Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


ЕСЛИ К ТАМОЖНЕ ВОПРОСЫ...

Для чего и как при таможенном контроле применяется система управления рисками?

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. "Под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации" - такое определение дает нам законодатель в статье 358 Таможенного кодекса 2003 года.

Система управления рисками призвана добиться такой организации таможенного контроля, чтобы при соблюдении таможенного законодательства он был: эффективным - достижение поставленных целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление; в максимальной степени необременительным, "незаметным" для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности.

Система управления рисками должна сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т.д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля. Законодатель к числу таких направлений в статье 358 Таможенного кодекса 2003 года отнес те направления таможенного контроля, которые нацелены на предотвращение:

нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер;

нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

нарушений, затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Одним из направлений деятельности таможенных органов является анализ риска нарушения таможенного законодательства. Определяя товары, транспортные средства, документы и лица, подлежащие проверкам в ходе таможенного контроля, таможенные органы также устанавливают необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае.

ГТК России, систематизируя и обобщая информацию о рисках, поступающую от таможенных органов, формирует стратегию таможенного контроля.

Объясните понятия "излишне уплаченные и излишне взысканные таможенные пошлины и налоги". Существует ли разница в порядке возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных пошлин и налогов? Если да, то в чем она заключается?

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов считается сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом. Так определил эти понятия законодатель в статье 355 Таможенного кодекса 2003 года.

Излишне уплаченная сумма таможенных пошлин и налогов - это сумма, фактически уплаченная в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случая, касающегося международных почтовых отправлений, содержащих товары, на которые таможенным органом начислены таможенные платежи(1. Такие международные отправления выдаются адресатам в местах международного почтового обмена только после получения полной суммы таможенных платежей организацией почтовой связи. Взимание таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств, составленного должностным лицом таможенного органа. Уплаченные суммы таможенных платежей переводятся на счет таможенного органа, их начислившего, после выдачи международного почтового отправления получателю. Оплата почтового перевода осуществляется за счет лица, уплачивающего таможенные платежи, и не может превышать 1% суммы платежа. Бланки почтовых переводов денежных средств предоставляются таможенным органам бесплатно (п. 4 ст. 295 Таможенного кодекса 2003 г.).) При этом фактическая уплата таможенной пошлины, налогов может быть произведена в любой форме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таможенные платежи могут уплачиваться таможенному органу как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа(2. При отсутствии кассы в месте производства таможенного оформления таможенные платежи уплачиваются непосредственно инспектору-исполнителю при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.) в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации.

Не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных пошлин и налогов денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, - они представляют имущество лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса.

В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Излишняя уплата таможенной пошлины и налогов чаще всего происходит в результате неправильного применения ставки таможенных пошлин, налогов или обычных ошибок плательщика при расчете величины уплаты.

Но бывают ситуации, когда таможенные органы выявляют и факты неуплаты или неполной уплаты таможенной пошлины и налогов, и в таких случаях они выставляют требование об уплате таможенных пошлин и налогов.

Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме и должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования.

Обратим внимание на то, что при выставлении требования об уплате таможенных платежей в данной ситуации исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом (п. 2 ст. 324 Таможенного кодекса 2003 г.).

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в перечисленные выше сроки таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей, и если в результате принудительного взыскания фактически взысканная в качестве таможенных пошлин, налогов сумма денежных средств превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с таможенным законодательством, такие денежные средства признаются излишне взысканными таможенными платежами.

Факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов может быть обнаружен самим плательщиком таможенных платежей или таможенным органом. В случае обнаружения указанного факта таможенным органом он обязан уведомить плательщика о сумме излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей не позднее одного месяца со дня обнаружения.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей независимо от того, кем была обнаружена излишняя уплата или излишнее взыскание, производится на основании заявления плательщика(3. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.).). Указанное лицо вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей только в течение трех лет со дня их уплаты или взыскания - это положение закреплено в пункте 2 статьи 355 Таможенного кодекса 2003 года. Обращаем особое внимание на то, что по истечении данного срока излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные платежи возврату не подлежат (п. 9 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.).

В случае несвоевременного возврата денежных средств таможенный орган обязан возвратить указанные суммы с начисленными на них процентами за каждый день нарушения срока возврата независимо от даты, когда таможенные пошлины, налоги были излишне уплачены или излишне взысканы (п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.). Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производилась в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошла их излишняя уплата или излишнее взыскание.

Порядок возврата излишне уплаченных и порядок возврата излишне взысканных налогов, установленный Налоговым кодексом (ст.ст. 78-79 Налогового кодекса), различны: при нарушении срока возврата излишне уплаченных налогов проценты на указанную сумму начисляются за каждый день нарушения срока возврата, а при нарушении срока возврата излишне взысканных налогов - со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Возвращаются излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги на счет, указанный в заявлении о возврате.

Перечислим те способы возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, которые закреплены законодателем:

перечисление денежных средств на счет, указанный в заявлении плательщика о возврате (п. 5 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.);

зачет в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (п. 8 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.).

Очень важен и тот момент, что при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности не производится. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов также не производится, если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц и в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Тождественны ли понятия "плательщик таможенных пошлин и налогов" и "лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин и налогов"?

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Таможенного кодекса "любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу".

Соответственно, в случае неуплаты таможенных пошлин и налогов в установленные сроки и в установленном порядке причитающиеся к уплате суммы взыскиваются таможенным органом с лиц, ответственных за их уплату. То есть ответственность перед таможенным органом за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных пошлин и налогов несет лицо, ответственное за их уплату.

В Таможенном кодексе 2003 года законодатель положения о лицах, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, объединил в отдельную статью (ст. 320).

Лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, являются:

1) декларант.

В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Таможенного кодекса. Данный пункт предусматривает, что декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 Таможенного кодекса;

иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо;

2) брокер.

Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 Таможенного кодекса;

3) владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При несоблюдении положений Таможенного кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных им для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных Таможенным кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Как понимать норму таможенного законодательства (п. 3 ст. 2 ТК РФ 2003 г.), допускающую, что "товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами"?

Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию - это закреплено в пункте 1 статьи 2 Таможенного кодекса 2003 года.

Под таможенной территорией понимают пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в глоссарии таможенных терминов Совета таможенного сотрудничества (ныне - Всемирная таможенная организация).

Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статье 8 Конституции РФ, в которой закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, а также в пункте "ж" статьи 71 Конституции РФ, в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.

В соответствии с Таможенным кодексом российская таможенная территория включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. При этом товары, помещенные на территории таких особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных платежей, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами. Эта норма была принята уже на основании существующей законодательной практики, например Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Статья 1 этого Закона предусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье Закона устанавливается, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном Законе. Именно из-за этих особенностей (они обозначены в ст. 7 Закона) территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.

Расскажите о такой форме таможенного контроля, как таможенная ревизия. Когда она применяется?

Таможенный контроль может проводиться только таможенными органами и только в тех формах, которые перечислены в Таможенном кодексе (ст. 366). Некоторые формы таможенного контроля, которые закреплены в новом Таможенном кодексе, являются его новеллами - к таким новеллам относится и таможенная ревизия.

Таможенная ревизия - это проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц. Проведение таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Соответственно таможенная ревизия также проводится таможенными органами, и, осуществляя ее, они обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и т.д.

Законодательно закреплены и формы, в которых таможенная ревизия может проводиться: общая и специальная формы (п. 1 ст.376 нового Таможенного кодекса).

Отличия этих форм таможенной ревизии мы отразим в таблице.

/Общая форма таможенной ревизии/Специальная форма таможенной ревизии

1 Кто принимает решение о проведении./2 Начальник таможенного органа или лицо, его замещающее./3 Начальник таможни или вышестоящего таможенного органа или лицо, его замещающее.

У кого проводится./У декларантов и лиц, указанных в ст. 16 Таможенного кодекса и не выступающих в качестве декларанта./У тех лиц, у которых по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, предусмотренных гл. 35 Таможенного кодекса, обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений; у таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных Таможенным кодексом; у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных Таможенным кодексом, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При проведении ревизии, что может проверяться таможенными органами./Вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации./Могут требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящихся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней; осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с Таможенным кодексом в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых; проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; проводить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со ст. 377 Таможенного кодекса.

