Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


Таможне дают "добро"

Но бомжи в погонах остаются

Самым заметным позитивным явлением очередного заседания стало одобрение Таможенного кодекса в новой редакции.

Самым заметным негативным явлением - проблемы, обсуждаемые на "правительственном часе": нехватка денег для выплаты отпускных учителям и обеспечение жильем бездомных военнослужащих.

Оба вопроса заняли по часу с лишним и как бы окольцевали заседание: первый - в самом начале, второй - в самом конце.

А между ними наряду с проходными, тактическими проблемами (утверждение изменений в бюджете Пенсионного фонда за прошлый год, закон о кассовых аппаратах, увеличение количества мировых судей, использование одного из золоторудных месторождений Магаданской области на условиях раздела продукции) оказались и такие стратегически важные, как Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" и ратификация Устава Организации Договора о коллективной безопасности.

Последний акт, думается, стал в определенной мере реакцией на события вокруг Ирака и американскую экспансию вблизи границ России.

К заметным явлениям можно отнести и принятое со второго захода обращение Совета Федерации к Президенту России "в связи с кризисом в сельском хозяйстве". В нем члены палаты отметили, что положение товаропроизводителей на селе становится все более тяжелым. Растет кредиторская задолженность, которую уже не покрыть, даже продав весь годовой объем сельхозпродукции. Поднимаются цены на топливо - по сравнению с 2002 годом они выросли более чем в два раза, в результате чего техника становится на прикол. Да и состояние самой техники резко ухудшается: списывают в 5 раз больше, чем покупают новой. Власть не учитывает, что отечественное сельское хозяйство находится в худших агроклиматических условиях, чем в других странах. Но если там сельхозпроизводителей поддерживают всеми средствами, в том числе финансами, то у нас делается прямо противоположное. Получается, что импорт продовольствия в России поддерживается с двух сторон - властями иностранных государств и нашими. В результате страна все больше теряет продовольственную независимость.

Положение усугубляет и социальная катастрофа на селе. Треть сельских населенных пунктов практически заброшена. 17 тысяч сел и деревень исчезли с географической карты России. Во многих местах живут одни старики,

Обращение Совета Федерации к Председателю правительства М. Касьянову от 26 февраля 2003 года по поводу серьезных проблем сельского хозяйства осталось без внимания, и теперь палата просила Президента страны воздействовать на исполнительную власть.

Конечно, парламент, выступающий в роли просителя, производит не самое лучшее впечатление (если не сказать - жалкое), но, дай Бог, чтобы хоть таким путем удалось поправить критическую ситуацию.

Инструмент прямого действия

Таможенный кодекс представляли сразу четыре комитета Совета Федерации и одна комиссия. А работали над ним, по словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Светланы Орловой, которая выступала с основным докладом, почти все члены палаты. Это неудивительно. Ведь кодекс разрабатывался с 1999 года. Только на последнем этапе его обсуждали десятки раз в Государственной Думе и в Совете Федерации. Было рассмотрено шесть с половиной тысяч поправок. Они поступали от членов Федерального Собрания, из регионов, от Российского союза товаропроизводителей, из Торгово-промышленной палаты.

- Это один из самых серьезных документов, - заявила С. Орлова, - который регулирует не только таможенную, но и экономическую деятельность страны.

Принятый в 1993 году Таможенный кодекс безнадежно устарел. Он весь окутан подзаконными актами, инструкциями, ведомственными регламентами. В новом кодексе четко прописаны действия всех участников таможенного процесса, К тому же учтены все необходимые нормы международного права.

Это первое. Второе - кодекс упрощает ряд таможенных процедур. Он резко сокращает, например, сроки оформления грузов: всего до трех дней. Кроме того, по словам С. Орловой, лучше стала процедура допуска к таможенной деятельности.

В документе, содержащем 439 статей, достаточно много новшеств. Однако, предлагая одобрить его, Комитет Совета Федерации по бюджету высказал и ряд замечаний, которые должны быть учтены в ходе реализации столь внушительного акта.

Несмотря на основательную проработку кодекса, во время его обсуждения у ряда членов палаты все же возникли вопросы. Например, представителя в Совете Федерации от Законодательного Собрания Пензенской области Андрея Вавилова интересовало, как будет увязан Таможенный кодекс с проектом закона о либерализации валютного регулирования, который уже внесен в Государственную Думу. А представитель от правительства этой же области Борис Шпигель, пришедший недавно в палату из крупной фармацевтической структуры, попросил объяснить, каким образом будут проходить таможенную границу лекарства.

Были вопросы и более общего характера. "Как сочетается новый российский кодекс с таможенным законодательством Белоруссии?" (Сергей Антуфьев, представитель в Совете Федерации от Смоленской областной Думы), "Не отразится ли принятие документа на объемах таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет?" (Игорь Провкин, представитель в Совете Федерации от Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия).

На вопросы отвечала не только представлявшая кодекс С. Орлова. В Совет Федерации пришли депутат Государственной Думы Валерий Драганов, занимающийся этой проблематикой, и председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин. Они тоже давали ответы и активно участвовали в дискуссии.

- Этот закон, - сказал В. Драганов, - улучшит жизнь, экономику, производственное положение в стране. Он, с одной стороны, либеральный для бизнеса, а с другой - оставляет государству возможность контролировать прохождение товаров через границу, делая это на основе более эффективных технологий, сосредоточивая внимание на главных направлениях. А это - своевременная уплата денег, борьба с терроризмом и контрабандой, выявление истинных преступников.

Еще одно большое значение кодекса заключается в том, - продолжал В. Драганов, - что его можно отнести к пакету законов о дебюрократизации экономики. Сегодня потенциальные инвесторы (и наши, и иностранные) озабочены не только и уже не столько снижением налогового бремени, сколько наличием технических, административных барьеров, чиновничьим произволом и другими государственными неоправданными вмешательствами в экономику.

В этом смысле закон действительно упрощает таможенные процедуры, делает их легкими, В связи с чем возникают особые, доверительные отношения бизнеса и государства.

Темы совершенствования правовых отношений в связи с принятием кодекса и в то же время ответственности государственных органов за наполнение бюджета продолжил председатель ГТК России М. Ванин.

- Как уже отмечалось, - сказал он, - новый Таможенный кодекс является законом максимально прямого действия. Это означает, что правоотношения в таможенной сфере будут регулироваться непосредственно им, без огромного количества подзаконных актов, которых сегодня накопилось около 3 тысяч. Новое законодательство потребует изменений не только в деятельности таможни. Оно должно изменить и структуру участников внешней торговли.

Опыт последних лет, - отметил М. Ванин, - показывает, что внешнеторговой деятельностью должны заниматься крупные и средние структуры, у которых прозрачны счета и деятельность, а не фирмы, зарегистрированные по паспортам умерших или людей, находящихся в розыске.

Вместе с тем, - сказал в заключение главный таможенник страны, - мы понимаем, что в условиях, когда почти 40 процентов доходов федерального бюджета собирается таможенными органами, сделать таможню просто статистом внешней торговли, наблюдателем за товаропотоками было бы неразумно.

За исключением одного из членов палаты, который предложил отправить кодекс на доработку, все остальные выступающие поддержали его, причем некоторые с весьма оригинальными предложениями.

- Мы все имели дело с таможней еще в те времена, когда не ездили через залы VIP, - сказал представитель в Совете Федерации от Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Леонид Рокецкий. - И вы помните, с каким страхом, заискивающе глядели в глаза таможеннику. И я никогда не знал, какой закон меня защищает.

Сейчас мы наконец-то подошли к тому, что этот закон защищает честь и достоинство гражданина Российской Федерации. Если бы к этому кодексу добавить еще кодекс чести таможенника, цены бы ему не было!

