления о возврате, который составляет один месяц, на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

На основании п. 8 ст. 355 Кодекса возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. При этом важно отметить, что, в отличие от налогового законодательства, Таможенный кодекс не разделяет процедуры зачета и возврата излишне уплаченных платежей, а определяет зачет как форму возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Пункт 9 ст. 355 Кодекса устанавливает основания, при которых возврат не производится.

Так, при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей возврат в размере указанной задолженности не производится. В этом случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат также не производится:

если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении трех лет. Статья 356 Кодекса предусматривает иные случаи возврата уплаченных таможенных платежей, а ст. 357 регулирует вопросы возврата денежного залога.

***

Вайпан Виктор Алексеевич

Главный редактор журнала "Право и экономика". Руководитель отдела научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Член Центрального Совета Союза юристов России и Координационного совета Международного союза юристов. Член научно-методического совета при ЦИК России. Специалист по трудовому и гражданскому праву. Адвокат. Кандидат юридических наук.

Родился 19 июня 1964 г. в г. Волхове Ленинградской обл. В 1986 г. с отличием окончил юрфак Одесского госуниверситета. 1986-1989 гг. - очная аспирантура во ВНИИ советского государственного строительства и законодательства. Научная проблематика: оплата труда, юридические лица, собственность. Участвовал во многих крупных арбитражных делах.

Автор многочисленных публикаций, в том числе: Коллективный договор сквозь призму перестройки, 1988; Социальная справедливость и трудовое право, 1987; Комментарий к Основам законодательства Союза ССР об аренде, 1990; Ликвидация юридического лица, 1997; Комментарий к Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, (в соавт., 2002). Отв. редактор Комментария к новому Гражданскому процессуальному кодексу РФ (2003), Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003), Комментария к новому Уставу железных дорог РФ (2003).

Гладких Сергей Рудольфович

Юрист Аналитического правового центра ЗАО "Юридический Дом "Юстицинформ". Специалист по гражданскому, налоговому праву, по гражданскому и арбитражному процессу.

Родился 29 апреля 1977 г. в Москве. Окончил МГЮА в 2001 г.

Имеет ряд публикаций в юридических журналах, соавтор Комментария к новому Гражданскому процессуальному кодексу РФ (2003 г.), Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003).

Щербинин Сергей Сергеевич

Руководитель Аналитического правового центра ЗАО "Юридический Дом "Юстицинформ". Специалист по гражданскому, конституционному праву. Кандидат юридических наук.

Родился 26 января 1975 г. в Москве. В 1997 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автор Комментария к Закону об экспортном контроле (2002), Комментария к Закону об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (2002), соавтор Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003), а также статей в научных сборниках, юридических и экономических журналах.

(Продолжение следует.)



Виктор ВАЙПАН, Сергей ГЛАДКИХ, Сергей ЩЕРБИНИН, 8, стр. 14-26, Право и экономика
30/08/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации