Принцип светофора
С 1 января 2004 года вступает в силу новый
Таможенный кодекс. Таможенники довольны, но бизнесмены относятся к нему скептически. Алексей МЯСНИКОВ
Закончилась история трехлетних мытарств базового документа российской таможни. Много копий было сломано, внесено бесчисленное количество поправок. Как считает глава
ГТК Михаил Ванин, законопроект вобрал в себя все лучшее, что предлагали депутаты, таможенники, предприниматели и эксперты. По сути это даже не новая редакция
Таможенного кодекса 1993 года, а совершенно новый документ, с которым «Россия войдет в первую десятку стран по качеству таможенного законодательства». Ему вторит председатель Экспертного совета, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Валерий Драганов: «Принятие кодекса будет способствовать улучшению условий при прохождении таможенных процедур и поможет интеграции России в мировое сообщество».
Действительно, кодекс упрощает ряд таможенных процедур. С десяти до трех дней сокращается срок таможенного оформления. Тремя днями ограничивается и проверка участников внешнеэкономической деятельности. Закрепляется так называемый «принцип светофора», ранее известный как «зеленый коридор». Смысл его в том, что компаниям, которым таможня доверяет, можно будет без проблем провозить свой товар через границу. Наиболее честным и открытым обещают разрешить выпуск товара в свободное обращение даже перед подачей декларации — запрашиваемые таможенниками документы можно будет представить позже. Примечательно, что кодекс четко определяет перечень таких документов. В течение суток бесплатно участники ВЭД могут получить любую необходимую информацию, связанную с таможенным оформлением. Более либеральным станет режим свободного ввоза оборудования на условиях лизинга — пошлины можно будет уплатить по остаточной стоимости оборудования через три года с момента ввоза. На радость металлургам, пошлины на толлинг (ввозное давальческое сырье) не будут взиматься вообще.
Вопрос о толлинге, конечно, спорный. Например, коммерческий директор ООО «Академия-сервис» Тимур Казанцев убежден, что оставленный в кодексе толлинг нанесет немало потерь государственной казне: «Да, режим переработки на российской территории предоставляет россиянам рабочие места на предприятиях, но при этом бюджет теряет значительные суммы от отказа от экспортных пошлин на продукты переработки».
Все-таки толлинг — частный вопрос. Куда больше возражений у бизнеса по поводу оптимистичного заявления Ванина о том, что новый кодекс снизит издержки для участников внешнеэкономической деятельности и сделает предсказуемой и стабильной сферу таможенного регулирования. Как раз более всего бизнесмены опасаются волюнтаризма таможни. Именно в этой части кодекс остался практически неизменным.
Определение таможенной стоимости товара осталось вотчиной
ГТК. А значит, остается проблема взяточничества. «Несогласным предлагается опять же судиться с таможенниками. Но кто же будет судиться, когда товар лежит на складе?» — говорит исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев. По его мнению, было бы целесообразней передать функции определения таможенной стоимости Минэкономразвития. Иначе при высоких пошлинах заявитель снова будет стремиться понизить таможенную стоимость продукции.
Многие предприниматели считают, что по сути новый кодекс мало чем отличается от прежнего. «Кодекс не является законом прямого действия, потому как без принятия более сотни нормативных актов (мы проводили анализ) он не сможет действовать, — рассказывает вице-президент Калининградской ассоциации экспедиторских и агентских компаний Алексей Зернов. — В нем даны слишком большие полномочия таможенным органам. Вот говорят, что в статьях кодекса будет дан закрытый перечень документов, но ведь сведения в этих документах будет снова определять
ГТК!»
Самой главной и трудной проблемой в ближайшее время станет переработка нормативной базы. Надо писать массу инструкций. Особое опасение вызывает переходный период, когда старый кодекс уже перестает действовать, а механизмы нового еще не заработают. А когда заработают, жизнь участников внешнеэкономической деятельности не станет легче, поскольку их деятельность будет регулироваться приказами и письмами
ГТК. Не нарушая статьи закона, таможенники могут по-своему регулировать и трактовать всевозможные правила. Игра в одни ворота.
Достижением нового кодекса считается то обстоятельство, что таможенным посредникам — брокерам, складам и перевозчикам — больше не надо тратить деньги на получение лицензии. На самом деле лицензирование сохранили, поменяв лишь название — на «получение свидетельства» и «реестр». И платить за это придется куда дороже. Предусмотрено так называемое «обеспечение уплаты таможенных платежей», то есть залог, лишь при наличии которого таможня разрешит заняться посредническими услугами. Для брокера он составит 50 млн рублей плюс страховка гражданской ответственности на 20 млн — на случай если брокер испортит товар клиента или его обманет. Перевозчиком придется «обеспечить» 20 млн рублей, а владельцам складов временного хранения — от 2,5 млн рублей и более, в зависимости от типа склада. Ясно, что многим посредникам новые правила окажутся не по карману.
По словам Бориса Фантаева, введение понятий «свидетельство» и «реестр» — это игра слов. В реестр
ГТК могут ввести любого, кто представит требуемые документы. Но точно так же любого импортера
ГТК может исключить из этого реестра при мнимой или реальной провинности. Восстановиться в реестре можно через суд. Но бизнесмены не хотят судиться с таможенниками. Себе дороже. Но даже и это их право — решать споры через суд — новый кодекс по ряду позиций ограничивает. Зато таможенники по-прежнему, например, имеют право через какое-то время после выпуска товара в свободное обращение предъявить претензии по его неправильному декларированию. Но если раньше эти споры решал суд, то теперь решение таможенных органов является окончательным.
До совершенства, как видим, далеко. По мнению гендиректора «Северстали» Алексея Мордашева, предстоит еще многое сделать в создании судебной защиты участников ВЭД, принять нормативные акты, позволяющие предпринимателям представлять документы в электронном виде. В нареканиях и предложениях недостатка нет, и есть еще время до начала года усовершенствовать
Таможенный кодекс. Ответственность за это сейчас целиком лежит на наших законодателях. Бизнес же, о благе которого они так радели, пока новым кодексом недоволен.