Бесконтрольный таможенный контроль
Волна увольнений за злоупотребления полномочиями на Нижегородской таможней как индикатор выявила, что проблемой коррупции при проведении экспортно-импортных операций решили заняться всерьез. По данным источника из ГТК, деятельность некоторых таможенных пунктов уже давно привлекает внимание силовиков. Однако технологии для информационного обмена вводятся, скорее, для демонстрации партнерам из стран ЕС, которые признали нашу таможенную службу практически "образцовой". Тем не менее, пока таможенные пункты обмениваются не информацией, а "серыми" импортерами.
Накануне завершилась трехдневная встреча между экспертами Таможенного комитета России и их европейских коллег. Как сообщили БПИ в пресс-службе
ГТК, целью встречи было обсуждение вопросов, касающихся единого административного документа и транзита.
На встрече первый заместитель председателя
ГТК Леонид Лозбенко сделал традиционное заявление, что работа экспертов обеих сторон даст "мощный толчок" развитию контактов между таможенными службами России и странами ЕС. Эксперты, в ходе общения, обменялись мнениями и провели сравнительный анализ российской таможенной системы и системы, действующей в странах ЕС, а помимо этого, при посещении одного из таможенных пунктов, представители
ГТК представили коллегам терминал информационной системы оперативного мониторинга.
Между тем, пока в Москве высокие люди из Таможенного комитета похваляются высокими технологиями, на таможенных постах импортеры вовсю растаможивают по заниженной инвойсной стоимости зарубежные товары. По оценкам экспертов
ГТК, товарооборот "серого" импорта в стране составляет не менее 12%, а в свою очередь, сами "серые брокеры" оценивают объем подобных операций по уходу от пошлин в 80%. При этом схемы бывают самые разные - либо через оффшорные фирмы, либо через компании-однодневники, либо путем снижения декларируемой стоимости.
Технологически, таможенное оформление "серого" импорта товаров, как правило, концентрируется на постах, которые специализируются на определенной продукции, и по тому как "мигрируют" эти точки с поста на пост можно судить о том, где проводится "чистка", а где импортеры нашли с таможней "консенсус". К примеру, в последнее время "центр тяжести" растаможивания основного объема холодильного оборудования переместился на таможенный пункт в Подольске. До недавнего времени основной "перевалочной базой" этой группы товаров являлся Нижний Новгород. Объяснением тому, что, например, товар из Европы перемещается для растаможивания в Нижний Новгород, а затем перевозится в Москву, могут быть только имеющиеся договоренности с более покладистыми региональными таможенниками. Усиление контроля в нижегороднском регионе за импортом спровоцировало перемену места расположения центра растаможки: "серым" импортерам пришлось искать новых партнеров.
По данным
ГТК, буквально в последние месяцы доля растаможенных товаров в Подольском управлении выросла до двух третей от всех товаров, перемещаемых через таможенную границу России. Для сравнения: согласно данным
ГТК, за январь- май этого года, через Подольский участок было растаможено порядка 2000 тонн холодильного оборудования на $3,7 млн, а на Санкт-петербургском - аналогичного оборудования было растаможено 365 тысяч тонн на $2,44 млн.
"Мы не можем доказать, что товар был куплен по цене выше названной, - сообщил БПИ, расписываясь в своей беспомощности, руководитель управления
ГТК Сергей Шурыгин, - также как и не можем отследить движение товара от начального продавца до конечного покупателя". По его словам, у таможенных служб не хватает на это специалистов и технологий по информационному обмену с зарубежными партнерами. К тому же действующий
Таможенный кодекс предоставляет широкий диапазон возможностей по "оптимизации" уплачиваемой таможенной пошлины. Например, холодильник, который провозится без наклеек и упаковки может быть оформлен как "полуфабрикат", и это позволяет занизить его стоимость, а значит, такой холодильник облагается более низкой пошлиной.
В то же время, отечественные производители негодуют от того, что стоимость импортных товаров иногда многократно занижается, подобно импорту, прошедшему таможенную очистку на Подольском участке, что позволяет импортерам реализовывать такие товары дешевле российских аналогов и делает бессмысленным их производство в РФ.
Установление информобмена могло бы существенно снизить коррупцию на таможне, однако у государства на это нет средств, говорят в
ГТК. Таможенный комитет предпочитает действовать по-старинке: в июле прошлого года
ГТК направил во все таможенные управления рекомендательные письма, которыми таможенным постам вменялось сверять инвойсную стоимость товара с данными
ГТК, основанными на статистике рыночных цен товаров. К письму прилагались списки видов продукции и минимальные цены производителя. Все дилерские скидки должны были прилагаться в сопроводительных документах и учитываться на таможне. По-видимому таможенники не слишком заинтересованы в оперативном внутреннем обмене данными.
По словам генерального директора завода холодильных установок "Ариада" Виктора Васильева, на долю продаж отечественного производителя приходится не более 55%, что составляет в месяц около 1 млрд. рублей. За этот же период импортного аналога продается
на сумму 800 млн. рублей. Если учесть ситуацию с "откатом" на таможне, можно смело говорить о том, что бюджетные потери России каждый месяц составляют около 200 млн. рублей. Государственный таможенный комитет ссылается на то, что соответствие между заявленной стоимостью и реальной проверить практически невозможно. Однако, по мнению источника в МВД, сложности никакой нет и таможенная служба просто лукавит.
"В наименованиях более десяти тысяч товаров, каждый груз просто невозможно проверить", - заявил БПИ исполняющий обязанности заместителя начальника
ГТК главного управления тарифного и нетарифного регулирования Сергей Шурыгин. - К тому же отследить путь товара непросто. У нас нет налаженных контактов с зарубежными производителями, специалистов, которые могут "на глаз" определить, сколько стоит импортный товар, тоже нет".
Однако ситуация несколько изменится с вступления в силу с нового года нового
Таможенного кодекса, который вводит механизм расчета минимальных таможенных платежей. "По крайней мере, посредник-импортер будет платить хотя бы минимум, хотя и тут лазеек достаточно. Теперь вопрос сведется к тому, сколько будет стоить определить минимальную стоимость товара", - заявляет Васильев. К тому же он напомнил, что законодательно в новом ТК не определены четкие границы товаров по наименованиям.
Российские производители пытаются сейчас бороться с "серым" импортом, посылая письма с калькуляцией расходов на производство товаров в правительство и администрацию президента. Недавний успех Союза российских производителей по перекрытию канала на Нижегородской таможне привел к тому, что цены на польские товары сразу выросли, а оборот российских вырос на 10%. Однако спустя три месяца ситуация вернулась на круги своя. Российские производители требуют ужесточения контроля за таможней, не обращая внимания на то, что в этом случае импортные комплектующие к ним будут поступать также по более высоким ценам. Потребитель оплатит все из своего кошелька.
Между тем, Всемирный банк выразил готовность предоставить российским таможням кредит в $140 млн. на развитие информационных технологий. Как сообщили БПИ в пресс-службе
ГТК, необходимые документы уже все подписаны и к 2008 году
ГТК планирует вывести нашу таможенную службу на уровень европейских стран.
Однако разрешение только технологических проблем с обменом данных о таможенных платежах вряд ли сможет перектроить всю систему. Для этого государству придется изменить прежде всего, менталитет таможенников, установить не только постоянный контроль на пунктах транзита, но и ввести большую ответственность за превышение полномочий. Правда, в этом случае государство окажется перед выбором, что ему сделать - поднять престиж таможенной службы, создав соответствующие условия для нее и обеспечить таким образом полноценные сборы или безвольно наблюдать за потерями в федеральном бюджете.