Северо-Западу обещано благополучие. В регионе "обкатают" Таможенный кодекс
Северо-Запад России станет своего рода полигоном для "обкатки" нового Таможенного кодекса РФ, который вступает в силу с 1 января 2004 г.
Об этом сообщил корреспонденту "ДП" заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам и председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Госдумы РФ Валерий Драганов.
По его мнению, часть таможенных платежей, взимаемых в пограничных районах, необходимо оставлять на развитие таможенной инфраструктуры и приграничной торговли. "Северо-Западный регион является в этом плане ключевым, так как через него проходят огромные экспортно-импортные потоки, - подчеркнул бывший глава Государственного таможенного комитета России (ГТК). - Кроме того, Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) может быть использовано в качестве полигона для "обкатки" экспериментов по либерализации и дебюрократизации целого ряда процедур, связанных с таможенным управлением".
Надежда на кодекс
Такие возможности, по мнению Валерия Драганова, дают нормы нового Таможенного кодекса. Одна из них касается сокращения сроков таможенного оформления товаров (как уже неоднократно сообщал "ДП", по новому кодексу срок таможенного оформления не может превышать 3 суток, против 10 в старой редакции). Представители бизнеса в реализации этой нормы сильно сомневаются. Допустим, на таможенный пункт прибудет десяток грузовиков, у всех нужно будет проверить сертификаты, провести досмотр и т.д. Правда, таможня может выпустить груз в свободное обращение и так, однако участнику ВЭД для этого придется положить деньги на депозит, пока не будет проведен полный контроль за растаможкой. "Такая ситуация возможна", - признал Валерий Драганов. Однако вряд ли такие случаи будут доминировать, тем более что в кодексе четко прописана технология возврата. Кредитовать бизнес как раньше государство не будет", - считает он.
"Теоретически уложиться в 3 суток можно. Но сбои возможны, причем необязательно из-за таможни. В конце концов, импортер или экспортер сам может неправильно оформить документы", - полагает заместитель директора по развитию ЗАО "Таможенный компьютерный сервис" Виктор Макеров.
Есть вопросы
У бизнеса вызывают вопросы и другие нормы кодекса. Например, с 1 января 2004 г. таможенные брокеры должны предоставить финансовые гарантии под свою деятельность. Разработчики оценили ее в 50 млн рублей. Эксперты, опрошенные "ДП", считают, что мелкие брокеры будут вынуждены либо объединяться, либо уходить с рынка. Не исключает такого сценария и Валерий Драганов.
По его словам, возможен вариант, когда крупные брокеры станут монополистами, что приведет к повышению в несколько раз расценок на их услуги. "Разработчики этой нормы опирались на цифры, а они свидетельствуют о том, что до 80% так называемых фирм-однодневок оформляются как раз у мелких таможенных брокеров".
Фото:
- Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам и председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Госдумы РФ Валерий Драганов пообещал Петербургу процветание под сенью нового Таможенного кодекса.
Владимир Лавицкий, Москва, 181, стр. 7, Деловой Петербург
30/09/2003