ПЛАТИМ ПО-НОВОМУ
Порядок и формы обеспечения таможенных платежей
В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Причиной таких ситуаций могут быть, например, следующие обстоятельства:
наступление неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта);
пропажа товаров, находящихся под таможенным оформлением;
несвоевременная уплата таможенных налогов и сборов.
Для решения этих вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом Таможенном кодексе отдельную главу (гл. 31, ст.ст. 337-347).
Способы обеспечения уплаты таможенных платежей представляют собой специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату, путем установления дополнительных гарантий. К ним законодатель относит: залог товаров и иного имущества; банковскую гарантию; внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); поручительство. Кроме того, предусмотрен дополнительный способ - договор страхования(1. Порядок применения договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей устанавливается ГТК России совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страхованием в соответствии со ст. 347 Таможенного кодекса.). Все они законодательно закреплены в ст. 340 Таможенного кодекса, и очень важно отметить, что данный перечень не является закрытым.
Ситуации, когда уплата таможенных платежей обязательна, законодатель перечислил в п. 1 ст. 337 Таможенного кодекса (ТК РФ). Это: предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей; условный выпуск товара; перевозка и (или) хранение иностранных товаров; осуществление деятельности в области таможенного дела (в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных брокеров).
Законодатель определил и случаи, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не представляется: если сумма подлежащих уплате таможенных платежей, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб. и если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (п. 2 ст. 337 ТК РФ).
Очень важно, что определен общий порядок(2. Определяя общий порядок возврата уплаты таможенных платежей, законодатель оговаривает существование особого порядка возврата денежного залога (ст. 357 Таможенного кодекса).) возврата обеспечения уплаты таможенных платежей:
не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств;
после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей.
Важным новшеством Таможенного кодекса 2003 г. следует считать понятие "генеральное обеспечение" (п. 3 ст. 337).
Генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей применяется в следующих случаях:
когда одно и то же лицо в определенный срок совершает несколько таможенных операций. В генеральном обеспечении как бы аккумулируются обеспечительные ресурсы для всех таможенных операций;
когда таможенные операции совершаются в нескольких таможенных органах, и при этом такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обязательств в соответствии с ТК РФ.
Размер обеспечения таможенных платежей определяется таможенными органами (ст. 338). Для этого они используют в качестве ориентира (верхнего предела) суммы таможенных платежей и процентов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения (если речь идет об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации) или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (если имеется в виду обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации).
Законодатель установил и минимальный размер обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в области таможенного дела - таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения и таможенных складов (ст. 339):
для таможенного брокера - 50 млн руб.;
для таможенного перевозчика - 20 млн руб.;
для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа (предназначенных для хранения товаров владельца склада) - 2,5 млн руб.;
для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа (доступных для хранения любых товаров и использования любыми лицами):
а) если в качестве склада используется открытая площадка - 2,5 млн руб.; и дополнительно 1000 руб. за 1 кв. м полезной площади;
б) если в качестве склада используется помещение - 300 руб. за 1 куб. м полезного объема помещения.
Охарактеризовав общие параметры режима обеспечения уплаты таможенных платежей, кратко опишем каждый из перечисленных выше способов, подробнее останавливаясь на новых положениях ТК РФ.
ЗАЛОГ ТОВАРОВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА
Залог - это гражданско-правовая категория, один из основных способов обеспечения обязательств. 29 мая 1992 г. был принят Закон РФ N 2872-1 "О залоге"(3. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992 г., N 23, ст. 1239.). В нем залог определяется как способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества, преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом (ст. 1). Данное определение было перенесено в Гражданский кодекс РФ (ст. 334).
В таможенной сфере залогодержателем выступает таможенный орган, а лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения, является залогодателем. Залогодателем в таможенных правоотношениях может быть лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, или любое иное лицо.
Такие отношения оформляются договором.
Предметом залога могут быть:
товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации;
иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Товары и транспортные средства могут служить предметом залога в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, если их рыночная цена не ниже причитающихся к уплате сумм(4. Причитающаяся к уплате сумма состоит из таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных сборов за таможенное оформление, максимальных сумм таможенных сборов за хранение и (или) сопровождение (если такое хранение и (или) сопровождение имело (имеет) место); процентов с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального Банка РФ, а также расходов на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией.).
Порядок обращения взыскания зависит от статуса товаров, являющихся предметом залога: если товары находятся под таможенным контролем и переданы таможенным органам, требования таможенных органов удовлетворяются за счет таких товаров без обращения в суд, а на иное имущество взыскание обращается в порядке, установленном ГК.
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ
По гражданскому законодательству Российской Федерации, в силу банковской гарантии банк или иное кредитное учреждение, страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
Данный способ является специфическим для таможенного регулирования потому, что в Налоговом кодексе банковская гарантия не упоминается при перечислении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В то же время в п. 2 ст. 72 НК РФ предусмотрено, что в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством.
Плательщик таможенных налогов применительно к банковской гарантии является принципалом, а бенефициаром - таможенный орган. Круг гарантов ограничивается банками и иными кредитными учреждениями.
В целях обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться гарантии банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Банка России на проведение операций в иностранной валюте и включенного в специальный реестр, который ведет ГТК России. Включение банка в специальный реестр ГТК России является необходимым условием для того, чтобы гарантии, выдаваемые таким банком, принимались таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.
