Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД РЫБЬИМ ХРЕБТОМ - 2

В статье с аналогичным заголовком 14 августа текущего года начата тема о проблемах российской рыбной отрасли. Известно, что официальные сообщения пресс-служб различных ведомств - Госкомрыболовства, ГТК, ФПС - показывают лишь вершину айсберга причинно-следственных связей. В информационном вакууме, основываясь на частных беседах с отдельными рыбопромышленниками, мы можем составить некоторое мнение о предмете. Возможно, не идеальное, но все же больше приближенное к реальности, чем сообщения "рыбьих" чиновников.

Раз уж затронула тему информационных пробелов, то продолжу ее. Рыба гниет с головы, и информация о ней - тоже, с Госкомрыболовства. Даже по оборонно-промышленному комплексу сегодня гораздо больше открытых данных, чем по рыбной отрасли. Но и в этой мутной среде можно кое-что выловить. Например: в 2002 году аукционных квот продано на 2,2 млн. тонн ВБР, выручка составила почти 11,8 млрд. руб., а в 2001 году квот продано всего на 500 тысяч тонн (в 4 раза меньше), а выручка с них - 5,9 млрд. руб. - ниже всего в 2 раза. Это наводит на мысль, что в 2001 году от населения скрывали истинные объемы аукционной рыбы. Это понятно: мера-то непопулярная.

Но - этому грешку ГКР можно выдать индульгенцию за давностью. Реалия сегодняшняя и, причем, местная Есть в областной администрации чиновник, заведующий рыбхозом области, наш местный "госкомрыболов". Почему-то, дабы он мог пообщаться с прессой, должны быть соблюдены два условия официально оформленная аккредитация запрашивающего лица в АО и наличие санкции главы комитета по печати и информации АО. Мне, например, до сих пор казалось, что областное рыбное хозяйство не охраняется законодательством о государственной тайне. О, сколько нам открытий чудных готовит наш админресурс!

Одноименные заряды отталкиваются

В ходе наблюдения за макроповедением отрасли, мною получен вывод: главная ее проблема сегодня - это гипертрофированный взаимный интерес российских промысловиков и иностранных переработчиков рыбы. Львиная доля российского улова - около 80% - реализуется на экспорт. Если сюда приплюсовать то, что вылавливается браконьерски и не учитывается официально, то не будет преувеличением сказать, что отрасль стремится к 100%-ной продаже русской рыбки за рубеж, поставляя на российские берега лишь крохи для отвода глаз. При этом большая часть продается, не доходя до таможенных границ РФ.

Так же и у нас в области. За первые 4 месяца текущего года, по информации областного комитета госстатистики, экспортировано почти 35 тыс. тонн свежей, охлажденной и мороженной рыбы, кроме филе. За пределами таможенной границы продано той же номенклатуры 33 тыс. тонн - 94% рыбы уходит за рубеж, не пересекая границ РФ ни в одном, ни в другом направлении.

При этом 63,5 тысячи тонн необработанной рыбы за полгода поступило в область в виде импорта. Почему хотя бы половину этой потребности не обеспечили российские промысловики?

Свою роль в проблеме импортоэкспортной рыбной пересортицы играют таможенные неприятности, нехватка оборотных средств и недостаточность квот. У последней проблемы два следствия. Первое, это браконьерской перелов, при котором ничего не остается, как сдавать рыбу втихаря за рубеж. Второе - обеспеченность квотами на уровне половины мощностей флота заставляет рыбаков искать выход. Некоторые имеют собственные договоренности с иностранными государствами о лове в их водах поверх "межправительственных" квот. Выловленную рыбу поставляют на берег того же государства Соответственно, там же и топливом заправляются, и провиантом. К российским берегам приходят, бывает, только раз в год - чтобы вернуть экипаж домой, на отдых, и взять на борт другую смену. Российское судна, в которое влоены российские деньги, полностью работает на экономику другой страны, не принося России никаких дивидендов. Если эта тенденция распространится в России широко, то не исключен массовый исход промысловых судов под иностранные флаги, читай - исход капитализации отрасли. В транспортном флоте это уже давно - проблема номер один, а промысловый пока что ходит под родными флагами, иначе не получал бы и тех квот, что есть.

Рыбацкая страшилка

При упоминании слова "таможня" у среднестатистического промысловика поднимается артериальное давление и повышается голос. В имеющихся условиях ему гораздо проще и спокойнее поставить рыбу куда угодно, только не на российский берег. Проще - потому что не надо преодолевать излишние расстояния Спрос на мировом рынке выкристаллизовал возможность перегрузить рыбу с судна на судно. Спокойнее - потому что не надо общаться с российскими таможенными органами.

