Пошлины на подержанные иномарки...
...можно будет обжаловать в суде
Вступающий в силу с 1 января 2004 года новый
Таможенный Кодекс, по мнению экспертов, изобилует "белыми пятнами". И некоторые из них ставят под вопрос дальнейшее взимание повышенных пошлин на подержанные иномарки. Преграда для ввоза автомобилей старше семи лет, возведенная правительством в октябре прошлого года, может , по мнению опрошенных "РК" юристов, в одночасье рухнуть - достаточно будет обратиться в суд. Дело в том, что в новом кодексе очень расплывчато говорится о величине сбора при ввозе подержанных иномарок: дается ссылка на некий "средний размер" новой таможенной ставки, который будет определяться правительством. Но как сообщил "РК" источник в аппарате правительства, как этот самый средний размер определять, в кабинете министров до сих пор понятия не имеют. Скорее всего, правительственные эксперты "пойдут от обратного" и будут рассчитывать размер ставки таким образом, чтобы общий объем таможенных платежей не изменился. Однако с правовой точки зрения, подобное решение может быть обжаловано в суде, поскольку таможенные платежи относятся к налоговым сборам, а в соответствии с действующим законодательством любые неясности при определении размера этих сборов должны трактоваться в пользу налогоплательщиков. Иными словами, суд может потребовать от правительства расчитывать "средний" платеж исходя из минимальной ставки таможенного сбора на подержанный автомобиль иностранного производства, а вовсе не из необходимости сохранения заградительных пошлин . Таким образом, пошлина за любую иномарку , независимо от ее возраста, будет составлять не более 27% - примерно столько, сколько сегодня приходится платить за машину моложе семи лет. Единственный способ сохранить защитный "стеклянный колпак" над отечественным автопромом - конкретизировать
Таможенный кодекс с помощью поправок. Однако в преддверии выборов провести через Думу подобные изменения столь масштабного документа практически невозможно: поправки либо вообще не пройдут, либо будут так переделаны, что принимать их станет бессмысленно. Чтобы этого не произошло, Минэкономразвития уже предложило отсрочить вступление в силу нового кодекса на полгода, а еще лучше - до конца 2004 года. За это время документ, по мнению чиновников, удастся доработать и привести в соответствие с нормами российского и международного законодательства. Однако, как заявили "РК" в Таможенном Комитете, там считают, что все эти проволочки никакого смысла не имеют. Конечно, противоречия между правовыми департаментами различных ведомств, как правило, укладываются в известную поговорку: "два юриста, три мнения". Но вот что интересно: новую редакцию кодекса защищают только таможенники, а все остальные - и независимые эксперты, и госчиновники - говорят о существенных недоработках, которые могут поставить под сомнение возможность применения закона на практике без ущерба для интересов граждан и государства. По мнению юристов, новая редакция
Таможенного Кодекса дает массу оснований для подачи исков в суд. В беседе с обозревателем "РК" управляющий директор московского представительства AIG Brunswick Capital Management Иван Родионов не исключил, что прецедент будет создан уже в начале следующего года. Понятно, что инициатором судебного разбирательства вряд ли станет какая-нибудь крупная компания: ей нет смысла судиться с таможенниками - легче переплатить. А вот частное лицо вполне может обжаловать не только ставку пошлины, но и само постановление правительства. Подать иск может и какой-ннибудь начинающий юрист, рассчитывающий таким образом сделать себе рекламу. Тем более, что прецедент отмены решений правительства через суд уже существует: в начале этого года Верховный суд признал незаконными отдельные положения постановления правительства, регламентирующего размер и порядок взимания платежей за загрязнение окружающей среды. Вот только желающим отсудить у таможенников кусок пошлины придется поторопиться: если суд хоть раз примет решение в пользу граждан, а не
ГТК, подержанные иномарки хлынут в страну лавиной, и правительство просто вынуждено будет начать как-то с этим бороться.