Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


Точка зрения

Разумно ли усложнять российский промысел или Почему рыба дорогая?

Прежде всего, скажу о том, что я с глубоким уважением отношусь к такой государственной структуре, как таможня. Всем известны слова: "За державу обидно...". Но мне непонятны претензии к российским рыбакам со стороны органов отечественной таможни, когда им ставятся в вину действия, совершение которых влечет ответственность, предусмотренную ст. 16 Кодекса об административных правонарушениях.

Имеет смысл поподробнее проанализировать складывающуюся ситуацию.

"1. Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 1/2 до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 1/2 до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения".

Эта статья применяется повсеместно в отношении наших рыболовных судов, желающих доставить в Россию добытую ими рыбу, на основании действующего положения Таможенного кодекса РФ, в которой определяется понятие "перемещение через таможенную границу РФ при ввозе товаров" как "фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации".

Что же это получается? Рыба, доставляемая в том числе и в порт Владивосток в виде парной, охлажденной, замороженной, консервированной и пр., вылавливаемая и обрабатываемая российскими судами в акваториях, над которыми установлен суверенитет РФ, в том числе в части установления порядка ее вылова, обработки, транспортировки и так далее, является товаром, перемещаемым через границу?

И законами, и правилами устанавливается, что "рыбный промысел в РФ - это промысел физическими и юридическими лицами рыбы и других живых ресурсов, а также исследования, разведка, хранение, обработка, транспортировка, погрузо-разгрузочные и вспомогательные операции, связанные с таким промыслом в экономической зоне, территориальных водах и на континентальном шельфе РФ в Тихом и Северном Ледовитом океанах".

Этот промысел осуществляется и в строго определенных государством акваториях для каждого судна и в количестве, также строго установленным государством для каждого судна, и орудиями лова, также строго установленными государством, и перевозка продукции промысла во всех ипостасях также строго регламентируется государством.

Заметьте - нашим государством, Россией!

Таким образом, рыбный промысел во всей своей совокупности (включая деятельность по вылову, приемке, обработке, транспортировке, хранению продукции, ее перегрузке, а также снабжению промысловых судов водой, продовольствием, тарой и другими материалами) представляет работу промысловых судов во всех выше названных акваториях и регулируется едиными обязательными Правилами Российской Федерации, так как являются акваториями, на которых государство осуществляет свои суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами.

Плавание и работа промысловых судов в вышеназванных акваториях не считается работой, связанной с выходом в заграничный рейс, или, иными словами, международный рейс, так как, в частности, в соответствии с международными конвенциями установлено, что "международный рейс" означает рейс из страны... до порта за пределами этой страны или наоборот; в соответствии с приказом Госкомрыболовства РФ N 142 от 25 марта 2002 года установлено, что "международный рейс рыболовного судна означает рейс с заходом в порт государства другого флага".

В отличие от понятия "международный рейс" имеется понятие "каботажный рейс". Каботажное плавание - это плавание между портами одного государства. Различают большой и малый каботаж - плавание в разных морях или в одном море.

Подобные определения рассматриваемой ситуации встречаются в значительном числе международных и национальных актов. Следовательно, промысел, который осуществляют российские рыболовные суда в вышеназванных акваториях, а также в открытом море (то есть за пределами исключительной экономической зоны), без захода во время плавания в иностранные порты, а доставляющие свою продукцию промысла нам с вами, россиянам, не может автоматически ассоциироваться с судном, совершающим международные (заграничные) рейсы с целью перемещения товаров из одной страны в другую, с ввозом на таможенную территорию государства товара, изготовленного в другом государстве, и пересекающим при этом таможенную и государственную границы в правовом понимании этого события, а значит, как это было ранее в нашей стране, объективно не должны подпадать ни под один из существующих таможенных режимов. Так, например, ведь не подпадают под какой-либо таможенный режим суда, перевозящие товары по всему дальневосточному российскому региону от Владивостока до Сахалина, Магадана, Камчатки, Чукотки, при этом неоднократно пересекающие российскую государственную границу и границу российской таможенной территории.

