Актуально. ТАМОЖНЯ БУДЕТ ДАВАТЬ "ДОБРО" ПО ЗАКОНУ, а не по собственному усмотрению
Судя по всему новый Таможенный кодекс вступит в действие уже 1 июля этого года -такой прогноз сделала депутат Госдумы Валентина Пивненко после второго чтения законопроекта.
Ее оптимизм разделяли многие коллеги-парламентарии. "Старый" Таможенный кодекс действительно создает массу проблем как для импортеров, так и для экспортеров. Он абсолютно не соответствует нормам Всемирной торговой организации, к которой в скором будущем должна присоединиться Россия. И это далеко не исчерпывающий перечень его "минусов".
О некоторых небезынтересных подробностях депутатской работы над новым сводом таможенных правил Валентина ПИВНЕНКО рассказала нашему корреспонденту.
-Валентина Николаевна, средства массовой информации не отказали себе в удовольствии "поерничать" по поводу второго, основного чтения законопроекта. Дескать, четыре года готовились к "историческому факту", накопили три с половиной тысячи поправок, а все обсуждение продлилось не более часа. Подтекст "ерничания" прочитывается легко: депутаты, мол, не утруждали себя изнурительной работой над новым вариантом ТК, а полностью положились на мнение готовившего его комитета по бюджету, поддались влиянию профессионально действовавших лоббистов.
-Исходя из уже почти четырехлетнего опыта работы в Государственной Думе могу сказать, что длительность и горячность обсуждения законопроекта -отнюдь не показатель эффективности работы над ним. Да, новый вариант ТК готовился долго. Но это объясняется и важностью документа, и необходимостью учесть все недостатки существующей таможенной практики. "Рамочность" старого закона вела к чиновничьему произволу: Государственный таможенный комитет дополнил его сотнями ведомственных инструкций, в которых и опытный юрист не всегда мог разобраться, не говоря уж о простом экспортере-импортере. Новый вариант ТК -закон прямого действия, практически исключающий любую ведомственную самодеятельность. Это его самое главное достоинство.
-Но ведь вы не станете отрицать, что и серьезная лоббистская работа заинтересованных структур тоже имела место? В частности, говорят, с вами встречался заместитель руководителя Государственного таможенного комитета России Юрий Азаров...
-Это большое заблуждение -думать, что скорость прохождения законопроекта зависит от того, кто с кем и как смог договориться. Главное, как я уже сказала, -эффективная работа ответственного за документ комитета. В нашем нынешнем понимании уж очень негативный смысл вкладывается в слово "лоббизм". Поэтому я скажу так: да, Юрий Азаров приходил ко мне для того, чтобы разъяснить свою позицию по спорным положениям законопроекта. И если хотите, с просьбой поддержать позицию его ведомства.
Наше сотрудничество уже имеет свою историю. Я очень благодарна руководству ГТК за то, что по моей просьбе два года назад был отменен рожденный в этом ведомстве приказ о закрытии временных пунктов пропуска. Он противоречил и действующей Конституции, и международному договору между Россией и Финляндией. Не займись тогда конкретно и предметно ГТК моим депутатским обращением, закрытие временных пунктов пропуска тяжело сказалось бы на социально-экономическом положении Карелии. Ведь работа таких предприятий, как Пяозерский леспромхоз, других заготовителей и переработчиков леса была бы полностью парализована. Да, можно много спорить по поводу того, целесообразно ли вывозить за границу круглый лес. Можно поспорить и о многом другом. Но сегодня замены поступлениям в бюджет республики, которые обеспечивает продажа за рубеж лесоматериалов, нет. Нет пока и механизмов, в том числе закрепленных законодательно, которые делали бы экономически более выгодной глубокую переработку леса. Вот когда будут решены эти проблемы, придет черед жестких решений по поводу возможности продажи круглого леса.
-Об одном и, по вашему мнению, главном достоинстве нового варианта ТК вы уже сказали: он построен по принципу закона прямого действия, в результате чего к компетенции ГТК отнесено решение вопросов только технического характера; ныне же действующий закон отводил ведомству гипертрофированную роль в регулировании таможенных правоотношений. Какие еще есть положительные отличия?
-Новый вариант все дружно именуют "плодом компромисса". Так оно и есть. Тем не менее он содержит целый ряд положений, усмиряющих чиновничий произвол и облегчающих положение участников внешнеэкономической деятельности. Он на порядок либеральнее сегодняшнего.
-Обращает на себя внимание и еще одно отрадное для импортеров и экспортеров положение. Согласно существующим правилам, для взыскания таможенных платежей нет сроков давности. Новый ТК устанавливает срок давности, причем достаточно небольшой -1 год. Сегодня таможенные органы, наделенные широкими правами, являются эффективными поставщиками средств в бюджет, намного опережая налоговиков. Если их полномочия будут значительно урезаны, не чревато ли это тем, что страна не досчитается в бюджете значительных сумм?
-Ни в коем случае. Наоборот, от более быстрого, оперативного прохождения грузов выиграют и государство, и бюджет. Упрощенная схема прохождения таможенных грузов, уменьшение количества бюрократических препон не означает ослабления государственного контроля или меньшего внимания к экономическим интересам России.
-Какое положение, пункт нового варианта кодекса вы считаете наиболее важным для Карелии?
-Я позволю себе ответить с другого конца и рассказать не еще об одном юридическом пункте, а об очень важном для республики международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) в Суоперя. Распоряжение правительства России о его создании вышло еще в 1992 году.
Но почти 10 лет ничего не делалось для его реализации: не было денег. Потом по инициативе карельского правительства дело сдвинулось с мертвой точки: были выполнены все необходимые проектные работы, удалось защитить в европейских структурах заявку на получение международных средств для автомобильного пункта пропуска -6, 6 миллиона евро; большой интерес проявили финны. Ведь смысл МАПП -именно в ускоренном прохождении таможенных грузов.
Одного, даже самого идеального Таможенного кодекса, в котором прописаны приемлемые сроки оформления грузов и прочие замечательные правила, мало. Для его реализации требуются еще и соответствующие оснащенные современным оборудованием пункты пропуска. С устаревшим оборудованием далеко, то есть вовремя, не уедешь. Ну и какая же ситуация сложилась в Суоперя после того, как дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки? Как ни странно, я о ней узнала от финнов. Они искренне недоумевали: как же так -деньги выделены, правительственные документы есть, их сторона готова выполнять все свои обязательства, но в Государственном таможенном комитете России вдруг все застопорилось? Я уже провела предварительные переговоры с руководством ГТК, обозначила нашу проблему. Теперь необходимы некоторые согласования на уровне Федерального комитета, правительства республики, других заинтересованных лиц. Очень надеюсь, что внесу свою лепту в то, чтобы важное для республики дело пошло, чтобы МАПП заработал. Обустройство современных пропускных пунктов для республики более чем актуально. Ведь у Карелии самая протяженная граница с Европейским Союзом. Мы -ворота страны, а какие к ним предъявляются требования, знает каждый хороший хозяин.
-Валентина Николаевна, до сих пор мы говорили о проблемах таможни, как бы стоя по одну сторону шлагбаума. И эти проблемы отчасти снимает новый вариант Таможенного кодекса. Но по ту сторону шлагбаума тоже находятся ваши избиратели -таможенники, проблемы которых никак не решает новый закон. У них мизерные зарплаты, меньше, чем у врачей и учителей.
-С моей точки зрения, работники таможенных органов должны быть приравнены к государственным служащим, в том числе в вопросах заработной платы. Впрочем, слово "приравнены" здесь как-то и не очень уместно: таможенники ведь действительно служат государству. Причем подавляющее их большинство -верой и правдой, чтобы там ни рассказывали публикации и анекдоты. Положение, в котором они находятся, -часть большой проблемы, именуемой "необходимость реформы заработной платы".
Мне об этом приходилось за время своего депутатства говорить много и настойчиво. Когда шла работа над Трудовым кодексом, многие депутаты, в том числе и я, настаивали на том, чтобы в законе было четко прописано: на момент его принятия минимальный размер заработной платы устанавливается на уровне прожиточного минимума. А уж потом на него при начислении той же пенсии, должны нарастать другие составляющие. Принятие закона повлечет за собой перерасчет и пенсий, и зарплат бюджетников, что хоть немного облегчит жизнь нашим избирателям.
Беседу вела Валерия ДОНСКАЯ, 88, Курьер Карелии
16/05/2003