НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС
С. Г. КУРДЮМОВ, начальник Южного таможенного управления, генерал-лейтенант таможенной службы
Трехлетие создания федеральных округов для таможенной системы России ознаменовалось особым событием. 25 апреля Государственной Думой ФСРФ принят новый Таможенный кодекс - документ прямого действия, который сводит воедино почти три тысячи нормативных актов по таможенному делу и служит уставом экономической границы государства.
Чтобы с 1 января 2004 года участники внешнеэкономической деятельности смогли в полной мере использовать преимущества нового Таможенного кодекса для более эффективной реализации национальных интересов на мировом рынке, таможенники Юга России заложили прочный фундамент.
Созданное 20 апреля 1992 года Северо-Кавказское таможенное управление (с 1999 года - Южное таможенное управление)объединяет в единую структуру 20 таможен Юга России, обеспечивает проведение единой федеральной таможенной политики во всех субъектах федерации, расположенных в пределах ЮФО. Зона ответственности ЮТУ совпадает с границами Южного федерального округа.
В основе взаимодействия ЮТУ с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе - реализация стратегических задач, определенных в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, подготовка и выполнение решений Совета Безопасности РФ, коллегий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, координационных и межведомственных совещаний.
Показателен тот факт, что последние три года, когда наше взаимодействие с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации находится на контроле у полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе и сотрудников его аппарата, стали самыми результативными за всю историю Южного таможенного управления.
В юбилейный год мы вышли на самый высокий рубеж за 10 лет по основным показателям деятельности - и по экономической составляющей, касающейся правоохранительной работы. Проведено около б тысяч оперативных мероприятий, выявлено почти 2, 5 тысячи фактов нарушения таможенного законодательства, помещено на склады временного хранения товаров и транспортных средств на сумму 1, 3 млрд. рублей. Во взаимодействии с другими правоохранительными органами проведены специальные операции "Вихрь-антитеррор", "Караван-авто", "Невод", локальные и межрегиональные мероприятия (всего -1326 совместных операций).
Товарооборот по субъектам ЮФО достиг 6, 4 млад долларов США (экспорт - 4, 1 млрд. долларов, импорт - 2, 3 млрд. долларов). Товарооборот по оформленным таможнями региона товарам достиг 17, 6 млрд. долларов, его весовые объемы превысили 90 млн. тонн. Годовое задание выполнено на 103 %, в государственную казну поступило 62, 7 млрд. рублей, тем самым внесен достойный вклад в общие итоги работы российской таможенной службы, которая сегодня формирует 38 % доходной части государственного бюджета.
В 2003 году российской таможенной службе определено еще более напряженное бюджетное задание. Таможенники России должны пополнить доходную часть российского бюджета на 638 млрд. рублей. Но главное в текущем году - это изменения в таможенном законодательстве, технологии и философии таможенного дела. Содействие развитию внешней торговли - это один из приоритетов современной таможенной политики, получивший яркое выражение в новом Таможенном кодексе. От жесткого административного контроля таможенные органы переходят к всемерному содействию внешней торговле.
Создание обстановки предельной гласности и упрощение деятельности коммерческих операторов - лейтмотив нового Таможенного кодекса, который соответствует мировым стандартам. Детальное описание таможенных режимов и процедур создает понятные правила как для таможенников, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Комфортнее станет работать и иностранным инвесторам. Большее доверие государства, большая свобода участников внешней торговли сочетаются с большей ответственностью. Прозрачность внешнеторгового бизнеса из благих пожеланий становится частью менеджмента и корпоративной культуры.
Южнороссийские таможенники давно готовились к работе в новых условиях. С прошлого года действует КАСТО - комплексная автоматизированная система таможенного оформления, позволяющая контролировать процесс оформления деклараций в реальном времени и крайне затрудняющая безнаказанность возможных злоупотреблений. Уже 10 пунктов таможенного оформления на юге страны включены в эту систему.
Создание современной таможенной инфраструктуры является непременным условием содействия торговле, выстраивания партнерских отношений между государственными институтами и торговым сообществом. Это направление становится приоритетным и в связи с тем, что укрепляются экономические отношения России и Украины, других государств - участников СНГ, повышаются роль и участие южных регионов во внешнеэкономической деятельности. Выгодное географическое положение, наличие высокого производственного, технологического, ресурсного и финансового потенциала, хорошо развитая транспортно-коммуникационная инфраструктура выводят Юг России в разряд регионов наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций и динамичного развития внешнеэкономических связей.
Роль таможенных органов возрастает и в связи с реализацией федеральных программ "Модернизация транспортной системы России", "Юг России" в части евроазиатского коридора "Север-Юг" и проекта "Южные ворота". Одним из главных направлений в работе ЮТУ было и остается обустройство границ с сопредельными государствами. Именно благодаря вмешательству аппарата полпреда удалось сдвинуть с мертвой точки вопрос обустройства и оснащения международных железнодорожных пунктов пропуска на российско-казахстанской границе. В конце прошлого года введен в строй крупнейший на юге страны автомобильный пункт пропуска Нижний Зарамаг. В ближайшие дни планируется ввод в эксплуатацию по постоянной схеме МАПП Яраг-Казмаляр Дагестанской таможни, активизируются работы по обустройству МАПП Адлер-Гантиади Сочинской таможни. В текущем году активно ведется строительство трех современных пунктов пропуска на российско-украинской границе - новых грузовых причалов в Темрюкском, Ейском, Азовском морских портах, морском порту Оля на Каспии.
Это - конкретные меры таможенников, направленные на цивилизованное обустройство экономических границ России и создание условий для развития внешнеэкономической деятельности. Эту работу мы проводим в тесном взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в сотрудничестве с органами власти субъектов федерации в пределах ЮФО, при деятельной поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО.
***
фото:
17-18, стр. 3, Южный федеральный
14/05/2003