Иными словами, в описываемой ситуации мы имеем дело с промыслом, осуществляющимся нашими российскими промысловыми судами в каботажном плавании.

Искусственное, формальное отнесение действий российского рыболовного судна по доставке в порт продуктов своего промысла к существующим таможенным режимам как судна, совершающего заграничные рейсы, только осложняет, затрудняет его работу, удорожает доставленную продукцию промысла.

В самом тексте Таможенного кодекса декларируется то положение, что таможенные режимы направлены на обеспечение экономических интересов государства, решение задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики. Иными словами, защите от иностранных промысловиков, если им вздумается привезти рыбу на наш рынок.

Но сообразуется ли это положение с ситуацией, при которой доставка российским промысловым судном выловленной им рыбы в водах, на которые распространяется суверенитет России, и изготовленной им из нее продукции на своем судне, территория которого, кстати говоря, считается российской территорией, в порты России с ситуацией пересечения российской же таможенной территории как территории другого государства?

Подобные условия, сопровождающие рыбный промысел, фактически провоцируют его ориентацию на зарубежные порты, что противоречит логике и политике заявленной Таможенным кодексом, направленной на защиту интересов страны, его продовольственной безопасности.

К месту будет напомнить о том, что в Государственной Думе, в проекте нового Таможенного кодекса, вроде бы уже звучит законодательная "новелла", озвученная в разделе "Определения" следующим образом: "ввоз товаров и (или) транспортных средств - это перемещение товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с территории других государств". С территории других государств (!), но ни в коем случае не с акваторий, на которые распространяется суверенитет России, акваторий, не имеющих отношения к другим государствам.

Рыбопродукция, доставляемая на российский берег, и помимо каких- либо таможенных режимов декларировалась ранее и декларируется сейчас в виде предъявления портовым властям коносамента на имеющийся на борту груз, что по установленным обычаям, безусловно, является декларированием.

Принимая это во внимание, а также сообразуясь со здравым смыслом, следует считать всякое административное преследование рыболовных судов только по вышеозначенным положениям Таможенного кодекса порочным, наносящим вред интересам государства и его населения.

Считаю нужным напомнить: рыба не способна различать административные границы, устанавливаемые человеком на море. Более того, она имеет тенденцию не находиться в одном месте и перемещается под влиянием многочисленных, в том числе погодных, сезонных, и даже суточных временных изменений.

Границы рыболовных зон и подзон не сопряжены с административными границами.

Наконец, не подлежит сомнению тот факт, что чем дальше от российского берега осуществляется промысел, тем большие затраты нужны на него, тем больше повышается себестоимость продукции промысла. Стоит ли искусственно увеличивать ее еще? В связи с этим стоит задуматься: следует ли российскому рыбному промыслу, процессу далеко не простому, направленному на насыщение отечественного рынка, устанавливать дополнительные преграды в виде дополнительных формальностей?

Вывод может быть таким. Ведомственные распоряжения ГТК вошли в противоречие с политикой и идеологией, заложенной в Таможенном кодексе. Не может быть сомнений в том, что государство должно осуществлять действенный контроль над количеством изымаемой из подконтрольных ему акваторий рыбных и иных продуктов, за эффективной их переработкой. Эта его обязанность установлена многими международными и национальными нормами. Но этот контроль не должен быть связан с усложнением намерений насыщения российского рынка своей национальной, российской продукцией, с удорожанием самого процесса российского рыбного промысла, непосредственно влияющим на цены рыбной продукции на российском рынке.

Исполнительных же государственных структур, призванных осуществлять этот контроль, предостаточно и помимо таможенных органов. К сожалению, стало нормой, когда их увеличение влечет за собой рост пресловутой коррупции.



Олег Владимирский., 39, Рыбак Приморья
24/09/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации