ГТК намерен узнать, что делается в вотчине
ГТК накануне представил общественности новый проект по развитию информационных технологий на таможенных пунктах. Как заверяют в ГТК, эффект от этого проекта таможенные органы и представители бизнес - сообщества смогут прочувствовать уже начиная со следующего года.
Как уверяют в
ГТК, к 2008 году таможенная служба России станет одной из самых лучших в мире. По его словам, именно такой станет наша таможня после внедрения новых информационных технологий. "В таможне все должно быть ясно и открыто", - заявил первый заместитель председателя
ГТК Леонид Лозбенко. Информационный проект целиком сориентирован на пока еще не вступивший в силу
Таможенный кодекс и будет реализован в период с 2004 года по 2008 год. В соответствии с ним, таможенные пункты оснащаются системами информатизации, позволяющей им обмениваться данными между собой, с
ГТК, с дилерами, поставщиками, единой базой данных по пропускным пунктам (которую пока только предусматривается создать).
Помимо этого, к 2008 году в ведении каждого таможенного управления планируется создать досмотровый комплекс, аналогичный сканирующему устройству в аэропортах. Он будет использоваться, по словам Лозбенко, для определения, даже через металлические стенки, содержимого контейнера. "Налаженный электронный документооброт в совокупности с таким комплексом поможет не только ускорить процесс выпуска товаров, но и сделает нашу работу более эффективной", - считает Лозбенко. Он отметил, что для бизнеса это будет тоже выгодно, так как снизятся издержки из-за простоев. "Унификация документооборота по всем таможням исключит возникновение различного рода несогласованности между таможенниками и бизнесом", - уверил первый зампред. Он также обратил внимание на то, что вмешательство каждого отдельного конкретного таможенника в процедуру контроля минимально, так как предусматривает лишь работу компьютера и ГНИВЦ. Именно на этот проект Всемирный банк выделяет кредит в размере $140 млн.
Пилотный проект по открытию на российских границах таких "зеленых" коридоров уже был воспринят с одобрением в Швеции и Финляндии. Заннтересованность, в связи с этими переменами, по сообщению
ГТК, проявили Германия, Польша, Украина, Казахстан. Это убедило отечественных таможенников, что конкуренция за право работы на российском рынке будет усиливаться, пояснил в беседе с БПИ Леонид Лозбенко.
Между тем, согласно официальной информации
ГТК, в рамках проекта предполагается к 2008 году довести расхождение между показателями экспорта из ЕС в Россию и импорта России из ЕС до 10%. О том, какие показатели существуют на данный момент полковник таможенной службы, заместитель начальника Службы взаимодействия со СМИ Сергей Омельченко в беседе с корреспондентом БПИ деликатно умолчал. По оценкам экспертов, расхожение между декларируемой стоимостью экспорта и импорта составляет более чем полтора раза. По данным информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на разных таможнях растаможивание одних и тех же товаров проводится с разницей в 3-4 раза.
"Когда будет введен единообразный документооборот, проблем вообще не будет, - заявил Омельченко БПИ, - и об этом говорить никто не станет". По его словам, нынешняя ситуация в большой степени связана с различиями к подходами и расчетам, которыми пользуются не только у нас, в каждой отдельном таможенном управлении, но и в других странах. Он также отметил, что заявленные 10% разницы предусмотрены лишь на переходный период. В
ГТК полагают, что сейчас разница "незначительна", а в перспективе ее не будет совсем.
По твердому убеждению чиновников ведомственного комитета, вести речь о каких-либо злоупотреблениях на таможенных пунктах вести "некорректо", поэтому вопрос о "сером" импорте рассматривается только как нарушения, допускаемые бизнесом – посредническими фирмами и "серыми" брокерами. Вполне логично предположить, что раз такой проблемы как процветание коррупционных схем растаможивания для
ГТК не существует, решать ее Комитету ни к чему. Вместе с тем, таможенные органы стремятся получить как можно больше полномочий по борьбе с "серыми" импортерами и прочими нарушителями таможенных процедур.
Как сообщил БПИ исполняющий обязанность замначальника управления
ГТК по тарифному и нетарифному регулированию Сергей Шурыгин, после принятия
ГТК в Думу были внесены соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки закрепляют за Таможенным комитетом право составлять протоколы о правонарушениях и отправлять их в правоохранительные органы. Как надеются в Комитете, поправки могут быть приняты уже весной следующего года.
"Для нас очень важно, чтобы мы могли не только контролировать выполнение законов, - заметил на конференции Леонид Лозбенко, - но и применять санкции к нарушителям правопорядка". Как отметил в беседе с корреспондентом БПИ Сергей Шурыгин, новый
Таможенный кодекс предусматривает, что
ГТК должен выполнять роль не только надзирателя, но и выполнять правоохранительные функции. Между тем, по мнению экспертов Института финансовых исследований, подобное положение противоречит Киотской конвенции, на которую, на словах, ориентируются в
ГТК.
В свою очередь,
ГТК будет настаивать на том, чтобы введение нового кодекса состоялось в установленные сроки. Как подтвердили БПИ в Минэкономразвития, это ведомство совместно с Минфином пытаются добиться отсрочки вступления нового кодекса "ввиду экономической нецелесообразности некоторых положений". Однако, по словам Шурыгина, таможенники считают Кодекс приемлемым и будет настаивать на его введении. "Основные пробелы таможенного законодательства учтены в принятом варианте", - подчеркнул Шпагин. В первую очередь, он имеет в виду проблему "серого" импорта, к которой относятся и контрафактная продукция, и товары, ввозимые с иными нарушениями таможенных процедур.
По оценкам экспертов Высшей школы экономики, доля "серого" импорта сократилась в период за 1999-2003 гг. По данным специалистов ВШЭ, если в 1999 году потери бюджета на таможенных постах составили $1 млрд, то в настоящее время потери не превышают $0,6 млрд в год. "Прежде всего, это связано с активными действиями
ГТК, который работает совместно с представителями бизнеса", - считают в ВШЭ.
Какова будет ситуация после внедрения высоких технологий и принятия
Таможенного кодекса, эксперты и чиновники
ГТК прогнозировать не берутся. "Это будет зависеть от многих факторов, от общей экономической ситуации в стране, в частности, - заметил в беседе с БПИ член экспертной группы
ГТК по разработке нового Кодекса, менеджер по проектам отдела корпоративных отношений Константин Райнот, - Но если государство закопается в недоработках и мелочах, бизнес не получит полноценного Кодекса еще долго".