Последним даны огромные полномочия. По сути фискально-силовая структура, согласно Таможенному кодексу (ТК), участвует даже в формировании российской экономической политики, а в сфере действия таможенных правоотношений подменяет собою органы дознания, следствия и даже третьей власти. Обжалование решений таможенных органов в обычном арбитраже возможно только со второго захода, первое обжалование - исключительная прерогатива тех же органов. Справедливости ради надо отметить, что в новом ТК, который вступит в силу с 1.01.2004, полномочия таможенных органов и отдельных их представителей сужены

Поставка выловленной россиянами рыбы на родной берег по ТК не подпадает ни под один из таможенных режимов, но почему-то таможенные органы имеют право требовать от промысловиков соблюдения норм ТК и приказов ГТК, и карать рыбаков за мелкие нарушения формальностей при перемещении рыбы через границу.

Широко распространена такая проблема - погрешность при декларировании выловленной рыбы Находясь в море, работники судна не имеют возможности точно оценить объем вылова, а судовую грузовую таможенную декларацию должны подать сразу по заходу в порт. Обычно ошибаются на несколько процентов от вылова - не от злого умысла, а вследствие простого человеческого фактора. Потом, при выгрузке, данные уточняются Но сточки зрения таможни, - поезд ушел: декларация подана, изменению не подлежит, а судовладелец подвергается следственной волоките по полной программе. В результате чего ему выставляют штраф на сумму стоимости незадекларированной рыбы. Обжаловать данное решение промысловая компания может сначала в вышестоящем таможенном органе, и только потом - в обычном арбитражном суде.

Самое парадоксальное, что гражданский арбитраж в таком небольшом недостоверном декларировании состава преступления не усматривает, и судовладелец выигрывает иск. Однако предварительно он тратит время и нервы сотрудников, которые все более убеждаются в нелояльности к ним родного государства. Промысловики находят неприемлемым тот факт, что за мелкие погрешности учета, таможня считает их почти преступниками. Компании готовы платить за эту погрешность разумную пошлину, но иметь возможность переоформить декларацию при разгрузке судна, без делопроизводственной тягомотины и с соблюдением, презумпции невиновности.

Таможенникам кодекс не писан

По ТК, ряд мелких нарушений таможенного режима может быть наказан в виде предупреждения или небольшого (в пределах нескольких минималок) штрафа Выбор - за конкретным таможенником. Нетрудно догадаться, что из двух зол он всегда выберет большее. Часто заботой работника таможни становится не экономическая безопасность страны, а экономическая наполненность его собственного кошелька. Это касается не только мелких нарушений, но и процесса досмотра

В ходе него сотрудники ГТК часто действуют на основании каких-то местных приказов или вообще по собственному разумению. Так, совершенно не исключено, что рыбу, "приплывшую" в порт, придется выгрузить в таможенный холодильник, там (а не возле борта в процессе выгрузки, как поступают в цивилизованных случаях) таможенник произведет досмотр Естественно, вся эта процедура занимает несколько дней Пока рыба прохлаждается в таможенном холодильнике, владелец не может ее продать. В конечном итоге, это приводит к снижению оборачиваемости оборотных средств. В то же время отдельные представители таможенных органов имеют возможность неплохо заработать в случае полюбовного решения вопроса - некая сумма в карман, и у промысловика отпадает необходимость тратить эти дни.

Остается петь романсы

Оборотные средства, то есть их отсутствие, и так головная боль промысловика Особенно в Калининградской области, потому что лов происходит, в основном, в отдаленных районах. Флот надо поддерживать в рабочем состоянии - тоже немалые деньги.

В таможенном арсенале есть еще одна манипуляция, приводящая к уменьшению и без того не чрезмерных оборотных средств судовладельца. Когда судно выходит на промысел, у него на борту присутствуют топливо, тара, оборудование, инструмент - то, без чего промысел невозможен. Во избежание ухода этого набора на экспорт в необложенном виде, таможня требует с судовладельца внесения залога в сумме стоимости этих предметов. Судно, практически постоянно находящееся в море, выводит таким образом часть оборотных средств без перспективы их возврата. Даже Калининградскую область, где по режиму свободной таможенной зоны любой экспорт по определению ничем не облагается, не миновала сия проблема - таможня все равно требует залога за судовой "джентльменский набор", что при беспошлинном экспорте выглядит нонсенсом.

(Между прочим, тара, оборудование и инструмент подпадают под таможенный режим временного вывоза, а топливо - под режим перемещения припасов. В ТК не предусмотрено никакого залога ни в первом, ни во втором случаях. Можно ли квалифицировать действия таможенников иначе, чем беспредел?)

Однако, послабление этой таможенной заморочки проблему оборотных средств не решит. По мнению рыбопромышленников, отрасли нужна активная государственная поддержка. В свое время был упущен момент: в начале 90-х промысловики были брошены на произвол судьбы, тогда как имеют более высокие потребности в оборотных и капитальных средствах, по сравнению с большинством других отраслей. Этим воспользовались иностранцы: при государственной поддержке зарубежные промысловые компании имели возможность увеличить промысловые мощности, причем на качественно более высоком уровне. По сей день зарубежные промысловики могут поставлять рыбу российским переработчикам на более выгодных условиях: при меньшей цене и на реализацию (фактически, в кредит).

