Кто монополизирует таможню?
На прошлой неделе Совет Федерации одобрил новую редакцию Таможенного кодекса России, регулирующего внешнеторговую деятельность. Официально кодекс вступит в силу с 1 января 2004 г. По мнению аналитиков, положения новой редакции Таможенного кодекса приведены в соответствие с нормами Всемирной торговой организации.
В новом кодексе максимально уменьшено количество отсылочных норм, т.е. во многом его можно считать нормативным документом прямого действия: количество процедур, при которых сотрудники ГТК могли бы каким-либо образом сами толковать нормы кодекса, сведено к минимуму. Перечень таможенных документов, необходимых для таможенного оформления, в кодексе четко прописан, а формальности процедур, насколько это возможно, упрощены. В целом новая редакция Таможенного кодекса более либеральна.
В частности, в новом кодексе содержится исчерпывающий список документов, которые участник ВЭД должен будет предоставлять таможенным органам при декларировании и таможенной очистке товара. Более того, новый Таможенный кодекс предусматривает возможность предоставления этих документов в электронном виде, а также право участников ВЭД запрашивать у таможенных органов интересующую их информацию.
По мнению разработчиков нового Таможенного кодекса, с вступлением этого документа в силу участникам внешнеторговой деятельности будет выгодно работать «в открытую». В частности правила, прописанные в документе, позволяют снять проблему длительных таможенных процедур. Если товар предварительно задекларирован, платежи уплачены заранее, то он будет немедленно выпускаться в оборот. В законе прописаы четкие параметры «добросовестных участников внешнеторговой деятельности», которым позволено направлять товар не на склад временного хранения, а непосредственно на их собственный склад. Срок таможенной очистки товаров будет сокращен с 10 до 3 дней.
В новой редакции кодекса не предусмотрено лицензирование околотаможенной деятельности, связанной с созданием магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения, а также работы посредников — брокеров и перевозчиков. Одновременно либерализируется режим складов временного хранения.
Большинство приморских участников внешнеэкономической деятельности еще не изучило детально нововведения, но общее настроение в связи с принятием документа двойственное.
Станислав Заярный, генеральный директор компании «Ареал-ДВ», импортирующей мясопродукты из США, Австралии, Европы говорит: «Пока что еще не было времени детально разобраться с нововведениями. Вместе с тем, если прописанный упрощенный порядок оформления товаров, сокращение сроков растаможивания ввозимых товаров реально будет работать, это можно только приветствовать. Соответственно, появятся возможности для увеличения импорта».
Президент ОАО «ВМТП» Михаил Робканов: «На мой взгляд, принятие новой редакции Таможенного Кодекса позволяет говорить о существенном прорыве во взаимоотношениях между бизнесменами и таможенниками. Ведь на данный момент таможня — это диктующий орган, по сравнению с которым предприниматели находятся в разных весовых категориях. Сегодня мы можем обратиться в суд и поспорить с таможней. Это принципиально важно. По сути сейчас происходит реформирование таможни, как когда-то была реформирована налоговая служба.
Ведь что сегодня получается? Таможня является органом, формирующим бюджет страны чуть ли не наполовину! Это полный абсурд! Тогда как, к примеру, в США таможня формирует федеральный бюджет не более чем на 1%! Фактически российская таможня — это вторая налоговая служба! В этой связи весьма отрадно, что в новом кодексе заложены механизмы, предусматривающие постепенный уход таможни от исключительно «налоговой» составляющей. Ведь в идеале таможня должна быть органом, регулирующим внешнюю торговлю страны с точки зрения стимуляции отечественного производства плюс учет, и не более того. У нас же доходит до абсурда. К примеру, в России не производятся портальные краны, которые необходимы для всех портов, но они все равно облагаются пошлинами. Зачем, скажите, ограничивать рынок, которого и так нет? Ведь мы приобретаем их для производственной деятельности, используя эти краны, мы заплатим больше налогов, суммы которых совершенно однозначно будут выше полученных государством пошлин».
Игорь Костюков, директор ООО «ЭкспрессТурСервис»: «Наверное, следует согласиться, что новый Таможенный кодекс более либеральный, чем ныне действующий. Однако, на мой взгляд, таможенной службе понадобится еще какое-то время, чтобы чисто психологически «приспособиться» к провозглашенным в документе нововведениям. Ведь одно дело «давить и не пущать», облагать пошлинами всех и вся, и совсем другое — чтобы результатом действий таможенников стало увеличение внешнеторгового оборота, рост экономической мощи страны. Сейчас же запреты и ограничения, действующие на таможенной границе, во многом не способствуют этому».
Татьяна Конка, представитель Ассоциации экспортеров России в ДВФО, директор ООО «Союзвнештранс»: «Наша компания уже 15 лет занимается тем, что в документе названо «околотаможенной деятельностью», и, с одной стороны, хорошо, что ее по новому кодексу не надо лицензировать, а с другой... Сумма залога в соответствии с новым порядком возрастает многократно, и, видимо, это сделано для того, чтобы вытеснить с рынка мелкие и средние посреднические фирмы, тогда как их услуги востребованы, к тому же с помощью этих фирм формируются приемлемые цены при оформлении таможенных процедур для всех участников внешнеэкономической деятельности».
Эту точку зрения разделяет заместитель директора компании «Рос-ТЭК ДВ-сервис» Анатолий Королев: «Новый Таможенный кодекс оставляет двоякое впечатление, некоторые его положения трудно принять. Например, провозглашается, что околотаможенная деятельность отныне не декларируется и тут же говорится, что компании-брокеры должны быть занесены в реестр при соблюдении ими тех же самых требований ... Иначе говоря, нет никакой разницы между старой и новой редакцией кодекса. Упрощенный порядок, о чем так много говорится в кодексе, на 95% зависит от таможенных брокеров и в то же время, как указано в документе, они должны внести залог в сумме 50 миллионов рублей (или $1,5 миллиона). Откуда возьмут такие суммы мелкие и средине брокеры, которых на рынке большинство? На мой взгляд, новый Таможенный кодекс написан для крупных компаний, которые помимо прочего займутся со следующего года еще и оказанием услуг на таможне, то есть монополизируют ее. Соответственно, цены при оказании таможенных услуг возрастут и ни о какой конкуренции на этом рынке не может идти и речи».