Греф посчитал разногласия с Таможенным комитетом "рабочими"
В четверг на заседании правительства будут рассмотрены вопросы таможенно-тарифной политики в ближайшие два года. Для Минэкономразвития и
ГТК заседание может оказаться последней возможностью отстоять свою позицию по новому
Таможенному кодексу (ТК). Но похоже, Минэкономразвития предпочтет отстаивать перед правительством поправки к другому закону - "О таможенном тарифе".
Главная тема сегодняшнего заседания правительства была определена после письма Минэкономразвития премьеру Михаилу Касьянову. Письмо, подписанное главой министерства Германом Грефом, появилось еще в начале месяца и посвящено новому
Таможенному кодексу, введение которого намечено на 1 января 2004 года. Суть претензий министерства к новому кодексу по большому счету сводится к тому, что новый ТК оставляет за таможенниками слишком много полномочий, а это может смутить те страны, от которых будет зависеть вступление России в ВТО.
В числе глав ТК, которые могут помешать нам на пути к ВТО, Минэкономразвития называет и главу об интеллектуальной собственности. После 1 января 2004 года таможня сможет тормозить на границе объекты интеллектуальной собственности, но только если производители предварительно внесут их в специальный реестр. В случае если какой-то товар в этом реестре не будет зафиксирован, таможенники ничего не смогут сделать - даже если будут уверены в том, что через границу идет контрафакт под видом этого товара.
Минэкономразвития недовольно и тем, что таможня с 1 января 2004 года получит дополнительные права при аресте незаконно перевезенного через границу товара. Такое право будут иметь любые должностные лица
ГТК, причем решения суда для этого им не потребуется. И в отличие от старого кодекса теперь платить пошлины и налоги с незаконно ввезенных товаров, возможно, придется добросовестным приобретателям - становится реальностью старая "страшилка" про таможенника, который может прийти и конфисковать незаконно ввезенный в страну автомобиль.
Не нравится Минэкономразвития и ослабление по сравнению с нынешним кодексом норм провоза товаров физическими лицами: беспошлинно можно будет провозить товар стоимостью до 65 тыс. руб. (кроме транспортных средств) вместо сегодняшнего ограничения в 50 кг. Ведомство уверено, что это приведет к увеличению "челночного" импорта дешевого ширпотреба.
В министерстве настаивали на внесении в кодекс поправок, которые спасут документ от нареканий стран - участниц ВТО. В
ГТК с этим категорически не согласны. "К кодексу не надо относиться как к Священному Писанию, но он должен поработать хотя бы полгода, чтобы стало понятно, имеются ли в нем недостатки", - заявил в начале недели председатель
ГТК Михаил Ванин.
Все, кто так или иначе приложил руку к написанию кодекса, категорически опровергают опасения Минэкономразвития по поводу несоответствия кодекса нормам ВТО. По мнению зампреда бюджетного комитета Думы, экс-председателя
ГТК Валерия Драганова (ему принадлежит большинство поправок в правительственный вариант кодекса), новый кодекс по описанию внешнеторговых процедур полностью соответствует нормам, применяемым в мире. По словам главы рабочей группы РСПП по присоединению к ВТО Алексея Мордашова, "при повторном рассмотрении члены РСПП не нашли ни одного пункта, не соответствующего нормам Всемирной торговой организации". Его поддерживает и директор по коммерческим вопросам ООО "Марс" Светлана Карпова: "Понятно, что любые изменения в законодательстве - это потенциальный риск, который может привести к сбоям в работе, однако те преимущества, которых мы ожидаем от внедрения нового кодекса, позволят бизнесу стать более гибким, прозрачным, экономически предсказуемым".
Аргументы представителей бизнеса в пользу нового кодекса достаточно сильны: ТК предоставит им право самостоятельного выбора места таможенного оформления грузов и упростит процедуру. Более того, таможенные органы не смогут навязывать маршрут перевозчику.
В самом
ГТК не отрицают, что кое-какие внешнеторговые барьеры кодекс оставил. Правда, по словам руководителя правового департамента
ГТК Галины Баландиной, это "средства, с помощью которых государство защищает свои интересы". И Россия в подобных вопросах ведет себя ничуть не строже остальных стран.
Похоже, такое единодушие, как и прогнозы СМИ о возможной отсрочке введения нового кодекса, убедили Минэкономразвития в необходимости успокоить страсти. Вчера, выступая перед слушателями Академии внешней торговли, Герман Греф заявил, что новый
Таможенный кодекс "значительно более сбалансирован и прогрессивен", чем действующий ныне. "Никаких идей о том, чтобы не вводить документ в действие, не высказывалось, - недоумевал глава Минэкономразвития. - Есть ряд чисто рабочих проблем, которые необходимо решить с
ГТК до конца этого года".
Возможно, это тактический маневр. В распоряжении "Финансовых Известий" имеются материалы Минэкономразвития к сегодняшнему заседанию правительства, из которых следует, что претензий ведомства к самим таможенным пошлинам гораздо больше, чем к новому ТК. Поэтому главный упор на заседании может быть сделан на внесении поправок в закон "О таможенном тарифе".
Так как после присоединения России к ВТО изменение ставок импортных тарифов придется в большинстве случаев согласовывать с другими участниками этой организации, Минэкономразвития хочет добиться поддержки разработанного министерством проекта закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах", который готовится к третьему чтению в Думе. По мнению ведомства, эти меры во многом смогут компенсировать будущую узость маневра в вопросах тарифной политики.
Предлагается уже в этом или следующем году ввести "ценовые" и "качественные" пошлины. Суть их в том, что ставка таможенной пошлины автоматически изменяется в зависимости от заявленной на таможне цены товара: возрастает по мере уменьшения цены, если нужно защитить рынок от дешевых аналогов отечественных товаров, или уменьшается - если требуется дешевый импорт. Таким образом, полагает Минэкономразвития, можно регулировать, например, импорт зерновых. То же самое предлагается делать при экспорте, если есть подозрение, что товар вывозится по заниженной цене для сокрытия валютной выручки. Для более точной регулировки предлагается сократить "шаг" корректировки ставок таможенных пошлин с сегодняшних 5% до 2.5-0.5%.
Будет настаивать Минэкономразвития и на нашумевшем требовании более быстрого введения новых ставок пошлин с сохранением секретности. Предлагается внести поправки в
Налоговый кодекс о возможности сокращения минимального месячного срока ввода новых ставок со дня опубликования постановления правительства и сократить число участвующих в принятии решения лиц для сохранения конфиденциальности.
Когда речь идет о столь серьезных поправках, претензии к слишком большим вольностям для таможенников выглядят действительно "рабочими". Поступившись требованиями, которые не нашли поддержку ни у депутатов, ни у бизнеса, Минэкономразвития может сосредоточить усилия на вопросах, играющих на практике гораздо большую роль, чем нормы кодекса. Тем более что у нас, как верно заметил Ванин, ТК - не Священное Писание. Как и все законы.
Екатерина ВЫХУХОЛЕВА, Татьяна РЫБАКОВА, Фин.Известия.Ру
02/10/2003 8:19:00Оригинал материала