Текущее положение дел в таможенной сфере РФ
25 апреля 2003 г. Госдумой РФ принят новый
Таможенный кодекс России (вступает в действие с 1 января 2004 г.).
Новый Таможенный кодекс вызвал массу дискуссий среди экспертов таможенного дела и участников ВЭД. Ситуация выглядит неоднозначно. В этой связи с целью прояснения сложившегося положения и объективной оценки происходящего в таможенной сфере России Русское экономическое общество начинает серию публикаций о состоянии и перспективах развития таможенного дела в РФ. В работе над публикациями принимают участие ведущие эксперты по данному вопросу, участники ВЭД, профессионалы рынка.
О таможенно-тарифной политике
К сожалению, в нашей стране таможенно-тарифная политика отсутствует. Существующий таможенный тариф не имеет экономического обоснования, он принят фактически “с потолка”, на что указывают, например, размеры ставок пошлины 10, 15, 20% на товары, которые вообще не производятся в стране. А ведь, таможенная пошлина – это защитная мера.
На самом деле, если какая-то отрасль выпускает свой товар, конкурентоспособный за рубежом, то наша таможенная ставка не должна быть выше ставки за границей. Но если товар производится в небольших количествах, не обеспечивающих потребность даже небольшого города, то какая может идти речь о заградительной ставке по импортзамещению на этот товар! И какая может быть вообще ставка пошлины на товар, который у нас не производится! Что мы защищаем, вводя в таких случаях пошлины? На Западе ставка 20% считается заградительной! А все дело в том, что таможенные пошлины в России существуют только для обеспечения возврата НДС сырьевым экспортерам.
Несовершенная таможенная политика государства приводит к тому, что высокие таможенные ставки вынуждают многих импортеров нарушать законодательство, чего бы они не делали, если ставки были бы разумными.
О финансовом плане для ГТК
План сборов таможенных платежей для Гостаможкомитета РФ (ГТК), скорее всего, определяется, исходя из сумм, которые должны быть возвращены экспортерам сырьевых ресурсов в виде НДС и прочих льготных статей. Эту цифру правительство и определяет таможенному ведомству в качестве финансового плана.
План для ГТК – это парадокс для российской таможенной политики. На Западе нет плана, он и не может быть для рыночной экономики, тем более по собираемости таможенных платежей. Разве можно заранее знать, кто будет завозить какой-то товар, в каком количестве и по какой стоимости? В этом случае должен быть лишь статистический учет, который будет указывать экономистам те или иные прорехи в производственной деятельности внутри страны, он позволит более тонко определять конъюнктуру по отраслям.
Чтобы выполнить план, таможенные органы посредством существующего законодательства вмешиваются в контрактные цены, часто повышая их своими корректировками в большую сторону. Выполнение плана и его перевыполнение, естественно, сказывается на повышении розничных цен на импортные товары и продукты питания первой необходимости, что объективно отражается на социальном положении российского общества.
О либерализации деятельности таможни
Таможня должна быть, как и во всех развитых и развивающихся странах, органом, обслуживающим внешнюю торговлю. Это означает, что клиент приходит в таможню, подает таможенную декларацию на свой товар, а таможенник проверяет документы и выпускает товар в свободное обращение. На этом все!
У нас же сегодня (и с 1 января 2004 г.) работники таможни сразу же начинают смотреть контрактную цену и сравнивать ее с ценовой информацией, которую рассылает ГТК. И если цена окажется ниже установленной ГТК, то это считается занижением таможенной стоимости, и таможенник начинает произвольно корректировать эту стоимость.
Во всем же мире в качестве основного принят метод определения таможенной стоимости по цене контракта (без ее корректировки), а занижением таможенной стоимости считается отличие цен в разы. Причем контроль над занижением цен осуществляют городские комитеты по ценообразованию. В России же ценовую информацию предоставляет ГТК, причем чаще на основе оптовых цен, не учитывая цен производителей.
О вступлении в ВТО
Вступление в ВТО означает резкое снижение пошлин и обнуление ставок пошлин на те товары, которые вообще не производятся в нашей стране.
Возьмем в качестве примера ситуацию с импортным чаем. У нас ставка таможенной пошлины на чай составляет 20%. В Литве до приведения в соответствие с законодательством ВТО она составляла 15%, однако сегодня там были вынуждены, подчиняясь общим правилам ВТО, сделать ставку гораздо ниже – 3,2%. Чай – одна из сотен тысяч позиций в товарной номенклатуре ввозимых товаров. Тем не менее, большинство ставок пошлин характеризуются аналогичным образом.
У нас просто не хотят снижать ставки импортных пошлин. Особенно это относится к таможенным органам. В то же время таможенные тарифы Евросоюза отличаются от российских в разы практически по всем позициям.
Высокие таможенные пошлины – это бег на месте, никакого экономического развития, это барьер для экономики малого и среднего бизнеса.
