Новый Таможенный кодекс – это хорошо забытый старый
Новый Таможенный кодекс, по словам экспертов, это всего лишь подретушированный вариант старой редакции Кодекса с несколькими обновленными формулировками и вступление его в силу не сможет переменить коренным образом ситуацию на таможнях. Между тем, по заявлению зампредседателя Комитета Госдумы по налогам и сборам Валерия Драганова, Кодекс вступит в силу с первого января 2004 года в любом случае. Любопытно, что Драганов, который разработал, по мнению многих, более революционный вариант Кодекса, ныне теперь поддерживает практически противоположный.
Новый
Таможенный кодекс, по утверждению Валерия Драганова, отвечает всем требованиям, необходимым для успешного ведения бизнеса, и его новая редакция направлена на защиту интересов предпринимателей. Главное, на что делают упор депутаты и чиновники, это соответствие нового кодекса нормам и правилам международной торговли. По их заявлениям, закон полностью унифицирован под таможенные процедуры в других странах.
Несмотря на уверения Драганова о том, что новый кодекс является на 100% законом прямого действия, в
ГТК признают, что часть положений Кодекса требует уточнения подзаконными актами и инструкциями из Таможенного комитета. Как сообщил БПИ исполняющий обязанность замначальника управления
ГТК по тарифному и нетарифному регулированию Сергей Шурыгин, для того, чтобы кодекс начал работать, необходимо принять еще около сотни нормативных актов, которые бы уточнили некоторые положения закона.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении законопроекта об утверждении методики определения таможенных платежей. Пока не решено, будет ли это отдельный закон или постановление правительства, сообщили БПИ в
ГТК. Однако в Комитете подчеркивают, что большинство нормативно-правовых актов, которые разрабатываются для уточнения норм Кодекса, имеют технический характер и не затрагивают интересов участников внешнеэкономической деятельности. "Мы должны уточнить, какие бланки применяются при оформлении декларации, куда таможенник должен поставить печать, это чисто технические формулировки", - сообщил БПИ полковник таможенной службы замначальника управления по связям со СМИ Сергей Омельченко.
В Институте финансовых исследований БПИ в свою очередь отметили, что ТК, еще не вступив в силу, "обрастает" многочисленными актами и инструкциями. С одной стороны,
Таможенный кодекс содержит полный перечень документов, которые требуются для прохождения таможенных процедур, с другой стороны, сведения об этих документах на каждой таможне могут спрашивать разные, так как таможенным пунктам разрешено утверждать свои отдельные требования по сведениям. "Этим мы разрешили упрощать таможенные процедуры на постах", - считает Драганов. По словам Омельченко, все нормативно-правовые акты, касающиеся процедур пересечения товаром границы, строго ограничивают действия таможенников на постах. "Мы уточняем регламент деятельности всех служб на постах, объясняем, как необходимо себя вести таможеннику в соответствии с новым ТК, - утверждает Омельченко, - ничего дополнительно сделать таможенник не имеет права".
"За таможней остается право составлять перечни документы и требований к ним в целях совершенствования таможенных процедур, что создает дополнительную почву для бесконтрольного усложнения прохождения контроля", - пояснили эксперты Института, ссылаясь на статью 63 нового ТК. В Институте считают, что и хваленого сокращения простоев на таможне не произойдет. Закон, как утверждают эксперты, прописан таким образом, что в случае если импортер и таможенный чиновник не пришли к "консенсусу" относительно размера таможенной стоимости груза или таможня не удовлетворена предоставленными импортером документами, выпуск груза в свободное обращение может растягиваться на неопределенный срок. Это может длиться до тех пор, пока стороны не решат конфликт в суде, либо импортер недоначислит на счет таможни соответствующие таможенные платежи.
Более того, таможня имеет право неограниченно продлевать таможенные процедуры, если предъявляемые для проверки грузы не разделены на упаковочные места по отдельным видам или наименованиям товара (таким образом, если груз содержит большой ассортимент товаров, то таможенная процедура может продлеваться на неопределенное время по воле отдельного таможенного чиновника). Во всех этих случаях кодекс создает условия для того, чтобы самый добросовестный импортер был готов "стимулировать" деятельность таможенников, чтобы избежать простоев груза в зоне оформления, считают в Институте.
В самом
ГТК утверждают, что с внедрением новых информационных технологий таких проблем на таможнях возникать не будет. "Участие таможенника в перевозе товара будет минимальным за счет введения электронного документооборота, ведь документы будут приходить уже проверенные в едином центре, сверенные с данными по другим таможенным пунктам и с данными производителей и дилеров", - полагает Омельченко.
Валерий Драганов заявил, что новый кодекс в любом случае вступит в силу с 1 января 2004 года, несмотря на выступления чиновников из МЭРТа и Минфина, которые утверждают, что введение некоторых положений нового кодекса приведет к недофинасированию бюджета в размере не менее 15 млрд рублей. Прежде всего эти потери связаны с процедурой определения объема таможенных сборов. Между тем, принятие отдельной главы второй части
Налогового кодекса, регулирующей методику определения сборов, было отложено, напомнил Драганов.
Он подчеркнул, что письмо из министерств, с которыми чиновники обратились к председателю правительства, не является "официальным". "Мы не будем спорить с правительством, хотя суммы не представляются им катастрофическими", - заявил Драганов. Поэтому в бюджете страны на следующий год было принято ввести отдельную статью, приостанавливающую действие статьи 438 нового ТК в части признания утратившими силу положений старого кодекса. Таким образом, объяснил Драганов, взимание таможенных сборов будет в следующем году вестись по старому принципу.
Как полагают в Институте финансовых исследований, в новом кодексе много "старых принципов". Например, насколько легче будет процедура оформления товара на таможне с отменой лицензирования околотаможенных услуг (СВХ, таможенные перевозчики и брокеры), конечно, покажет время. Как полагают эксперты, альтернатива мало чем отличается от лицензирования. Новый
Таможенный кодекс предлагает вносить брокеров и перевозчиков в "реестры" и выдавать им в качестве разрешения проведения деятельности "свидетельства".
Для того, чтобы получить документ, брокеру, например, необходимо иметь в виде залога обеспечение в размере не менее 50 млн. рублей, исключить из реестра имеет право
ГТК, восстановить свидетельство можно в суде. "Приходится констатировать, что российским чиновникам вновь удалось благодаря "ловкости рук" протащить красивый документ, не имеющий ничего общего с понятиями "либеральности" и "таможенного климата, благоприятного для ВЭД", а лишь закрепляющий нынешнее положение дел", - заявил эксперт Института Олег Янкелев.
"Мы же не будем вносить поправки в закон, который еще не действует, это абсурд, - заявил Драганов, – но если потребуется, мы их можем принять уже в феврале". Хотя, как полагают эксперты, поправки не смогут исправить положение, для этого было бы необходимо принять так называемый депутатский вариант Кодекса. А теперь об этом и говорить поздно.