Сроки проведения./В минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней./В минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и 'не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии(1. В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений.). В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки еще на один месяц.

Особенности./Повторное проведение в отношении одних и тех же товаров не допускается./Повторное проведение у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Оформление результатов таможенной ревизии./Составляется акт(2. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.) по форме, определяемой ГТК России: в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии./Составляется акт(2. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.) по форме, определяемой ГТК России: в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии.

Решение о проведении таможенной ревизии принимается в письменной форме и перед началом ее проведения копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.

Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы могут использовать:

результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами;

аудиторские заключения;

акты и заключения, составленные государственными органами.

При обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается, акт о результатах проведения таможенной ревизии в такой ситуации составляется незамедлительно. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Что представляет собой процедура предварительного декларирования? Когда и для чего она производится?

Процедура предварительного декларирования - это еще одна из новелл Таможенного кодекса 2003 года.

Законодатель закрепил возможность подать таможенную декларацию на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита в статье 130 Таможенного кодекса 2003 года. В случае применения данной процедуры очень важным является следующий момент: если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной.

В качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур, такая таможенная декларация может использоваться только после завершения ее проверки и уплаты всех, подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Обратим внимание на особенности при принятии документов для предварительного декларирования: они связаны с тем, что для таможенных целей бывают необходимы транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары. В такой ситуации таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов, а при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

Расскажите об отличиях таможенного досмотра товаров и транспортных средств и таможенного осмотра.

Таможенный осмотр - одна из форм проведения таможенного контроля, которая представляет собой административное действие уполномоченных должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида товаров и транспортных средств без вскрытия грузового помещения, тары или упаковки на предмет законности их перемещения через таможенную границу и соблюдения норм таможенного законодательства.

Таможенный досмотр - форма проведения таможенного контроля, которая представляет собой административное действие уполномоченных лиц таможенных органов, сводящееся к осмотру товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Ответ на поставленный вопрос будет более полным, если начнем мы его с указания общих признаков этих форм таможенного контроля, которые выделим на основании приведенных выше определений:

1) цель проведения - установление законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

2) объект - товары и транспортные средства;

3) административный характер действий, совершаемых таможенным органом.

Анализируя все те же определения, мы отметим и основное отличие: осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру. Проверяя в процессе таможенного осмотра наличие и состояние необходимых обозначений таможенного обеспечения (пломб, печатей, знаков и т.п.), таможенные органы выявляют тем самым факты нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

При проведении досмотра может осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации.

Что такое таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности? Кем он ведется и каковы цели его ведения?

Одной из функций таможенных органов Российской Федерации является пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности. Осуществление мероприятий по защите интеллектуальной собственности является важным фактором, обеспечивающим повышение собираемости таможенных платежей за счет увеличения налогооблагаемой базы, стимулирование отечественного товарного производства, привлечение инвестиций, защиту прав потребителей.

Правообладатель, то есть лицо, обладающее правами на объект интеллектуальной собственности (или иное лицо, на законных основаниях представляющее его интересы), имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации нарушаются его права на объект авторского права, смежных прав, товарный знак и другое, вправе подать в ГТК России заявление о включении в реестр объектов интеллектуальной собственности.

Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 Таможенного кодекса, в связи с приостановлением выпуска товаров, способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу вышеперечисленных лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тысяч рублей.

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ГТК России принято решение о мерах, связанных с приостановлением выпуска товара, в соответствии с главой 38 нового Таможенного кодекса(4. Данная глава регулирует вопросы, связанные с мерами, принимаемыми таможенными органами в отношении отдельных товаров.) вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.

Порядок принятия таких мер законодатель закрепил в главе 38 нового Таможенного кодекса и они принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем(5. Такие меры не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.).

За включение в реестр плата не взимается. Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом указанным органом.

ГТК России обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях.



Т.Н. ТРОШКИНА, 9, стр. 55-60, Закон (приложение к газете Известия)
01/09/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации