Минэкономразвития развязало таможенную войну
Один из разработчиков Таможенного кодекса активно высказывает претензии к собственному детищу
Россия в опасности. Совсем скоро, уже с 1 января 2004 г., она лишится собственной легкой промышленности, нормальной внешнеторговой статистики, а также миллиардов рублей бюджетных доходов. Такой вывод неизбежен, если объединить все высказывания самых разных чиновников Минэкономразвития, прозвучавшие с начала сентября.
Виновником грозящей катастрофы, по версии отечественного экономического ведомства, оказывается новый Таможенный кодекс. Именно с его вступлением в силу нашу страну ждет масса неприятностей самого разного калибра. Пора срочно менять документ.
Напомним, что Таможенный кодекс разрабатывался в течение почти четырех лет и был принят лишь весной нынешнего года. Путь от законопроекта к закону оказался весьма тернистым. Достаточно сказать, что если первое чтение состоялось в ноябре 1999 г., то второе - 18 апреля этого года. За этот отрезок времени было представлено пять вариантов текста. Необходимо заметить, что Минэкономразвития было в числе ключевых разработчиков законопроекта.
Увязать противоречивые интересы многочисленных ведомств, парламентариев, крупных импортеров и экспортеров, посредников и прочих сочувствующих – задача не из легких. Худо ли бедно ли, но решить ее удалось. «C принятием новой редакции Таможенного кодекса Россия войдет в первую десятку стран по качеству таможенного законодательства», – заявил по горячим следам председатель ГТК Михаил Ванин.
После первого чтения количество статей в законопроекте выросло с 360 до 460. В окончательном варианте их сократили до 439. К тому же из кодекса исчезли обороты типа «по усмотрению таможенного органа», «при наличии иных оснований». В итоге появился документ максимально прямого действия, заменяющий собой более 4 тысяч подзаконных актов, порой противоречивших друг другу, и соответствующий требованиям ВТО. И это самый главный результат многолетней законотворческой работы.
Теперь Минэкономразвития выступает с критикой сделанного. Его эксперты сочли, что новый Таможенный кодекс - документ крайне недоработанный. Например, в нем нет положения о ставках и перечне таможенных сборов. Чиновники полагают, что это дает основания участникам внешнеэкономической деятельности вообще ничего не платить таможне. Не устраивают правительственных экономистов и вырванные в ходе напряженных дебатов льготы по уплате таможенных пошлин тем, чьи товары перемещаются по трубам и линиям электропередачи, а также тем, чей основной бизнес – толлинг. Обо всех претензиях экономического ведомства, ссылаясь на анонимных высокопоставленных чиновников, много и с охотой писала пресса.
Вчера заместитель главы Минэкономразвития Максим Медведков дополнил этот реестр. По его словам, вызывают сомнения положения, касающиеся перемещения товаров физическими лицами. «По новому варианту Таможенного кодекса каждый командировочный может стать челноком без нарушения законодательства», – посетовал заместитель министра. Причина в том, что кодексом установлен льготный режим импорта для физических лиц. Между тем в Минэкономразвития подсчитали, что треть ввозимых из-за рубежа изделий легкой промышленности перевозится через границу именно рядовыми гражданами. Экономическое ведомство полагает, что льгота убьет отечественную легкую промышленность.
Вообще говоря, все эти проблемы уместно было обсуждать на стадии парламентской работы. Но в Минэкономразвития ссылаются на то, что им на многое пришлось закрыть глаза, поскольку принять Таможенный кодекс как можно скорее требовали «сверху». Теперь чиновники полагают, что самое разумное – отложить вступление в силу нового документа и подчистить огрехи. «Разумный» срок на это – полгода-год . Правда, ГТК уже проделал огромную работу по переоборудованию таможен, обучению персонала, изменению методической и нормативной базы, чтобы с 1 января 2004 г. все участники внешнеэкономической деятельности могли бы начать жить по более либеральным правилам. Отыграть назад будет сложно и технически, и экономически. Да и с политической точки зрения тормозить введение новойредакции Таможенного кодекса совершенно неуместно: процесс присоединения России к ВТО, в частности, рискует вновь застопориться. В аппарате правительства полагают, что даже сама постановка вопроса об отсрочках неуместна.
Тем не менее Минэкономразвития активно твердит о недостатках кодекса. Складывается впечатление, что либо разгорается очередной подспудный межведомственный конфликт, в котором Таможенному кодексу отводится роль дымовой завесы, либо затронуты чьи-то экономические интересы. И едва ли исключительно государственные. Ведь ответ на вопрос - qui prodest? - можно отыскать в самом Таможенном кодексе.
Дело в том, что документ отменяет лицензирование «околотаможенной деятельности», но взамен вводит требования к компаниям-посредникам. С нового года таможенным брокерам придется либо внести на депозит в ГТК 50 млн руб., либо предоставить поручительство на эту же сумму. Эксперты полагают, что многочисленным мелким фирмам это окажется не по карману и в результате в сфере таможенного посредничества останутся лишь действительно крупные компании. Словом, Минэкономразвития, как и в случае с пенсионными деньгами, выступает защитником вполне определенного круга лиц.
Отдел экономики
Владимир Федорцов, 19.09.2003