Рекламная акция от ГТК
После принятия так называемого нового Таможенного кодекса ГТК стал усиленно его пропагандировать. Что же подразумевают представители ГТК, говоря о новизне этого документа?
В оправдание принятого Таможенного кодекса говорится: “таможенное оформление с нового года будет производиться в течение трех дней вместо десяти”. А что мешает таможенникам сейчас оформлять товары за одни сутки? Для этого достаточно одного приказа ГТК.
Второе – “не будет лицензирования околотаможенной деятельности”. Зато будет еще хуже – лицензию заменили свидетельством на право находиться в реестре ГТК. А чтобы попасть в него, надо положить на депозит таможни в качестве обеспечения миллионы рублей, которых в большинстве случаев не найдется.
Третье – “будет использоваться предварительное декларирование товаров”. Так мы им пользуемся уже 6-7 лет. Это предварительное представление информации по модему. Однако таможенники не будут оформлять документы без подачи бумажных носителей с отметками о пересечении таможенной границы, с отметками, что груз поставлен на СВХ. Времени на таможенное оформление товара потребуется столько же, сколько и при обычном оформлении товара.
Четвертое – “теперь в кодексе предельно четко определены документы, которые необходимо представить в таможню”. А что толку, если сведения, их количество в этих документах определяет ГТК! Может быть две бумаги, а в них 40 сведений, на каждое из которых потребуется в качестве доказательства отдельный документ. И ведь придется их предоставлять.
В первоначальном варианте Кодекса планировалось сократить до минимума количество необходимых документов для полного оформления товара на границе, которые включали бы лишь товарно-сопроводительную накладную и счет (инвойс). Сейчас требуется целая кипа документов.
Непонятно и устранение Госстандарта от своих прямых обязанностей – контроля за сертификацией товара. Это возлагается на таможенные органы. Однако задача таможенников – не пропускать только запрещенные к ввозу товары, а разрешенные они обязаны пропустить. Сертификация – это дело владельца груза, его проблема в процессе предпродажной подготовки, без этого он не может продавать товар. Сертификация же на таможне – это большое поле для коррупции. Данные сертификата вносятся в таможенную декларацию, и без него таможенники вправе задержать оформление товара.
Кроме того, новый Таможенный кодекс не удалось сделать законом прямого действия, о чем свидетельствует большое количество нормативных актов ГТК и правительства, которые надо принять, чтобы этот Кодекс начал работать.
Внутренних таможен быть не должно
На Западе таможенное оформление товара осуществляется только на границе без помещения товара на склад временного хранения (СВХ). Времени на это уходит всего 20-30 минут. СВХ там существует только для особых случаев. У нас же порочное развитие получила система внутренних таможен вкупе с коммерческими структурами (СВХ и брокерскими фирмами). Сейчас помещение грузов на СВХ приводит к удорожанию импортного товара.
Внутренние таможни – это нонсенс. Доставка нерастаможенного груза производится через всю страну. Внутренние таможни существуют лишь для обеспечения околотаможенного бизнеса.
Институт таможенных брокеров на Западе служит для более легкого прочтения таможенниками предоставляемых им документов. У нас же институт брокеров извращен и выполняет только функции по собираемости таможенных платежей. Брокер фактически находится “на коротком поводке” у таможни. Например, если не выполняется план по таможенным сборам, таможенники не будут искать ошибки в декларациях клиентов, не пользующихся услугами брокеров, их искать надо, а брокер – рядом. Поэтому заводится дело о нарушении таможенных правил, а брокер отвечает, как будто он сам перемещал груз. По новому Налоговому кодексу брокер несет ответственность в течение 3 лет. Так что, когда до плана не дотягивает таможня, она берется за брокера, находит поводы и взимает с него штрафы.
СВХ будут закрываться
С начала 2004 г. в связи со вступлением в действие нового Таможенного кодекса в нашей стране произойдет резкое сокращение количества СВХ и брокеров в силу сильно завышенных требований по обеспечению их деятельности. А те СВХ, которые останутся, резко сократят объемы крытых складских помещений и площади открытых складов. Чтобы заработать на будущие расходы, они уже сейчас начнут поднимать цены на свои услуги. Потенциальные кандидаты в реестр начинают копить миллионы, чтобы с 1 января 2004 г. получить свидетельство о нахождении в реестре.
По мнению экспертов, с нового года закроется около 90% СВХ и 99% брокеров, а на всю нашу страну останется 10-15 федеральных брокеров.
Будущее за новой концепцией Таможенного кодекса
Все наработки экспертов, связанных с развитием по-настоящему новой концепции Таможенного кодекса, не утеряны, сегодня они находятся в архиве. По мнению экспертов, при вступлении России в ВТО мы будем вынуждены вернуться к тому варианту Кодекса, который сегодня пылится на полках архива Государственной Думы. Со старым Таможенным кодексом в ВТО нам делать нечего.
Русское экономическое общество выражает особую благодарность Алексею Зернову (эксперту Калининградского научного общества) за предоставленные материалы