С Л. Рокецким, как относительно защиты чести и достоинства, так и по поводу качества кодекса в целом, согласился и представитель в Совете Федерации от правительства Республики Бурятия Владимир Агапов. Обычно сдержанный на эмоции, он на сей раз энергично поддержал обсуждаемый акт,

- Я немного видел таких законов, как этот кодекс, - сказал он. И, сообщив, что обсудил кодекс у себя в регионе с промышленниками и таможенниками, предложил одобрить его.

Голосование показало, что эту точку зрения разделяют абсолютно все. Никто не нажал кнопку "против".

Бомж в погонах

Если принятие Таможенного кодекса оставляло чувство удовлетворения, то от "правительственного часа" осталось впечатление гнетущее и безрадостное. Обсуждались на нем, как я говорил вначале, две проблемы. Долги по зарплате учителям и обеспечение жильем офицеров, прапорщиков Министерства обороны и других военизированных структур. Накануне я присутствовал на заседании Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой. Аудиторы сообщили, как платят налоги в бюджет некоторые нефтяные компании. Миллиарды рублей уходят в офшоры, на выплату дивидендов узкому кругу лиц, а докладывавший сенаторам на "правительственном часе" первый заместитель министра финансов России Алексей Улюкаев сетовал, что никак не удается закрыть долг по зарплате учителям. На 7 мая этого года он составил 695 млн рублей. И это при средней зарплате работников образования на январь текущего года в 2871 рубль!

Но не успеет власть отдать долги, как вырастает новый ком проблем. Летние отпуска. Чтобы оплатить их, потребуется 23 млрд рублей. Чуть меньше трети приходится на май. Остальное - на июнь. Во многих регионах денег нет. Должно помочь федеральное правительство, ведь оно стягивает на себя основную массу средств. Но эффективной помощи пока нет. А люди уже готовятся идти в отпуск,

- Цены на билеты в центральные области увеличились почти в полтора раза, - заявил председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров, - С Чукотки - 17 тысяч рублей. Из Магадана - 15 тысяч. Из Якутска - 12 тысяч рублей. Одной семье в один конец требуется 50-56 тысяч рублей. Надо что-то делать.

На это А. Улюкаев ответил: да, нормативная база не соответствует реалиям, нужно вносить в нее поправки. Кто будет это делать? Когда? Четких ответов на вопросы не последовало.

Еще более тревожная картина выявилась по другой проблеме: обеспечения жильем военнослужащих. Если отбросить шелуху слов и обратиться только к цифрам, ситуация выглядит так.

За несколько лет военнослужащим было выдано 119 тысяч сертификатов на квартиры. Но это решило только часть задачи. Сегодня требуется обеспечить жильем 570 тысяч семей. Из них 60 тысяч - это семьи, подлежащие выселению из ликвидируемых военных городков. 300 тысяч - ждущие улучшения условий. А 210 тысяч семей вообще не имеют постоянного жилья. Бомжи в погонах!

Как же собирается правительство выходить из этого опасного крута? Ведь обездоленные офицеры - опасная среда для власти. Из рассказов того же А. Улюкаева и заместителя председателя Госстроя Леонида Чернышева получалось, что правительство рассчитывает 270 тысяч семей обеспечить жильем до 2010 года. Остальные бомжи - за горизонтом. Но даже эти наметки вызывают сомнение. До сих пор в правительстве нет кого-то, кто персонально отвечал бы за решение этой проблемы. А создать такую структуру предполагалось еще 5 лет назад.

Вот почему полученная от правительства информация удовлетворила не всех членов палаты. А значит, скоро опять будет обращение или к правительству, или к президенту.

Фото:

- Новую редакцию Таможенного кодекса представила член Совета Федерации Светлана Орлова. 109-е пленарное заседание (14 мая 2003 года)

Фото Юрия ИНЯКИНА, "РФ сегодня"



Вячеслав ЩЕПОТКИН, "РФ сегодня", 10, стр. 13-14, Российская Федерация сегодня
26/05/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации