Приближается Судный день для международных перевозчиков и таможенных брокеров
Новый Таможенный кодекс РФ, который вступит в силу с 1 января 2004 года, станет причиной сокращения количества региональных перевозчиков и складских хозяйств. Согласно новым правилам, минимальная цена выхода на рынок составит около 40 млн руб. Как считают специалисты, эти требования окажутся не под силу большинству игроков на местном рынке перевозок, а освободившуюся нишу займут крупные московские компании.По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, на территории СФО сегодня действуют 2779 предприятий и организаций, перевозящих ежегодно на 6,5 тыс. единиц техники более 1 млн тонн различных грузов. По объему автоперевозок СФО занимает второе место по стране, уступая Дальнему Востоку.
|
|
|
Выполнить требования нового Таможенного кодекса окажется не под силу большинству игроков местного рынка перевозок. Фото Михаила ПЕРИКОВА |
Беспокойство у перевозчиков вызывают суммы платежей, которые, согласно новым правилам, предприниматели должны будут внести для осуществления своей деятельности. Так, страховая сумма для таможенных брокеров и перевозчиков - не менее 20 млн руб., размер таможенных платежей для перевозчиков - также 20 млн руб. Не менее внушительные суммы предстоит внести владельцам таможенных складов и складов временного хранения.
По словам руководителя департамента транспортного комплекса новосибирской обладминистрации Владимира Никонова, большинство из новосибирский компаний, работающих в этой сфере, не в состоянии заплатить такие деньги, и если ситуация не изменится, то большая часть малых и средних предприятий с 1 января просто закроется. Директор компании «Байт Транзит Континент» Александр Шустин отмечает: «Даже несмотря на то, что у многих таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения имеются лицензии до 2004- 2005 годов, они вынуждены будут либо принять новые условия работы с таможней, либо вовсе уйти с рынка». По его словам, «принятие нового
Таможенного кодекса было экономической ошибкой. В результате деятельность на рынке перевозок будет монополизирована. Сегодня в Новосибирске насчитывается около 30 таможенных перевозчиков. С принятием кодекса сможет продолжать свою деятельность всего несколько компаний».
Между тем крупные компании, занимающиеся международными перевозками, и сами таможенники оценивают принятие нового
Таможенного кодекса положительно. Как рассказал «КС» и. о. начальника новосибирской таможни Алексей Степанов, в отличие от действующего
Таможенного кодекса, в новом предлагаются процедуры, позволяющие упростить и ускорить таможенное оформление. Так, срок таможенного оформления будет сокращен с 10 суток до 3. Кроме того, перевозчикам будет предоставлена возможность документально оформить груз до фактического вывоза товара, а процесс таможенного контроля будет проводиться выборочно. Также упрощена процедура выхода независимых брокеров на рынок - вместо лицензирования будет введен заявительный механизм «включения брокеров в реестр».
Представитель Российской Ассоциации международных автоперевозчиков в СФО Вячеслав Брайко говорит: «Если раньше перевозчик для получения лицензии общероссийского таможенного перевозчика должен был иметь как гарантию своей платежеспособности имущества на сумму 5 млн руб., то теперь - на 20 млн руб. Это сократит количество мелких перевозчиков на рынке и приведет остальных к необходимости осуществления перевозок более цивилизованными методами».
Так же считает и директор компании «Росинтертранс» Ольга Трубицина: «Плюсы
Таможенного кодекса привлекут на рынок большее количество участников внешнеэкономической деятельности».
Освободившуюся нишу, как предполагают эксперты, могут занять крупные московские компании. Как рассказал «КС» президент Новосибирской торгово-промышленной палаты (НТПП) Борис Брусиловский, изменения в
Таможенном кодексе появились не без участия крупных московских брокеров и таможенных перевозчиков. Если сейчас не внести изменения в ряд статей
Таможенного кодекса, то рынок перевозок будет потерян для местных компаний. Именно поэтому предприниматели намерены попытаться оспорить некоторые положения
Таможенного кодекса в Конституционном суде. Сегодня юристами НТПП ведется работа по подготовке предложений для полномочного представителя президента РФ в СФО, главы администрации Новосибирской области, а также в МАП РФ и Торгово-промышленную палату РФ.
По словам Бориса Брусиловского, «сегодня, чтобы не уйти с рынка перевозок, компании могут попытаться повлиять на внесение поправок в
Таможенный кодекс, используя ассоциации и объединения. Хотя это очень долгий процесс. Другой вариант - те же перевозчики должны будут находить новые формы существования - объединяться, чтобы встать в один ряд с крупными».