Ранее, в Таможенном кодексе 1993 г., вопросы об условиях включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в Реестр не были урегулированы - такой порядок устанавливался приказами ГТК России.
В новом Таможенном кодексе вопросам включения банка в Реестр отведена целая статья (343). Законодатель закрепил исчерпывающий перечень условий, которые необходимо соблюсти для того, чтобы банк, кредитная организация или страховая организация были включены в Реестр (п. 2-4 ст. 343 ТК РФ).
Новеллой данного Кодекса является отказ от платы за включение банка в Реестр. Ранее за это взимался сбор в размере 500-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда. Уплата такого сбора была обязательным условием для включения в Реестр.
Для принятия решения о включении в Реестр банка, кредитной организации или страховой организации должно быть подано заявление (в письменной форме), содержащее сведения, подтверждающие условия включения в Реестр, и должны быть представлены документы(5. Документы, необходимые для принятия решения о включении в Реестр, могут быть представлены в виде оригиналов или заверенных в установленном порядке копий. Если были представлены оригиналы требуемых документов, то по окончании рассмотрения заявления ГТК России обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы документов.) перечень которых закреплен в п. 5 ст. 343 ТК РФ.
Законодатель закрепил и максимальные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено заявление и принято решение о включении в Реестр - на это таможенному органу отводится не более 30 дней со дня получения заявления (п. 7 ст. 343).
Установлено законодательно, что единственной причиной отказа во включении в Реестр является несоблюдение условий, предусмотренных в ст. 343 ТК РФ.
Новеллой кодекса является и то, что теперь в нем закреплен исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых банк, кредитная организация или страховая организация исключаются из Реестра. Решение по данному вопросу принимает ГТК России.
В данном перечне причин, в результате которых банк, кредитная организация или страховая организация исключаются из Реестра, содержатся пять случаев, влекущих такие последствия:
1) ликвидация или реорганизация банка, кредитной организации или страховой организации;
2) отзыв Центральным банком РФ лицензии у банка на осуществление банковских операций либо федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью - лицензии у страховой организации на право проведения страховой деятельности;
3) неисполнение хотя бы одного из условий включения в Реестр;
4) неисполнение обязательств по банковской гарантии;
5) истечение одного года со дня включения в Реестр, если до этого не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в Реестр.
Исключение банка, кредитной организации или страховой организации из Реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких гарантий.
В случае если банк, кредитная организация или страховая организация ликвидировали причины, повлекшие их исключение из Реестра, они могут быть повторно включены в Реестр через один год.
ДЕНЕЖНЫЙ ЗАЛОГ
Внесение денежных средств на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог) как способ обеспечения уплаты таможенных платежей новеллой не является, так как такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей предусматривался и прежде, но в новом Таможенном кодексе законодатель закрепил порядок применения и возврата данного способа обеспечения.
Денежный залог может быть внесен лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, либо любым иным лицом в пользу указанного лица.
Денежные средства могут вноситься в кассу или на счет таможенного органа как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком.
Возврат денежного залога осуществляется в валюте платежа, а в случае отсутствия у таможенного органа денежных средств - в иностранной валюте платежа, в иной иностранной валюте, котируемой Банком России, либо по желанию плательщика - в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 357 ТК РФ).
Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа подтверждается выдачей таможенной расписки лицу, внесшему денежный залог. Форма и порядок использования расписки устанавливаются ГТК России по согласованию с Минфином России. Денежный залог возвращается лицу только при представлении таможенному органу такой расписки (п. 3 ст. 357 ТК РФ).
В соответствии с положениями ст. 357 денежный залог подлежит возврату только плательщику.
Основанием для возвращения плательщику внесенных денежных средств либо их зачета является исполнение обеспеченного денежным залогом обязательства (ст. 357).
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО
В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога. В таможенных правоотношениях поручителями могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между таможенным органом и поручителем.
Таможенные органы могут направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления такого требования налогоплательщику. В принудительном порядке налоги взыскиваются с поручителя через суд.
ПРИМЕНЕНИЕ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ
Ранее подобная форма обеспечения уплаты таможенных платежей применялась только в отношении таможенного перевозчика. Теперь такие случаи устанавливают ГТК России совместно с Минфином России и они же определяют порядок и условия допуска страховых организаций к осуществлению данного вида страхования.
В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей используется договор страхования риска ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), являющийся разновидностью договора имущественного страхования.
Договор страхования имеет письменную форму и, как правило, заключается путем составления страхового сертификата (страхового полиса), выдаваемого страховщиком по заявлению страхователя.
Когда мы говорим об этом договоре как о форме обеспечения таможенных платежей, то объектом данного договора будет выступать уплата таможенных платежей, а страховым риском - событие, наступление которого обусловливает ответственность застрахованного лица по уплате таможенных платежей.
Договор страхования обеспечивает уплату таможенных платежей лишь в том случае, если наступление основного обязательства носит случайный характер. Так, обстоятельством, исключающим ответственность страховщика для всех видов имущественного страхования, является наступление страхового случая вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (ст. 963 ГК РФ).
Татьяна Николаевна ТРОШКИНА, кандидат юридических наук, доцент Государственного университета - Высшей школы экономики, 9, стр. 40-43, Закон (приложение к газете Известия)
01/09/2003