Шансы рыбы, выловленной россиянами, попасть за рубеж, увеличивает и невозможность поставлять рыбу российскому переработчику крупными партиями - вследствие недостаточных промысловых мощностей. Тем более, поставлять рыбу в кредит промысловики не имеют возможности из-за недостатка оборотных средств. Перерабатывающие заводы тоже не страдают от переизбытка последних, поэтому им гораздо интереснее купить рыбу за рубежом. Ситуацию может переломить только серьезная государственная поддержка, целевое вливание капиталов в развитие отрасли.

"Лоббизм" - не ругательство

Минимизировать последствия общения с таможней, обеспечить господдержку, добиться принятия закона о рыболовстве, удобного для рыбаков, а не для фискалов, - это традиционные задачи института лобби, развитого в нормальных государствах. Кто, как не сами операторы отрасли, может добиться нужных им решений? Похоже, что цивилизованного лобби рыбной отрасли не существует ни в столице, ни в регионах. Имеются соответствующие профессиональные объединения внутри многих регионов, но за последние 10-13 лет принято крайне мало законодательных решений, удобных для рыбаков. Видимо, для действий поодиночке у региональных объединений не хватает мощностей, а для действий сообща - непонятно, чего.

Новый Таможенный кодекс от старого сильно отличается структурой, но и не только. Нарушения и ответственность вынесены в Административный кодекс. В ТК все таможенные процедуры прописаны применительно к таможенным режимам. Ввоз рыбы по-прежнему не относится ни к одному из них, и как он будет регулироваться - неизвестно. Поэтому рыбацкому лобби пока что остается обширное поле деятельности.

Оставив господдержку на несколько более далекую перспективу, на данный момент важно решить проблемы с таможней. Подойти к этому надо нетрадиционно, не путем принятия соответствующих приказов и прочих актов. Надо искоренить сами возможности появления у рыбаков таких проблем. Лично я считаю целесообразным пролоббировать следующее. Российские промысловые суда принадлежат лицам, зарегистрированным на территории РФ в соответствии с российским законодательством, и ходят под российским флагом, на этих судах трудятся граждане РФ, и было бы естественным приравнять территорию судна к таможенной территории Российской Федерации, а борт судна - к таможенной границе РФ.

Чтобы на них не было ввезено в РФ что-либо, кроме рыбы, или чтобы ввезенное (помимо рыбы) было задекларировано, при разгрузке судна необходим таможенный контроль. Его функция - фиксирование фактов ввоза других товаров и надлежащее их оформление, но считать рыбу - не его компетенция. Ведь на судах по сути производится товар российского происхождения: для этого применяются российская рабочая сила, российское оборудование и расходные материалы. С какой стати этот товар должен проходить таможенное оформление? Тем более, что, повторяю, ввоз рыбы не подчиняется ни одному из таможенных режимов, описанных в Таможенном кодексе.

Может быть применена и другая форма таможенного контроля - с ее помощью вполне возможно надежно решить проблему недекларируемого экспорта выловленной рыбы (существующего сегодня как экспорт за пределами таможенной границы). На каждом судне может присутствовать таможенник, в задачи которого входило бы оформление надлежащим образом отгрузки рыбы нерезидентам РФ. Одновременно он может производить таможенные процедуры по всякому попадающему на борт товару, кроме рыбы, - импортируемым товарам или перемещаемым припасам (провианту, топливу). Тогда полностью отпадет необходимость в береговом таможенном контроле рыболовецких судов.

После принятия нового Таможенного кодекса, в котором не предусмотрено ведение таможенными органами оперативно-следственных мероприятий, высвободится определенное количество работников таможни Они как раз и могут быть прикомандированы к рыболовецким судам. Заодно решится и проблема трудоустройства высвобожденных таможенников, иначе они станут безработными.Судовладельцу от нового балласта тоже головной боли не прибавится. На судах и так присутствуют инспекторы ФПС, которые заботятся о сохранности водных биоресурсов. Если в комплект к "фэпээснику" добавится таможенник, хуже не будет.

Когда судно будет относиться к таможенной территории РФ, не будет надобности в выплате залога за вывозимые в рейс оборудование и топливо, в таможенном осмотре и оформлении поставляемой на российский берег рыбы. Зато при второй схеме таможенного "патроната" над судном, прибавится сложностей в поставках рыбы за рубеж. Так может быть сделан первый шаг к преодолению основной проблемы рыбной отрасли.

Елена Степура, экономист



Елена Степура, экономист, 37, стр. 8, Маяк Балтики
25/09/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации